• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 17 августа 2010 года Дело N 33-7197
 

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Гилевой М.Б. и судей Балуевой Н.А., Нечаевой Н.А., при секретаре Тюрниной Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 17 августа 2010 года дело по кассационной жалобе Главного управления внутренних дел по Пермскому краю на решение Свердловского районного суда г. Перми от 17 мая 2010 года, которым постановлено:

Взыскать в ГУВД Пермского края в пользу Мацнева П.Г. задолженность по недоплате пенсии с учетом индекса потребительских цен, образовавшуюся в связи с занижением оклада по званию в период с 01.01.1999 года по 30.06.199 года в размере 11560 рублей 43 копейки.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Гилевой М.Б., объяснения представителя ГУВД по Пермскому краю - Бурнашовой Е.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мацнев П.Г. обратился в суд с исковыми требованиями к ГУВД Пермского края о взыскании недоплаченной пенсии, указав, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.01.1999 года № 72 с 01.01.1999 года увеличены оклады по должности. С этой же даты на основании решений Верховного суда РФ от 20.10.1999 года № ВКПИ 99-18, от 10.04.1999 года. № ВКПИ 00-16, от 26.02.2002 года № ГКПИ 2002-296, увеличены оклады по воинскому ( специальному) званию. Однако ответчик в нарушение указанного Постановления произвел перерасчет пенсии с учетом увеличения оклада по званию только с 01.07,1999 года. На основании ч. 2 ст. 58 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном «обеспечении военнослужащих... «сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или

выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Истец просит взыскать с ГУВД Пермского края в его пользу задолженность по недоплате пенсии с учетом индекса потребительских цен согласно расчету суммы задолженности в размере 11560 рублей 43 копейки.

Истец Мацнев П.Г. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.

Представитель ГУВД по Пермскому краю в судебном заседании исковые требования не признал.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе ГУВД по Пермскому краю, указывая, что решение вынесено с нарушением норм материального права, выводы суда незаконны и необоснованны, при принятии решения судом неправильно установлены фактические обстоятельства дела, неверно истолкован закон, подлежащий применению. Судом при вынесении решения не был принят во внимание тот факт, что положение Указа Президента РФ в части повышения окладов по званиям с 1.07.1999 года осталось неизменным. Учитывая, что Указ Президента РФ от 1998 года № 1638 не был признан незаконным и утратил силу только с изданием Указа Президента РФ от 30.06.2002 года № 673, увеличение окладов по присвоенным специальным званиям сотрудникам органов внутренних дел РФ должно быть произведено только с 1.07.1999 года. В соответствии с ч. 3 ст. 239-8 ГПК РСФСР ( действовавшей на момент принятия Верховным Судом РФ решения ) признанный незаконным акт государственного органа либо его часть считались недействующими с момента вступления в законную силу решения суда. По смыслу ст. 125 Конституции РФ и правовых позиций, выраженных Конституционным Судом РФ в Постановлениях от 16.06.1998 года, 11.04.2000 года, 18.07.2003 года йот 27.01.2004 года, решения Верховного Суда РФ, которым акт Правительства РФ признан противоречащим федеральному закону, не является подтверждением недействительности нормативного акта Правительства РФ, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание недействующим и, следовательно, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в силу. Таким образом, признание пункта 2 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999 года № 72 недействующим решением Верховного Суда РФ от 20.10.1999 года и утрата в связи с этим вышеназванными нормами силы означает, что они не могут применяться с момента вступления в законную силу указанного решения. Поэтому в оспариваемый период при расчете пенсии истца следует руководствоваться нормами п. «б» статьи 49 Закона от 12.02.1993 года и п. 2 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999 года № 72, который в тот период действовал и применялся.

Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в виду нарушения судом норм материального и процессуального права ( п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 43 Закона РФ № 4468 - 1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» ( в редакции, действовавшей, на момент перерасчета пенсии ) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.

В соответствии с п. «б» ст. 49 названного закона ( в редакции Федерального закона от 21.07.1998 года № 117-ФЗ ), пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру:

б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» ( в первоначальной редакции ), размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.

В соответствии с Указом Президента РФ от 24.12.1998 года № 1638 Правительству Российской Федерации было поручено:

повысить с 1 января 1999 г. в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, оклады по занимаемым штатным должностям сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции;

повысить с 1 июля 1999 г. в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим, оклады по присвоенным специальным званиям сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции.

Постановлением Правительства РФ от 19.01.1999 года за № 72 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов РФ и федеральных органов налоговой полиции», месячные оклады по воинским должностям военнослужащих были повышены в 1.62 раза, а размеры месячных окладов по воинским званиям были увеличены с 1.07.1999 года.

В соответствии с данным Постановлением Правительства РФ, размер пенсии истца был пересмотрен с 1.01.1999 года в части оклада по должности, и с 1.07.1999 года в части оклада по званию.

В обоснование своих требований о перерасчете пенсии истец ссылается на то, что пункт 2 названного Постановления Правительства РФ был признан недействительным (незаконным) решением Верховным судом РФ от 20.10.1999 года в части повышения военнослужащим оклада по воинским званиям лишь с 1.07.1999 года, как противоречащий требованиям п. 2 ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Из указанных обстоятельств исходил и суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Мацнева П.Г.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что признание решением Верховного Суда РФ п. 2 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999 года № 72 недействительным порождает у истца право требовать перерасчета пенсии за период с 1.01.1999 года до 1.07.1999 года в силу следующего.

В соответствии с ч. 3 ст. 239-8 ГПК РСФСР ( действовавшей на момент вынесения решения от 20.10.1999 года) нормативный акт или отдельная его часть, признанные незаконными решением суда, считались недействующими с момента вступления этого решения в законную силу.

По смыслу ст. 125 Конституции Российской Федерации и исходя из правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 16.06.1998 года, от 11.04.2000 года, от 18.07.2003 года и от 27.01.2004 года, решение Верховного Суда Российской Федерации, которым акт Правительства Российской Федерации ( если его проверка допустима судом общей юрисдикции) признан противоречащим федеральному закону, не является подтверждением недействительности нормативного акта Правительства Российской Федерации, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание недействующим и, следовательно, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в силу.

Таким образом, признание п. 2 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999 года № 72 недействующим и утрата в связи с этим вышеназванными нормами силы означает, что они не могут применяться с момента вступления указанного выше решения Верховного Суда РФ в законную силу.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, поскольку перерасчет пенсии истцу производился ответчиком в спорный период времени правильно, в соответствии с названным выше Постановлением Правительства РФ от 19.01.1999 года № 72 - пункт 2. Доводы кассационной жалобы ответчика в этой части заслуживают внимания и влекут необходимость отмены оспариваемого судебного постановления.

Поскольку все значимые для дела обстоятельства установлены, а основанием к отмене решения явилось неправильное применение судом норм материального права, судебная коллегия не передавая дело в суд первой инстанции, принимает новое решение об отказе Мацневу П.Г. в иске.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Свердловского районного суда г. Перми от 17 мая 2010 года отменить.

В иске Мацнева П.Г. к ГУВД по Пермскому краю о взыскании недополученной пенсии за период с 1 января 1999 года по 30 июня 1999 года в сумме 11560 рублей 43 копейки отказать.

Председательствующий

Судьи :




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-7197
Принявший орган: Пермский краевой суд
Дата принятия: 17 августа 2010

Поиск в тексте