СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 сентября 2011 года Дело N 33-9850

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Бузмаковой О.В. и судей Петуховой Е.В., Валуевой Л.Б. при секретаре Торсуковой Т.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 28 сентября 2011 года дело по кассационной жалобе Чуракова Н.В. на решение Ленинского районного суда г. Перми от 18 августа 2011 года, которым постановлено:

Отказать в удовлетворении требований Чуракова Н.В. к Министерству социального развития Пермского края. Министерству здравоохранения и социального развития РФ о признании отказа незаконным, бесплатной замене автомобиля.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Бузмаковой О.В., пояснения представителя истца Чуракова Н.В. - П., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Чураков Н.В. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Пермского края, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации о признании незаконным отказа в бесплатной замене автомобиля «марка», идентификационный номер **, выданного истцу в качестве средства реабилитации, по истечении 7 лет его эксплуатации; о возложении обязанности обеспечить бесплатную замену автомобиля.

Свои требования истец мотивировал тем, что он является инвалидом Великой Отечественной Войны; как имеющий соответствующие медицинские показания он бесплатно был обеспечен автомобилем «марка», семилетний срок эксплуатации которого истек в 2009г. В связи с окончанием срока эксплуатации автомобиля он обратился в органы социальной защиты населения, однако в замене автомобиля ему было отказано. Истец с данным отказом не согласен.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель истца на доводах и требованиях, изложенных в иске, настаивал.

Представитель ответчика - Министерства социального развития Пермскою края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, в письменных возражениях указал, что вступившим с 1 января 2005 г. Федеральным законом от 22.08.2004 г. №122-Ф8 были отменены нормы законов «О ветеранах» и «О социальной защите населения в РФ» в части предоставления транспортных средств инвалидам всех категорий, меры социальной поддержки инвалидов являются расходными обязательствами федерального бюджета, из которого денежные средства на эти цели не выделяются с января 2010 г., в бюджете Пермского края денежные средства на эти цели отсутствуют, в связи с чем исковые требования Чуракова Н.В. не подлежат удовлетворению.

Представитель ответчика - Министерства здравоохранения и социального развития РФ в судебное заседание не явился, в возражениях на иск указал, что Чураков Н.В. получил автомобиль «марка» в октябре 2002 года, т.е. до 1 января 2005 г., срок эксплуатации автомобиля истек в октябре 2009 года, в связи с чем право на получение нового автомобиля до 1 января 2005 года у заявителя не возникло, поэтому на него не распространяются положения ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, а также положения Постановления Правительства РФ от 12.09.2008 г. №670 и Указа Президента РФ от 6.05.2008 г. №685 об обеспечении транспортными средствами или выплате единовременной денежной компенсации в размере 100 000 руб. Кроме того, принадлежащий в настоящее время Чуракову Н.В. на праве пользования автомобиль «марка» в соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ от 12.07.2010 г. №508 «О передаче инвалидам в собственность легковых автомобилей» может быть передан ему в собственность на основании соответствующего решения органов государственной власти Пермского края. На основании чего считает, что исковые требования Чуракова Н.В. не подлежат удовлетворению.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе истец Чураков Н.В., ссылаясь на то, что решение суда является незаконным и необоснованным. При вынесении решения суд не учел Определение Конституционного Суда РФ от 17.04.2007 года № 624-О-П. В указанном определении Конституционный Суд РФ четко определил, что государство должно проводить бесплатную замену транспортного средства инвалидам ВОВ, если оно получено до 1 января 2005 года. Ссылка на указанное Определение Конституционного Суда РФ в исковом заявлении была истцом приведена в качестве доказательства, но при вынесении решения суд первой инстанции не дал оценку указанному доказательству, что привело к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела и вынесению не обоснованного решения.

Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Судом первой инстанции установлено, что Чураков Н.В. является инвалидом первой группы по причине ранения на фронте (л.д.5).

31 октября 2002г. Комитетом социальной защиты населения Пермской области Чуракову Н.В. был передан в пользование на основании доверенности автомобиль «марка» (л.д.6).

7 сентября 2009г. Чураков Н.В. обратился в Отдел по Частинскому муниципальномурайону Межрайонного территориального управления №1 Министерства социального развитияПермского края о замене автомобиля, однако получил отказ (л.д. 8).

26 апреля 2010 г. Чураков Н.В. получил отказ по данному вопросу от Министерства социального развития Пермскою края ( л.д.7).

В соответствии с ранее действовавшей редакцией подпункта 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалиды войны при наличии медицинских показаний имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования которыми устанавливался Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 года N 244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно" для обеспечения инвалидов, имевших право на бесплатное получение автомобиля, использовались автомобили марки "**", выдаваемые сроком на семь лет.

Пунктом 28 статьи 63 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подпункт 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года признан утратившим силу.

Статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ было не реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 670 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами".

Указанными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предусматривается, что в 2008 - 2009 годах инвалиды -граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100 000 руб.

Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства (в том числе право на его получение по истечении семилетнего срока эксплуатации) возникло до 1 января 2005 года, одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 года.

Поскольку судом было установлено, что истец реализовал свое право в 2002 году, получив автомобиль «марка», семилетний срок эксплуатации которого по состоянию на 1 января 2005 года не истек, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что право на бесплатное получение транспортного средства у него не возникло, оснований для бесплатной замены автомобиля не имеется.

Совокупности собранных по делу доказательств - объяснениям сторон, письменным доказательствам - судом дана надлежащая оценка, выводы суда, положенные в основу решения, должным образом мотивированы.

Ссылка истца в кассационной жалобе на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2007 года N 624-О-П, является несостоятельной и не влечет необходимость отмены судебного решения, поскольку толкование Конституционным Судом права на бесплатную замену транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации было дано по конкретному делу в системе нормативных правовых актов, действовавших на момент вынесения Конституционным Судом данного определения. В частности, суд основывал свою позицию на нормах Постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 года N 244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно", предусматривавшего право на замену автомобиля по истечении семилетнего срока эксплуатации, которое признано утратившим силу с 3 февраля 2008 года в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 года N 15. Кроме того, после вынесения указанного определения были изданы Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 685 и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 670, которыми введен новый механизм обеспечения инвалидов транспортными средствами, предусматривающий передачу транспортных средств в собственность лицам, у которых право на их получение возникло до 1 января 2005 года, включая лиц, состоявших на указанную дату на учете в органах социальной защиты населения для получения транспортного средства.

При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.

Иных оснований, влекущих необходимость отмены судебного решения, кассационная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст.ст.193,361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Кассационную жалобу Чуракова Н.В. на решение Ленинского районного суда г. Перми от 18 августа 2011 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка