СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 августа 2011 года Дело N 33-8808

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Няшина В.А., и судей Мезениной М.В., Елецких О.Б., при секретаре Роговой Т.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по кассационной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 23 июня 2011 года, которым постановлено:

признать незаконным бездействие Министерства социального развития Пермского края, выразившееся в непредоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг категориям граждан, имеющим право на несовпадающий объем таких мер по нескольким основаниям.

Обязать Министерство социального развития Пермского края предоставлять несовпадающие меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг категориям граждан, имеющим право на получение таких мер, независимо от количества оснований.

Заслушав доклад судьи Мезениной М.В., пояснения представителя ответчика К., прокурора прокуратуры Пермского края Кузнецовой С.Н. об оставлении кассационной жалобы без удовлетворения, ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Пермского края обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства социального развития Пермского края выразившегося в непредоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг категориям граждан, имеющим право на несовпадающий объем таких мер по нескольким основаниям, обязать Министерство устранить допущенное нарушение.

В обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что ФЗ «О ветеранах», ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Законом Пермской области «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области» не ограничено право на получение гражданами различных форм поддержки по разным основаниям. Однако, Министерство, являясь уполномоченным лицом в соответствии с п. 3.1.2 Положения, предоставляет таким лицам ежемесячную денежную компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг только по одному из оснований.

Прокурор в судебном заседании поддержал доводы и требования, изложенные в заявлении.

Представитель Министерства социального развития Пермского края в суд не явился, в возражениях считал заявление необоснованным.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Министерство социального развития Пермского края просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального права.

В соответствии ст. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе

Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в связи с неправильным толкованием норм материального права.

В соответствии с п. 24 части 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, расходные обязательства по обеспечению указанных лиц мерами социальной поддержки являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, следовательно, субъект РФ на своем уровне, за счет собственных средств, вправе устанавливать меры социальной поддержки, самостоятельно определяя условия, при соблюдении которых указанные лица вправе претендовать на предоставлении им мер социальной поддержки.

Меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, установлены Законом Пермской области от 30.11.2004 N 1830-388 (ред. от 07.06.2010, с изм. от 16.12.2010) "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" (принят ЗС ПО 18.11.2004)

Пунктом 2 ст.1 вышеназванного Закона Пермской области установлено, что при наличии у лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным федеральным и областным законодательством, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ее получателя.

Меры социальной поддержки ветеранам регулируются Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (ст.ст. 12-13), на региональном уровне положениями закона Пермской области от 30.11.2004 №1830-388 «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области» (ст.ст. 1,2). Статьей 2 Закона Пермской области установлено, что ветеранам труда представляется ежемесячная денежная компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а при наличии у него права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным федеральным и областным законодательством, социальная поддержка предоставляется по одному основанию на выбор её получателя.

Меры социальной поддержки педагогическим работникам, вышедшим на пенсию и продолжающим работать в образовательном учреждении сельской местности, регулируются Законом Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании» (ст.55), на региональном уровне Законом Пермского края №628-ПК от 01.06.2010 «О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» (ст.ст. 1,2). Пунктом 3 ст. 1 указанного Закона предусмотрено, что при наличии права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям, предусмотренным федеральным и краевым законодательством, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору её получателя.

Статья 31 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает, что в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).

В Пермском крае форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для указанных категорий граждан одна- это ежемесячная денежная компенсация.

Полагая, что меры социальной поддержки указанных категорий граждан различны по содержанию между собой, удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции указал, что ограничение, налагаемое Министерством на предоставление несовпадающего объема мер социальной поддержки лицам, имеющим соответствующее право по различным основаниям, не основано на законе.

Однако, при вынесении решения судом первой инстанции не учтено, что федеральным и региональным законодательством разделение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг между собой по видам и объему услуг не предусмотрено, так как это единый неделимый комплекс социальной поддержки ( определение Верховного Суда РФ от 01 апреля 2009 г. № 44-Г09-5 ).

Предоставление социальной поддержки лицам, имеющим право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законом основаниям, по выбору получателя ( за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки не может расцениваться как ущемляющее права граждан ( определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 года № 1019-0-0).

Неправильное толкование норм материального права повлечет предоставление указанным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг из средств бюджета Пермского края в двойном размере, нарушит баланс публичных и частных интересов.

На основании изложенного решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе прокурору в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 23 июня 2011 года отменить, принять по делу новое решение об отказе прокурору Пермского края в удовлетворении заявленных требований.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка