СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 09 июля 2012 года Дело N 33-5518

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Няшина В.А.,

судей Овчинниковой Н.А., Елецких О.Б.,

при секретаре Роговой Т.Н.,

рассмотрела 09 июля 2012 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 10 апреля 2012 г., которым постановлено:

Признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г.Перми от 25.01.2012 г. №** об отказе в выдаче утвержденной схемы расположения земельного участка по адресу: **** на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Возложить на Департамент земельных отношений администрации г.Перми обязанности выдать Аликиной Л.С. утвержденную схему расположения земельного участка по адресу: **** на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения представителя заинтересованного лица С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Аликина Л.С. обратилась в суд с заявлением в порядке гл. 25 ГПК РФ о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации г.Перми от 25.01.2012 г. №** об отказе в выдаче схемы расположения земельного участка по адресу: **** на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, возложении на Департамент земельных отношений администрации г.Перми обязанности выдать указанную схему.

В обоснование заявленных требований заявитель указала, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: **** что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. В соответствии с положениями ст. 36 ЗК РФ заявитель обратилась в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о выдаче утвержденной схемы расположения земельного участка по указанному выше адресу на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории, поскольку земельный участок под жилым домом не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет. 28.01.2012 г. заявитель получила письменный ответ Департамента земельных отношений администрации г.Перми от 25.01.2012 г. №** об отказе в выдаче схемы расположения земельного участка по адресу: **** на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, поскольку в обязанности Департамента земельных отношений администрации г.Перми не входит разработка схемы. Данный ответ считает незаконным, просит устранить допущенные заинтересованным лицом нарушения.

Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Департамент земельных отношений администрации г. Перми, указывая, что кадастровые работы в отношении земельных участков заинтересованные лица должны проводить самостоятельно и за свой счет. К компетенции Департамента законом отнесены только полномочия по утверждению и выдаче схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте. Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Согласно ч. 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с положениями статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

По правилам ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Судом установлено, что Аликина Л.С. является собственником жилого дома общей площадью 34,3 кв.м, расположенного по адресу: ****.

Земельный участок под домом не поставлен на кадастровый учет.

Аликина Л.С. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Решением Департамента земельных отношений администрации г.Перми от 25.01.2012 г. №** Аликиной Д.С. отказано в выдаче утвержденной схемы расположения земельного участка по адресу: **** на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, поскольку в обязанности Департамента земельных отношений администрации г.Перми не входит разработка схем, заявителю предложено представить в Департамент земельных отношений администрации г.Перми схему земельного участка по результатам проведения кадастровых работ.

Пунктом 7 ст. 37 ЗК РФ установлено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Удовлетворяя заявление Аликиной Л.С, суд пришел к правильному выводу, что оспариваемым решением органа местного самоуправления нарушено право заявителя на выдачу ей в порядке п. 7 ст. 36 ЗК РФ утвержденной схемы расположения земельного участка по адресу: **** на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно. Совокупности собранных по делу доказательств дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда, положенные в основу решения, должным образом мотивированы. Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции заинтересованного лица, высказанной в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, и по сути сводятся к утверждению того, что Департамент земельных отношений администрации г. Перми вправе утвердить и выдать Аликиной Л.С. схему земельного участка только после проведения заявителем в отношении этого участка кадастровых работ.

Данные доводы судебной коллегией отклоняются, как основанные на неправильном толковании норм материального права.

В данном случае земельный участок, необходимый заявителю для обслуживания жилого дома, не образован. В такой ситуации заявитель вправе приступить к обеспечению за свой счет выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" только после выдачи органом местного самоуправления утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, что следует из буквального и последовательного толкования п. 7 ст. 36 ЗК РФ.

В частности, из анализа текста Приказа Минюста РФ от 19.03.2008 N 66 "Об утверждении форм кадастровой выписки о земельном участке и кадастрового плана территории" следует, что под территорией в данном случае понимается кадастровый квартал, а не отдельно взятый земельный участок.

Таким образом, понятия «утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» и «выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ» не тождественны.

Согласно п. 3.3 Положения о департаменте имущественных отношений администрации города Перми и департаменте земельных отношений администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210, департамент земельных отношений в установленном порядке утверждает и выдает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Таким образом, в рассматриваемом случае именно департамент земельных отношений администрации города обязан обеспечить изготовление схемы расположения земельного участка, на котором расположен принадлежащий заявителю дом, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

При этом обязанность провести в отношении интересующего заявителя земельного участка кадастровые работы в порядке гл. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" решением суда на заинтересованное лицо не возложена.

В связи с этим ссылка в жалобе на то, что в бюджет города Перми не заложены средства на проведение кадастровых работ, не может быть принята во внимание. Кроме того, поскольку в соответствии со ст. 1 и ст. 152 Бюджетного кодекса РФ граждане участниками бюджетных правоотношений не являются, а заявителем в данном случае выступает физическое лицо, нормы бюджетного законодательства по настоящему делу не применяются.

Доводы представителя заинтересованного лица о том, что суд ошибочно руководствовался правовой позицией, выраженной в определении Конституционного Суда РФ от 17.07.2007 года № 573-0-0, тогда как названным определением проверялась конституционность п. 7 ст. 36 ЗК РФ в ранее действовавшей редакции, на законность решения суда не влияют.

Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, в апелляционной жалобе не приведено, в связи с чем оснований к отмене решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 07 марта 2012 г. оставить без удовлетворения.

Председательствующий:  

Судьи:  

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка