• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 23 января 2012 года Дело N 33-538
 

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего: Нечаевой Н.А. Судей Кузнецовой Г.Ю., Валуевой Л.Б. При секретаре Кармановой Ж.П.

Рассмотрела в открытом судебном заседании 23.01.2012 года в г.Перми гражданское дело по кассационному представлению прокурора Чердынского района Пермского края на решение Чердынского районного суда Пермского края от 24.10.2011 года, которым постановлено:

В удовлетворении требований прокурора Чердынского района о признании недействующим п. 1 Решения Совета депутатов муниципального образования «Рябининское сельское поселение» от 05 июля 2011 года № 161 отказать.

Заслушав доклад судьи Кузнецовой Г.Ю., пояснения прокурора Левыкиной Л.Л., поддержавшей доводы кассационного представления, проверив материалы дела, судебная коллегия

Установила:

Прокурор Чердынского района обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 Решения Совета депутатов муниципального образования «Рябининское сельское поселение» от 05 июля 2011 года № 16, которым внесены изменения в Решение Совета депутатов муниципального образования «Рябининское сельское поселение» от 29.11.2006 года № 78 «О налогах на имущество физических лиц». Заявленные требования обосновывал тем, что оспариваемое решение принято органом местного самоуправления с превышением полномочий, установленных законом; решение не было опубликовано, что противоречит ст.5 НК РФ.

В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал.

Представитель администрации Рябининского сельского поселения с требованиями прокурора не согласился.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит прокурор Чердынского района Пермского края, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В кассационном представлении указывает, что органом местного самоуправления изменен перечень объектов налогообложения, установленных законом; обязанность по официальному опубликованию акта законодательства о налогах и сборах администрацией сельского поселения не исполнена.

Судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права (п. 4 ст.362 ГПК РФ).

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального Закона РФ № 131 -ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Совета депутатов Рябининского сельского поселения № 78 от 29.11.2006 г. утверждено «Положение о налогах на имущество с физических лиц», которым установлены ставки налога на объекты недвижимого имущества, в том числе, на «жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные надворные постройки» (пункт 2.1) в зависимости от размера стоимости имущества.

Решением Совета депутатов Рябининского сельского поселения № 161 от 05.07.2011 года внесены изменения в «Положение о налогах на имущество с физических лиц», пункт 2.1 Положения изложен в следующей редакции: «Жилые дома, квартиры, дачи, включая иные строения, помещения и сооружения, входящие в состав домовладения».

Оспаривая указанный нормативный правовой акт органа местного самоуправления в части, прокурор сослался на положение статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ), согласно которому нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления по вопросам установления налогов и сборов подлежат обязательному официальному опубликованию, в то время как решение от 05.07.2011 года опубликовано не было.

Не согласившись с позицией прокурора, суд указал, что для органов местного самоуправления порядок опубликования нормативных актов, регулируется ч.З ст. 47 ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Установив, что текст оспариваемого решения был размещен на информационных стендах, суд пришел к выводу о том, что порядок обнародования нормативного акта соответствует требованиям законодательства, выполнен в соответствии с положениями Устава муниципального образования.

Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным.

В силу ч.З ст.47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Пунктом 2 ст.47 Устава Рябининского сельского поселения установлено, что официальным опубликованием (обнародованием) правового акта поселения является первая публикация его текста путем размещения на специальных стендах, установленных в территориальных администрациях сельского поселения, библиотеках, школах (п.Рябинино, п.Пянтег, п.Редикор, с.Серегово).

Довод кассационного представления о том, что в данном случае следовало руководствоваться положениями Налогового кодекса РФ, не может быть принят во внимание.

В пункте 5 статьи 5 НК РФ закреплена норма, распространяющая действие положений статьи 5 НК РФ на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

По общему правилу нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Вместе с тем, само по себе указание в данной норме права на то, что информация о налогах подлежит официальному опубликованию, не порождает обязанность для сельского поселения для публикации местного нормативного акта в средствах массовой информации.

Как следует из содержания ч.б ст.52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в ней реализуется принцип гласности деятельности органов местного самоуправления и принцип прозрачности местных бюджетов.

При этом в данной норме права специально выделен абзац второй, содержание которого распространяется только на городские и сельские поселения, поскольку именно в них могут возникать затруднения с опубликованием местных нормативных актов (в том числе и местных бюджетов). Слабая материальная база не позволяет большей части поселений содержать собственную типографию. В этом случае органы местного самоуправления обязаны предусмотреть иные способы обнародования официальных документов. Именно это и было сделано Рябининским сельским поселением, которое зафиксировало в своем Уставе возможность ознакомления жителями поселения с принятым решением о бюджете путем размещения его текста на специальных стендах.

При таких обстоятельствах доводы кассационного представления в указанной части не могут быть признаны обоснованными.

Отказывая прокурору в удовлетворении заявления о признании указанного пункта «Положения...» недействующим, суд первой инстанции исходил из того, что ст.2 ФЗ РФ № 2003-1 от 09.12.1991 года не содержит исчерпывающего перечня объектов налогообложения, оспариваемое Положение не противоречит закону, поскольку соответствует установленным законом целям налогообложения, обеспечивая налогообложение в законном размере, однако, данный вывод суда нельзя признать правильным.

Согласно п. 6 ст. 2 ФЗ РФ от 09.12.1991г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (ред. от 27.07.2010) «Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

жил ой дом;

квартира;

комната;

дача;

гараж;

иное строение, помещение и сооружение».

Статья 12 НК РФ определяет полномочия представительных органов местного самоуправления по установлению налогов и сборов, определяет элементы налогообложения (налоговые льготы, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов). Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом РФ.

Следовательно, изменение органом местного самоуправления структуры объектов налогообложения, ранее установленной «Положением о налогах на имущество с физических лиц», утвержденным решением Совета депутатов Рябининского сельского поселения № 78 от 29.11.2006 года, противоречит положениям ст. 12 НК РФ, свидетельствует о превышении компетенции органа муниципального образования в сфере налогообложения, что является основанием для признания нормативного правового акта недействующим в указанной части.

На основании изложенного решение суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права.

Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия в силу ст.361 ГПК РФ считает возможным принять новое решение об удовлетворении заявленных прокурором требований о признании недействительным пункта 1 Решения Совета депутатов муниципального образования «Рябининское сельское поселение» от 05 июля 2011 года № 16.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

Решение Чердынского районного суда Пермского края от 24.10.2011 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым пункт 1 решения Совета депутатов муниципального образования «Рябининское сельское поселение» от 05 июля 2011 года № 161 признать недействительным с момента его принятия.

Председательствующий:

Судьи:




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-538
Принявший орган: Пермский краевой суд
Дата принятия: 23 января 2012

Поиск в тексте