СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 декабря 2011 года Дело N 33-12837

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Лаврентьева В.Ю. и судей Мезениной М.В., Елецких О.Б., при секретаре Роговой Т.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по кассационной жалобе ФГОУ СПО «***» на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 15 сентября 2011 года, которым постановлено:

Исковые требования Прокурора Мотовилихинкого района г.Перми, выступающего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования «***» о признании незаконным бездействия по устранению нарушений правил пожарной безопасности и понуждении к их выполнению, - удовлетворить.

ПризнатьнезаконнымбездействиеФедерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «***» по исполнению требований пожарной безопасности.

Обязать Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «***» в срок до 15 января 2012 года выполнить мероприятия по устранению нарушений следующих правил пожарной безопасности:

- восстановить защитный слой штукатурки в поэтажных коридорах общежития ****) (1,2,3-й этажи) в подвальном помещении ППД 01-03 п.36; демонтировать подвесной потолок, смонтированный по горючему каркасу в поэтажных коридорах общежития (****) (1,2 этажи) ППД 01-03 п.З; демонтировать горючую отделку стен и пола (масляная краска, линолеум) на путях эвакуации в общих коридорах общежития (****) (1,2 этажи) ППД 01-ОЗп.53.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Мезениной М.В., пояснение представителя колледжа З., представителя прокуратуры Пермского края Кузнецовой С.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Мотовилихинского района г.Перми, выступающий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Федеральному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования «***» о признании незаконным бездействия по устранению нарушений правил пожарной безопасности и понуждении к их выполнению.

В обоснование требований указал, что по результатам плановой проверки соблюдения требований пожарной безопасности инспектором 3 ОГПН г. Перми, проведенной 09.11.2009 года в общежитии ФГОУ СПО «***», 15.12.2009 года в адрес должностного лица было выдано предписание № 697/1/1-13 по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01.12.2010 года, состоящее из 13 пунктов.

Вновь проведенной проверкой 21.12.2010г. по 18.01.2011 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности и соблюдения требований пожарной безопасности выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля - предписания № 697/1/1-13 от 15.12.2009 года. Считают, что администрацией ФГОУ СПО «***» не принимаются меры к устранению нарушений Федерального Закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», не выполняется возложенная законом обязанность соблюдать требования правил пожарной безопасности, допускается бездействие, чем нарушается право неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности -состояние защищенности личности от пожара, гарантированное ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности».

Прокурор просит признать незаконным бездействие Федерального Государственного образовательного учреждения СПО «***» по исполнению требований пожарной безопасности и обязать ФГОУ СПО «***» выполнить мероприятия по устранению нарушений правил пожарной безопасности: Провести эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц и ограждений кровли с составлением соответствующего акта ППБ 01-03 п.41 (пункт 1 предписания № 697/1/1-13 ot15.12.2010 г.);

Двери лестничных клеток оборудовать устройствами для самозакрывания и уплотнением в притворе ППД 01-03 п.З (п.5 Предписания...);

На наружных стенах здания установить указатели места нахождения ближайших пожарных гидратов ППБ оО-ОЗ п.90 (п.6 Предписания...);

Восстановить защитный слой штукатурки в поэтажных коридорах общежития (1,2,3-й этажи), в подвальном помещении ППД 01-03 п.36 (п.11 Предписания...); Демонтировать подвесной потолок, смонтированный по горючему каркасу в поэтажных коридорах (1,2 этажи) ППД 01-03 п.З (п.12 Предписания...);

Демонтировать горючую отделку стен и пола (масляная краска, линолеум) на путях эвакуации в общих коридорах (1.2 этажи) ППД 01-03 п.53 (и. 13 Предписания № 697/1/1-13).

Определением суда от 27.07.2011 года Министерство образования и науки Российской Федерации привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика.

Судом постановлено, приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ФГОУ СПО «****» просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что суд необоснованно не привлек в качестве соответчиков Министерство образования и науки, как учредителя, Территориальное управление Росимущества по Пермскому краю, как представителя собственника недвижимого имущества и УФК по Пермскому краю, как распорядителя бюджетных средств. Судом не учтено, что администрацией принимаются все необходимые меры по выполнению предписания, однако из-за отсутствия финансирования устранить оставшиеся 3 пункта предписания невозможно.

Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене в части признания незаконным бездействия администрация колледжа, связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Судебная коллегия находит выводы суда ошибочными, основанными на неверном применении норм процессуального и материального права.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 г. N 820 утверждено Положение о государственном пожарном надзоре, согласно которому в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (далее -органы государственного пожарного надзора), являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют деятельность по проверке соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - организации), гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее -граждане), а также должностными лицами требований пожарной безопасности.

Органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности (ст. 6 Положения).

Главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители, а также главные государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору и их заместители имеют право осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности органами местного самоуправления; давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности; вносить в органы местного самоуправления предложения об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории; вносить в органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 10 Положения).

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

При этом руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Учитывая положения вышеприведенных правовых норм, а также положения ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что обязанность по устранению правил пожарной безопасности следует возложить непосредственно на Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «***», при этом суд верно указал, что недостаточное финансирование не освобождает от обязанности выполнения мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности.

Между тем, суд ошибочно пришел к выводу о незаконности бездействия администрации ФГОУ СПО «***», дав оценку актам проверки от 15.12.2009 года, от 18.01.2011 года, и не принимая во внимание то обстоятельство, что с в настоящее время администрация принимает меры по устранению нарушений указанных в актах. В материалах дела имеются письменные доказательства, исследованные судом первой инстанции, подтверждающие доводы администрации о принятых и принимаемых в настоящее время мерах. Согласно представленному акту обследования от 22.06.2011 года ФГОУ СПО «***» по предписанию № 697/1/1-13 от 15.12.2009 года не устранены нарушения требований пожарной безопасности из 13 пунктов, только три, а именно: не восстановлен защитный слой штукатурки в поэтажных коридорах общежития (1,2,3-й этажи) в подвальном помещении ППД 01-03 п.36; подвесной потолок, смонтирован по горючему каркасу в поэтажных коридорах общежития (1,2 этажи) ППД 01-03 п.З; допущена горючая отделка стен и пола (масляная краска, линолеум) на путях эвакуации в общих коридорах общежития (1,2 этажи) ППД 01-03 п.53.

Суду первой инстанции были представлены план работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности № 697/1/1-13 от 15.12.2009 года, протоколы испытания наружных наклонных пожарных лестниц от 22.06.2010 года, локальный сметный расчет от 12.05.2011 года на текущий ремонт поэтажных коридоров общежития ФГОУ СПО «***», локальная, смета №1, локальный сметный расчет по состоянию на 1 квартал 2011 года.

Таким образом, законных оснований для вывода о соответствующем бездействии администрации колледжа, не имелось.

На основании изложенного, судебная коллегия считает, что незаконного бездействия по устранению нарушений правил пожарной безопасности со стороны администрации ФГОУ СПО «***» не имеется, поэтому оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 258 ГПК РФ для удовлетворения заявления прокурора о признании бездействия незаконным, не имелось.

С учетом изложенного решение суда в указанной части подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 15 сентября 2011 года отменить в части признания незаконным бездействия по устранению нарушений правил пожарной безопасности со стороны администрации ФГОУСПО «***», принять в указанной части новое решение об отказепрокурору Мотовилихинского района в указанных требованиях.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка