СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 марта 2011 года Дело N 33-2755

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Толстиковой М.А.,

судей Хрусталевой Л.Е. и Сергеева В.А., рассмотрела 23 марта 2011 года в открытом судебном заседании в г. Перми дело по кассационной жалобе Администрации Суксунского муниципального района на решение Суксунского районного суда Пермского края от 09 февраля 2011 года, которым постановлено:

Признать незаконным бездействие Администрации Суксунского муниципального района, выразившееся в не опубликовании Постановления Администрации № 122 от 30.07.2010 г. «Об утверждении Положения о порядке предоставления образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения в Суксунском муниципальном районе» и Положения о порядке предоставления образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения в Суксунском муниципальном районе.

Обязать Администрацию Суксунского муниципального района устранить в полном объеме допущенное нарушение: опубликовать в районной газете «Новая жизнь» указанные Постановление и Положение в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Сергеева В.А., объяснения прокурора Кузнецовой С.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Суксунского района обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации Суксунского муниципального района, выразившееся в неопубликовании Постановления Администрации № 122 от 30 июля 2010 г. и утвержденного этим постановлением Положения о порядке предоставления образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения в Суксунском муниципальном районе, и возложить на Администрацию обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение законодательства, а именно: обнародовать в установленном порядке вышеуказанные Постановление и Положение, опубликовав их в районной газете «Новая жизнь».

В обоснование своих требований прокурор указал, что вышеуказанные Постановление и Положение по своему характеру являются нормативными правовыми актами, затрагивающими права, свободы и обязанности неопределенного круга лиц, в том числе граждан, и, следовательно, в соответствии с требованиями ст. 15 Конституции РФ, Федерального закона № 131-ФЭ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Устава Суксунского муниципального района подлежат официальному опубликованию для всеобщего сведения в установленном порядке, в данном случае - в районной газете «Новая жизнь». Ни Постановление, ни Положение обнародованы не были, тем не менее, применяются на территории Суксунского района. Прокурор полагает, что обязанность по обнародованию указанных актов лежит на органе, их принявшем - Администрации района, поскольку иной порядок не установлен.

В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивает.

Представитель Администрации Суксунского муниципального района, и привлеченного судом в качестве заинтересованного лица Главы Администрации района с требованиями прокурора не согласен.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Администрация Суксунского муниципального района просит решение суда отменить. Указал, что прокурор не имел право на обращение в суд в порядке ст. 254 ГК РФ т.к. ни прокурор, ни суд не указали какие права и свободы неопределенного круга лиц нарушены бездействием администрации. Считают, что факт неопубликования не может служить нарушением каких-либо прав граждан в области общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Также указал, что действующее законодательство не возлагает на администрацию Суксунского муниципального района обязанностей по опубликованию каких-либо муниципальных правовых актов. Суд своим решением вмешивается компетенцию органа местного самоуправления. Также считают, что требования должны были быть предъявлены не к администрации района, а к главе администрации Суксунского муниципального района.

Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены решения суда.

Удовлетворяя заявление прокурора, суд обоснованно исходил из положений ст. 15 Конституции РФ, согласно которой, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права... человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Нормативный правовой акт - это официальный документ, изданный в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления либо должностным лицом, устанавливающий правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение.

В соответствии со ст. 131 ФЗ «Об образовании» к компетенции органов местного самоуправления относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования.. В силу ст. 49 Устава Суксунского муниципального района (далее - Устав) к полномочиям Администрации района относится предоставление дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Также в силу ч. 3 ст. 49 Устава Администрация осуществляет иные полномочия по решению вопросов местного значения...

Согласно ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местная администрация представляет собой исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия; согласно ст. 50 Устава глава администрации муниципального района осуществляет общее руководство деятельностью администрации... по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации. В силу ст. 81 Устава постановление, вынесенное главой администрации района - это нормативный правовой акт.

В силу ст. 43 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» глава местной администрации... издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления...

Согласно ст. 74 Устава «Муниципальные правовые акты», по вопросам местного значения... органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления муниципального района принимаются муниципальные правовые акты...

В силу ст. 75 Устава в систему муниципальных правовых актов муниципального района входят как постановления и распоряжения главы администрации муниципального района, так и постановления и распоряжения иных органов местного самоуправления.

Исходя з изложенного суд пришел к правильному выводу, что, в данном случае по вопросам, отнесенным к полномочиям местной администрации, от имени администрации, глава администрации издал правовой акт в пределах своей компетенции.

О нормативном характере Постановления свидетельствует также утвержденное им Положение. Положение регулирует отношения с участием граждан: порядок предоставления услуг дошкольного образования в группах кратковременного пребывания, финансирование деятельности этих групп, в том числе за счет родителей, и т.д., что свидетельствует о его нормативно-правовой природе.

Суд также обоснованно указал, что заявление прокурора предъявлено в защиту прав неопределенного круга лиц. Содержание Постановления и Положения касается конституционных прав граждан, в частности, установленных ст. 43 Конституции РФ прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Постановление и Положение не доведены до сведения граждан в установленном законом порядке, тем самым созданы препятствия к осуществлению ими прав.

В соответствии со ст.47 Федерального закона № 131-ФЭ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Поскольку положения, регламентирующего порядок принятия и опубликования нормативных правовых актов, в Суксунском районе не принято, суд правильно возложил обязанность по опубликованию нормативного правового акта на орган местного самоуправления, от имени которого исходит этот акт.

В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ суд посчитал необходимым установить срок для исполнения данного решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Как правильно указал суд первой инстанции, не опубликованием Постановления и Положения созданы препятствия к осуществлению конституционных прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, так как Порядок регулирует вопросы предоставления гражданам образовательных услуг. Обязанность по опубликованию нормативных правовых актов Администрацией Суксунского муниципального района вытекает из положений ст. 15 Конституции, ст. 83 Устава Суксунского муниципального района, муниципальные правовые акты района публикуются в районной газете «Новая жизнь.» Суд первой инстанции возложил обязанность опубликования нормативных правовых актов на орган, от имени которого исходит этот акт, т.е. на Администрацию Суксунского муниципального района. Сам по себе факт не опубликование нормативных актов не меняет их нормативно-правовой природы, но свидетельствует о нарушении действующего законодательства со стороны Администрации Суксунского муниципального района.

Доводы кассационной жалобы были предметом исследования в ходе судебного рассмотрения дела, судом первой инстанции им дана правовая оценка, с которой судебная коллегия согласна.

Суд первой инстанции установил, что заявителем срок на обращение в суд не пропущен, данный довод в ходе судебного заседания не опровергнут. В деле отсутствуют какие-либо доказательства того, что прокурор пропустил установленный законом срок на обжалование действий должностного лица. Право прокурора на обращение в суд в защиту прав неопределенного круга лиц предусмотрено положениями ч.1 ст. 45 ГПК РФ, что не исключает возможность обращения с таким заявлением и в порядке гл. 25 ГПК РФ, если действием (бездействием) нарушены права и свободы неопределенного круга лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод. Заявление прокурора предъявлено в защиту прав неопределенного круга лиц. Администрацией Суксунского муниципального района не Постановление № 122 от 30.07.2010 г. «Об утверждении Положения о порядке предоставления образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения в Суксунском муниципальном районе» и Положения о порядке предоставления образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения в Суксунском муниципальном районе.

Также несостоятельны доводы жалобы о вмешательстве прокурора в компетенцию органов местного самоуправления, Администрации по возложению обязанности публикации акта, который по действующему законодательству не должен публиковаться. В данном случае оспаривание бездействия органов местного самоуправления подразумевает не вмешательство в деятельность этих органов, а способ защиты нарушенных прав и свобод граждан.

Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, примененных судом первой инстанции при разрешении спорного отношения, поэтому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия:

ОПРЕДЕЛИЛА:

Кассационную жалобу Администрации Суксунского муниципального района на решение Суксунского районного суда Пермского края от 09 февраля 2011 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка