СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 сентября 2011 года Дело N 33-9602

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Балуевой Н.А., судей Мехоношиной Д.В., Панковой Т.В. при секретаре Шейко Е.В.

рассмотрела 21 сентября 2011 года в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации Краснокамского муниципального района Пермского края на решение Краснокамского городского суда Пермского края от 09 августа 2011 года, которым постановлено:

«Исковое заявление прокурора г.Краснокамска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Краснокамского муниципального района при исполнении полномочий по решению вопросов местного значения в сфере дошкольного образования, не принятии мер по расширению сети дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих деятельность на территории Краснокамского муниципального образования.

Возложить на администрацию Краснокамского муниципального района обязанность по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении лицам, имеющим право на получение данного вида образования в срок до 01.09.2012 года».

Заслушав доклад судьи Балуевой Н.А., пояснения представителя администрации Краснокамского муниципального района Пермского края - А., настаивавшей на доводах, изложенных в кассационной жалобе, представителя прокурора - Левыкиной Л.Л., считающей решение суда по доводам, изложенным в кассационной жалобе, подлежащим оставлению без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Прокурор г.Краснокамска, выступая в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Краснокамского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации Краснокамского муниципального района при исполнении ею полномочий по решению вопросов местного значения в сфере дошкольного образования, выразившемся в непринятии мер по расширению сети дошкольных образовательных учреждений, о возложении обязанности организовать представление общедоступного дошкольного образования в муниципальном общеобразовательном учреждении лицам, имеющим право на получение данного вида образования, в срок до 01.09.2012 года, указывая, что на территории Краснокамского муниципального района функционирует 31 детское дошкольное образовательное учреждение (ДОУ). Предельная наполняемость учреждений, согласно выданным лицензиям, составляет 3 227 человек. Количество детей, посещающих эти учреждения -3 357 человек. По состоянию на 01.05.2011 года на очереди в ДОУ состояло детей: от 2 месяцев до полутора лет - 1100 человек; от полутора лет до 6 лет 1 300 человек, по проекту «Мамин выбор» 1200 человек. Таким образом, на территории Краснокамского муниципального района наблюдается дефицит свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях, тем самым нарушаются права несовершеннолетних на бесплатное общедоступное дошкольное образование. Просил признать бездействие ответчика незаконным и возложить обязанности по устранению нарушений действующего законодательства.

Судом принято вышеназванное решение об удовлетворении заявления.

В кассационной жалобе администрация Краснокамского муниципального района просит решение суда отменить по следующим основаниям. Полагает, что судом при разрешении спора неправильно применены нормы материального и процессуального права, не учтено, что прокурором пропущен срок для обращения в суд с данными требованиями, прокурор не вправе обращаться с данными требованиями в интересах детей, права и интересы которых защищают их законные представителя, а также не учтено то обстоятельство, что администрация Краснокамского муниципального района принимает меры по получению детьми дошкольного образования. В течение 10 лет сохраняется сеть дошкольных учреждений (31 детский сад), **** участвует в пилотном проекте, целью которого является снижение очерёдности в дошкольные учреждения. В 2012 году планируется строительство нового детского сада на 190 мест, генпланом предусмотрено строительство 15 детских садов. Кроме того, срок установленный судом для устранения нарушений - до 01.09.2012 года не обоснован, является неразумным, так как разрешение соответствующего вопроса требует определённых временных затрат. Суд принял исковое заявление прокурора к рассмотрению, тогда как заявленные требования подлежали разрешению в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.

Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч.1 ст.347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по этим доводам.

В соответствии чч. 1, 2 ст.43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование (ч.1). Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч.2).

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и подпунктами 2, 3 пункта 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям муниципального района в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, создание муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии с п.З Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Пунктом 7 вышеназванного Постановления определены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады.

Судом установлено, что в Краснокамском муниципальном районе ряд детских дошкольных образовательных учреждений закрыт по различным причинам. На 01.05.2011 года на очереди в детские дошкольные учреждения состоят дети от 2 месяцев до 1,5 лет - 1100 человек, от 1,5 до 6 лет - 1300 человек; в ближайшее время увеличение детских дошкольных учреждений не планируется. На территории Краснокамского муниципального района функционирует 31 дошкольное образовательное учреждение с предельной численностью размещения на 3 227 человек, фактически данные учреждения посещают 3 357 человек.

Установив вышеназванные обстоятельства, суд пришёл к выводу о том, что в результате бездействия администрации Краснокамского муниципального района при осуществлении полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальном учреждении, нарушаются права детей на получение данного образования в соответствующем учреждении.

Судебная коллегия считает данный вывод законным и обоснованным, учитывая, что важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Поскольку вопрос об организации общедоступного, бесплатного дошкольного образования действующим законодательством отнесён к вопросам местного значения (п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ), суд, установив наличие очерёдности в муниципальном образовании в дошкольные образовательные учреждения, закрытии соответствующих детских учреждений, непринятии мер для организации достаточного количества данных учреждений, правомерно пришёл к выводу о бездействии со стороны администрации Краснокамского муниципального района в части надлежащей организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится, в том числе, неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. Из установленных по делу обстоятельств следует, что администрацией Краснокамского муниципального района не исполнена обязанность, возложенная на данный муниципальный орган вышеназванными нормами действующего законодательства.

Доводы администрации Краснокамского муниципального района о том, что администрацией предпринимаются меры по организации дошкольного образования, не свидетельствуют об исполнении соответствующей обязанности в смысле, изложенном в части 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации. Доводы об участии в вышеназванной Программе, получении рядом родителей денежных средств по данной Программе также не свидетельствуют об исполнении требований действующего законодательства (чч. 1, 2 ст.43 Конституции Российской Федерации).

Доводы о необоснованности установленного судом срока - 01.09.2012 года, на законность принятого судом решения не влияют, так как суд вправе устанавливать соответствующий срок (ч.З ст.206 ГПК РФ).

Доводам о неправомерном обращении прокурора в суд с иском в решении дана надлежащая правовая оценка, а именно, суд обоснованно исходил из того, что прокурором заявлены требования в отношении неопределённого круга лиц, поэтому он обоснованно обратился в суд с соответствующими требованиями (ст.45 ГПК РФ). Так же, суд правомерно пришёл к выводу о том, что срок - три месяца, предусмотренный ст.256 ГПК РФ, для обращения в суд с заявлением о признании бездействия незаконным не пропущен, учитывая, что информация о наличии в настоящее время очерёдности в детские учреждения поступила в прокуратуру 02.06.2011 года, заявление подано в суд 01.07.2011 года.

С учётом изложенного, остальные доводы, указанные в кассационной жалобе, отмену решения суда не влекут.

В суде кассационной инстанции представителем администрации заявлено о неподведомственности данного спора суду общей юрисдикции; судебная коллегия считает указанные доводы основанными на неправильном применении норм процессуального права (ст.22 ГПК РФ, ст.27 АПК РФ). Так, данный спор не носит экономический характер (прокурором заявлено требование о возложении обязанности по организации дошкольного образования в интересах неопределённого круга лиц), поэтому не подлежит разрешению арбитражным судом.

Поскольку кассационная жалоба не содержат доводов, влекущих отмену принятого судом решения, решение суда по данным доводам подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь абз.2 ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Краснокамского городского суда Пермского края от 09 августа 2011 года по доводам, изложенным в кассационной администрации Краснокамского муниципального района Пермского края, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка