СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 июля 2012 года Дело N 33-5765

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего: Судневой В.Н., судей Филатовой Е.С., Овчинниковой Н.А., при секретаре Араслановой О.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 11.07.2012 года в г. Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Накарякова О.П. на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 13.04.2012, которым постановлено:

Накарякову О.П. в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми, оформленного письмом от 24.02.2012 № **, в предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, обязанности Департамента земельных отношений администрации г. Перми устранить допущенное нарушение путем рассмотрения заявления о предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 1999 кв.м, расположенного по адресу севернее ул. **** г. Перми, для индивидуального жилищного строительства -отказать.

Заслушав доклад судьи Филатовой Е.С., проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Накаряков О.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми, изложенного в письме от 24.02.2012 №** от 17.02.2011 в предоставлении Накарякову О.П. в аренду земельного участка для целей индивидуального строительства; возложении на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанности устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления о предоставлении в аренду на срок четыре года 11 месяцев земельного участка общей площадью 1999 кв.м для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: севернее улицы **** г. Перми ****.

Заявление мотивировано тем, что Накаряков О.П. обратился в ДЗО администрации г. Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства по указанному выше адресу. Письмом исх. № **** от 24.02.2012 Накарякову О.П. было отказано со ссылкой на п. 1.2 ст.30 Земельного кодекса РФ, Положение о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми от 28.10.2008 №315, ст. 38.1 ЗК РФ, предложено реализовать свое право путем участия в аукционах по сформированным земельным участкам.. Полагает, что действия ДЗО администрации г. Перми являются незаконными, нарушающими права заявителя, закрепленные в ЗК РФ. При подаче заявления Накаряков О.П. указал норму закона (ст. 30.1 ЗК РФ), подлежащую применению, однако, согласно отказу эта норма не применена. Исходя из ст. 30.1 ЗК РФ, в ней определяются особенности предоставления земельных участков в аренду именно для жилищного строительства (ст. 30 ЗК РФ носит общий характер и распространяется на случаи предоставления земельных участков для строительства вообще). Такое право, как отказ в предоставлении участка для целей жилищного строительства, в ст. 30.1 ЗК РФ отсутствует. В силу данной нормы возможно принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка и через месяц, если не появилось, желающих получить в аренду данный участок, заключается договор аренды с лицом, первоначально, обратившимся за предоставлением земельного участка. Запрашиваемый Накаряковым О.П. земельный участок находится в зоне, позволяющей осуществлять индивидуальное жилищное строительство. То есть объективные причины для отказа отсутствуют. Отказ ДЗО противоречит государственной политике, направленной на облегчение процесса оформления прав на земельный участок именно для целей индивидуального жилищного строительства.

Судом постановлено приведенное выше решение.

Накаряков О.П. обратился с апелляционной жалобой на данное решение, просит его отменить. Помимо доводов, приводимых в заявлении, Накаряков О.П. указывает на то, что судом не проанализирована позиция заявителя по спорному вопросу. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела. Суд мотивировал отказ в удовлетворении требований отсутствием принятого решения органа местного самоуправления по вопросу предоставления земельного участка в то время, как основанием заявленных требований явилось неосуществление заинтересованным лицом одного из альтернативных действий, предусмотренных ч.3 ст.30.1 ЗК РФ. Делая вывод об обязательности решения органа местного самоуправления и необходимости формирования и постановки на кадастровый учет испрашиваемого Накаряковым О.П. участка, суд нарушил нормы материального права, поскольку Земельный кодекс РФ таких положений не содержит. Суд ошибочно примел положения ст. ст. 11.3, 29 ЗК РФ, а не ч.3 ст.30.1 ЗК РФ.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения решения суда не усматривает.

Как следует из материалов дела, Накаряков О.П. обращался в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении в аренду в порядке ст.30.1 ЗК РФ земельного участка площадью 1999 кв.м для индивидуального жилищного строительства по адресу: севернее ул.**** г. Перми **** (вх. №** от 31.01.2012).

Письмом от 24.02.2012 за исх. №** Департамент земельных отношений отказал в предоставлении испрашиваемого участка, указав, что предоставление участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется исключительно посредством проведения торгов сформированных для этих целей земельных участков, перечень которых опубликован.

В соответствии с ч.1 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

без предварительного согласования мест размещения объектов;

с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Согласно ч.1.2 ст.30 ЗК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) (ч.2 ст.30 ЗК РФ).

В силу ст.30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных п.п. 5 и 5.1 п. 1 ст.24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

Как видно из заявления Накарякова О.П., он обращался по вопросу предоставления участка в аренду в порядке ст.30.1 ЗК РФ без предварительного согласования места размещения объекта. По мнению заявителя, уполномоченный орган должен был принять меры, предусмотренные ч.З ст.30.1 - либо решение о проведении аукциона либо о публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка. В то же время, нормы ст.30.1 ЗК РФ не подлежат применению вне связи с нормами ст.30 ЗК РФ, которая регламентирует порядок предоставления земельного участка.

Согласно ч,4 ст.30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

проведение работ по формированию земельного участка, которые включают формирование участка и постановку его на кадастровый учет; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды или предоставление участка без проведения торгов.

В силу п.3.3 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 за №**, земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам исключительно посредством проведения торгов в виде открытого аукциона в случаях продажи земельных участков для жилищного строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, или продажи права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства, за исключением определенных в законе случаев.

Таким образом, предоставление участка в аренду под жилищное строительство в порядке ст.30.1 ЗК РФ возможно из числа тех земельных участков, которые сформированы для этих целей уполномоченным на то органом и предполагаются к продаже. Сведений о том, что испрашиваемый заявителем участок относится к числу сформированных и предполагаемых к предоставлению на торгах, не имеется.

Суд обоснованно исходил из того, что на территории г. Перми продажа земельных участков под ИЖС или права аренды таких участков производится исключительно на торгах согласно вышеприведенному Положению о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, которое в этой части не противоречит ч.1.2 ст.30 ЗК РФ. Вопросами формирования участков, предоставляемых на торгах, занимается Департамент градостроительства и архитектуры г. Перми, а вопросами организации торгов -Департамент имущественных отношений администрации г. Перми. Таким образом, обращение Накарякова О.П. с заявлением о предоставлении участка в аренду в Департамент земельных отношений не могло повлечь разрешение данного вопроса по существу с учетом установленного порядка приобретения прав на земельный участок, что и было доведено до сведения заявителя Департаментом земельных отношений 24.02.2012.

При таких обстоятельствах отказ Департамента земельных отношений в предоставлении участка от 24.02.2012 права заявителя не нарушает, соответствует нормам Земельного кодекса РФ и местного нормативного правового акта и не препятствует заявителю реализовать право на приобретение участка в аренду из числа сформированных для этих целей в установленном порядке. Доводы жалобы основаны на неправильном толковании закона и не являются основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса РФ,

определила:

Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 13.04.2012 по доводам, изложенным в апелляционной жалобе Накарякова О.П., оставить без изменения, апелляционную жалобу Накарякова О.П. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка