• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 07 сентября 2011 года Дело N 33-9032
 

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Няшина В.А., судей Мезениной М.В., Елецких О.Б., при секретаре Роговой Т.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми дело по кассационному представлению прокурора г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 26 июля 2011 года, которым постановлено :

Отказать в удовлетворении требований прокурора г. Перми о признании недействующим и не подлежащим применению решения Пермской городской Думы от 28 ноября 2006 года № 303 «О налоге на имущество физических лиц на территории г. Перми».

Заслушав доклад судьи Мезениной М.В., объяснения прокурора отдела прокуратуры Пермского края Кузнецовой С.Н., поддержавшей доводы кассационного представления, представителя Пермской городской Думы К., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Перми обратился в суд с заявлением о признании не действующим и не подлежащим применению решение Пермской городской Думы от 28 ноября 2006 года № 303 «О налоге на имущество физических лиц на территории города Перми».

В обоснование заявленных требований указано, что данное решение содержитположения, противоречащие федеральному законодательству. Решением установлены налоговые ставки в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и вида имущества. Между тем, Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ч. 1 ст. 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» изложена в новой редакции: ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. В силу данной нормы с 1 января 2010 года ставки дифференцируются только исходя из инвентаризационной стоимости имущества и типа его использования (в личных или коммерческих целях). Какие-либо иные критерии органы местного самоуправления устанавливать не могут. Кроме того, решение № 303 в нарушение ч. 4 ст. 12 Налогового кодекса РФ и ч. 9 ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» не содержит сведений о сроке уплаты налога. Также в нарушение п. 3, п. 7 ст. 2 и ст. 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» решением № 303 не определена налоговая ставка в отношении доли в праве общей собственности в жилом доме, квартире, комнате.

Представитель заявителя в судебном заседании исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что решение Пермской городской Думы № 303 в части Приложения № 2, устанавливающего льготы по уплате налога не оспаривается.

Представитель Пермской городской Думы возражал против заявленных требований.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационном представлении прокурор г. Перми просит решение суда отменить, полагая, что решение постановлено с нарушением норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов кассационного представления, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в части в связи с нарушением и неправильным применением норм материального права (п.4ч.1 ст. 362 ГПК РФ).

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований, суд пришел к ошибочному выводу о том, что, принимая оспариваемое решение от 28 ноября 2006 года № 303, Пермская городская Дума действовала в пределах предоставленных ей законом и Уставом города Перми полномочий, при этом данное решение не противоречит федеральному законодательству.

Согласно п.4 ст. 12 Налогового кодекса РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Таким образом, внесенными Федеральным законом от 28.11.2009 г. № 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» поправками закреплен приоритет Кодекса над нормативными актами органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при установлении ими элементов налогообложения по местным налогам. Полномочия муниципальных органов по введению элементов, как налоговая ставка, порядок и сроки уплаты налогов, могут устанавливаться регионами только в том случае, если НК РФ их не устанавливает.

Согласно ч.1 ст. 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения

Соответственно, с 01.01.2010 года органы местного самоуправления могут установить дифференциацию ставок налога на имущество физических лиц, исходя только из инвентаризационной стоимости имущества и типа его использования ( жилое, нежилое, используемые для личных или коммерческих целей ).

Вместе с тем, перечень объектов налогообложения установлен Федеральным Законом «О налогах на имущество физических лиц», статья 2 которого содержит сведения об объектах налогообложения.

Таким образом, установление оспариваемым Решением № 303 Пермской городской Думы налоговых ставок в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и вида имущества, противоречит п.4 ст. 12 Налогового кодекса РФ и п. 1 ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 « О налогах на имущество физических лиц».

В соответствии с частями 2 и 3 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

На основании изложенного пункт 2 Решения Пермской городской Думы от 28 ноября 2006 года № 303 «О налоге на имущество физических лиц на территории города Перми» устанавливающий ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости видов имущества, следует признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с доводами прокурора о том, что в нарушение ч. 4 ст. 12 Налогового кодекса РФ и ч.9 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 « О налогах на имущество физических лиц» не содержит сведений о сроке уплаты налога. Также, в нарушение п.З, п.7 ст. 2 и ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» оспариваемым решением № 303 не определена налоговая ставка в отношении доли в праве общей собственности.

Отказывая в удовлетворении требований прокурора в данной части, суд первой инстанции правильно исходил из того, что законом не предусмотрено, что такой элемент налогообложения как срок уплаты налога в обязательном порядке должен устанавливаться представительным органом муниципального образования. Такой элемент налогообложения как срок уплаты налога на имущество физических лиц установлен частью 9 ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», согласно которому уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. У Пермской городской Думы не имелось необходимости устанавливать в оспариваемом решении срок уплаты налога, поскольку он установлен законом, приравненным к Налоговому кодекса РФ.

Также правомерно суд посчитал необоснованными доводы заявителя о том, что оспариваемым решением не определена налоговая ставка в отношении доли в праве общей собственности на имущество, поскольку в пункте 2 оспариваемого решения предусмотрено, что ставки налога на имущество, установленные приложением N 1, применяются к доле в праве общей собственности на соответствующие виды имущества.

На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании пункта 2 Решения Пермской городской Думы от 28 ноября 2006 года № 303 «О налоге на имущество физических лиц на территории города Перми» устанавливающий ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости видов имущества.

Руководствуясь ст.ст. 199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 26 июля 2011 года отменить в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании пункта 2 Решения Пермской городской Думы от 28 ноября 2006 года № 303 «О налоге на имущество физических лиц на территории города Перми» устанавливающий ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости видов имущества. Принять в указанной части новое решение.

Признать пункт 2 Решения Пермской городской Думы от 28 ноября 2006 года № 303 «О налоге на имущество физических лиц на территории города Перми» устанавливающий ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости видов имущества недействующим со дня вступления кассационного определения в законную силу.

Обязать Пермскую городскую Думу опубликовать сообщение о нем в средствах массовой информации.

В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи краевого суда :




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-9032
Принявший орган: Пермский краевой суд
Дата принятия: 07 сентября 2011

Поиск в тексте