СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 августа 2011 года Дело N 33-8726

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Няшина В.А. судей Елецких О.Б., Мезениной М.В. при секретаре Роговой Т.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 31 августа 2011 г.

дело по кассационной жалобе администрации Суксунского муниципального района на решение Суксунского районного суда Пермского края от 11 июля 2011 г, которым постановлено:

признать незаконным бездействие администрации Суксунского муниципального района при исполнении полномочий по решению вопросов местного значения в сфере дошкольного образования, не принявшей меры по расширению сети дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих деятельность на территории Суксунского муниципального района.

Обязать администрацию Суксунского муниципального района в срок до 01.09.2012 организовать предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении лицам, имеющим право на получение данного вида образования.

Заслушав доклад судьи Елецких О.Б., объяснения представителя прокуратуры Кузнецовой С.Н., проверив дело, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Суксунского района обратился с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Суксунского муниципального района по расширению сети дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих деятельность на территории Суксунского муниципального района, возложении обязанности по предоставлению бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении лицам, имеющим право на получение данного вида образования. В обоснование заявленных требований указывалось, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного дошкольного образования. На территории района функционируют 13 дошкольных образовательных учреждений. По состоянию на 1 января 2011 г. 336 детей дошкольного возраста в возрасте от 1,5 до 5 лет не посещают дошкольные образовательные учреждения, родители этих детей получают пособие по пилотному региональному проекту «Мамин выбор». В процентном соотношении число детей, не посещающих дошкольные учреждения, получающих пособие по пилотному проекту, к детям, посещающим дошкольные образовательные учреждения, составляет 39%. По причине переполненности дошкольных учреждений в районе, родители, получающие это пособие, не могут устроить своих детей в детские сады.

В кассационной жалобе администрация Суксунского муниципального района просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела судом дана неправильная оценка.

Судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в кассационной жалобе (ч.1 ст.347 ГПК РФ), и не находит оснований для его отмены.

Как установлено судом первой инстанции, на территории Суксунского муниципального района существует дефицит свободных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях и очередность в дошкольные образовательные учреждения. По состоянию на 30 июня 2011 г. не обеспечены местами в детских садах 426 детей.

В соответствии чч.1, 2 ст.43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование (ч.1). Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднегс профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и н; предприятиях (ч.2).

В силу п. 11 ч.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российско! Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставлени общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образовани по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечен^ образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российско Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставлени дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатног дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей каникулярное время.

В соответствии с ч.1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится в том числе и организация общедоступного бесплатного дошкольного образования.

В соответствии с п.З Постановления Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Пунктом 7 вышеназванного Постановления определены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады.

Поскольку вопрос об организации общедоступного бесплатного дошкольного образования действующим законодательством отнесён к вопросам местного значения, суд, установив наличие очерёдности в муниципальном образовании в дошкольные образовательные учреждения, правомерно сделал вывод о бездействии со стороны администрации Суксунскогго района в части соответствующей организации предоставления дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях.

Доводы жалобы о том, что организация дошкольного образования не сводится к обеспечению местами в муниципальных образовательных учреждениях (детских садах), и реализуется в иных формах (организация групп кратковременного пребывания детей), что часть родителей по собственному волеизъявлению избрали участие в пилотном проекте, не влекут отмену решения. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка, то есть в форме посещения муниципального дошкольного учреждения, а участие в пилотном проекте Пермского края по предоставлению пособий не является формой получения дошкольного образования и не заменяет это образование. Тот факт, что принимаются меры по созданию групп кратковременного пребывания детей, не свидетельствует об исполнении обязанности по организации бесплатного дошкольного образования в соответствующем муниципальном учреждении, поскольку, как было указано выше, государством гарантируется возможность общедоступного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях. Судом установлено, что родителями несовершеннолетних подаются заявления об устройстве детей именно в муниципальные детские сады, которые не обеспечивают местами всех желающих; организована регистрация заявлений по дате их принятия, что позволило суду сделать обоснованный вывод о наличии дефицита мест в детских садах и определенной очередности. Ссылка администрации на то, что законодательство не регламентирует вопросы очередности в детские учреждения, и на отсутствие таковой в Суксунском районе, не опровергает выводы суда в отношении установленных фактических обстоятельств дела и не свидетельствует о достаточной обеспеченности местами в дошкольных учреждениях.

Не влекут отмену решения доводы жалобы, что на территории района ведется строительство новых детских садов, принимаются иные меры по организации дошкольного образования. Суд обоснованно исходил из того, что принимаемые меры, в том числе строительство детского сада на 80 мест в п.Суксун, с учетом того, что именно в п.Суксун существует основной дефицит мест в детских учреждениях, не приведет к значительному сокращению очередности, то есть принимаемые администрацией меры не являются достаточными.

Доводы администрации, что суд принял невыполнимое решение, установив срок до 01.09.12., в течение которого невозможно осуществить мероприятия, связанные со строительством, не являются основанием к отмене решения. Обязанностью администрации района является обеспечение организации общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях на территории района. Учитывая предоставленные администрации полномочия, суд и возложил на нее соответствующую обязанность, что не противоречит Закону РФ «Об образовании» и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при этом не обязывая совершать конкретные действия в рамках осуществления такой обязанности, в том числе по строительству детских садов в определенный срок. По этим же основаниям не основаны на законе и решении суда доводы администрации, что суд вмешался в компетенцию органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Кассационную жалобу администрации Суксунского муниципального района на решение Суксунского районного суда Пермского края от 11 июля 2011 г оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка