СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 апреля 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Гилевой М.Б.

и судей Абашевой Д.В., Киселевой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 27 апреля 2010 года дело по кассационной жалобе Департамента земельных отношений администрации АДРЕС на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 08 февраля 2010 г., которым постановлено:

Признать незаконным требование Департамента земельных отношений Администрации АДРЕС к Кудинову Николаю Ивановичу о предоставлении дополнительных документов: кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка в полном объеме и выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимость о зарегистрированных правах на земельный участок.

Обязать Департамент земельных отношений АДРЕС рассмотреть заявление Кудинова Николая Ивановича от 10 ноября 2009 года ( входящий НОМЕР П) в соответствии с приложенными документами.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Абашевой Д.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Кудинов Н.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным требования Департамента земельных отношений (далее Департамент) и обязании рассмотреть его заявление по представленным документам. Требования мотивировал тем, что Кудинов Н.И. является собственником жилого дома, находящегося по адресу АДРЕС Он обратился в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 619 кв. метров, на котором расположен дом, в собственность. 25 ноября 2010 года Кудинов Н.И. получил письмо, в котором указывалось на необходимость предоставить дополнительные документы: кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка в полном объеме, выписку из единого государственного реестра прав (далее ЕГРП) о правах на приобретаемый земельный участок, либо об отсутствии прав. Кудинов Н.И. полагает, что данное требование незаконно, поскольку к заявлению был приложен отказ управления Федеральной регистрационной службы (УФРС) в предоставлении информации по земельному участку в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в ЕГРП. Требование предоставить кадастровый паспорт в полном объеме считают незаконным, так как в разделе В.1 кадастрового паспорта на земельный участок по АДРЕС содержит один лист, разделы В.2,В.З, В.4 отсутствуют.

В судебном заседании заявитель и его представитель заявление поддержали.

Представитель Департамента земельных отношений АДРЕС в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Департамент, указывая, Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных перечнем. Такой перечень установлен Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения». В соответствии с данным Приказом, к заявлению должен прилагаться кадастровый паспорт. Земельный участок по адресу АДРЕС, состоит на кадастровом учете, что подтверждается имеющимся в материалах дела кадастровым паспортом земельного участка. При этом, в п. 16 кадастрового паспорта указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. В соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от 19.03.2008 № 66 «Об утверждении форм кадастровой выписки о земельном участке и кадастрового плана территории», при отсутствии сведений о координатах характерных точек границы земельного участка в кадастровом паспорте указываются слова «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства». После выполнения работ по межеванию осуществляется постановка земельного участка на кадастровый учет. В соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», для постановки на кадастровый учет с заявлением в орган кадастрового учета должен быть представлен межевой план (при постановке на учет земельного участка, части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка). Согласно п.2 ст.23 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», при постановке на учет объекта недвижимости орган кадастрового учета в случае принятия соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета начиная с рабочего дня, следующего за днем истечения установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона срока, обязан выдать заявителю или его представителю лично под расписку кадастровый паспорт объекта недвижимости. Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370 также установлена необходимость представления выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данный документ не был представлен истцом. С соответствии со ст. 233 ГПК РФ В случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Положениями ст. 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

Согласно требованиям п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В абзаце 2 п. 5 ст. 36 ЗК РФ установлено, что перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 г. N 370. Данный Перечень является исчерпывающим и также содержит требования о предоставлении кадастрового паспорта.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Кудинов Н.И. является собственником жилого дома. Расположенного по адресу: АДРЕС

10 ноября 2009 г. Кудинов Н.И. обратился в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка. К заявлению были приложены: копия паспорта, выписка на ЕГРП на жилой дом, отказ УФРС в предоставлении выписки на земельный участок, в связи с отсутствием регистрации нрав на земельный участок, кадастровый паспорт, копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на дом, копия договора купли-продажи.

25 ноября 2009 г. Департамент направил Кудинову Н.И. письмо, в котором указал на необходимость представить кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка в полном объеме и выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок.

Удовлетворяя требования, суд правильно исходил из того, что требование Департамента земельных отношений в предоставлении выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество на земельный участок, либо мотивированною отказа УФРС, является незаконным, поскольку к заявлению приложен указанный документ. Кроме того, следует признать обоснованным вывод суда относительно незаконности требования о предоставлении Кудиновым Н.И. кадастрового паспорта.

Доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что представленный кадастровый паспорт не содержит сведений о границах земельного участка, что свидетельствует о том, что данный земельный участок не размежеван. Данные доводы не могут повлечь за собой отмену решения суда. Как следует из материалов дела, земельный участок является ранее учтенным, к заявлению Кудиновым Н.И. приложен кадастровый паспорт. Основанием для требования кадастрового паспорта послужило то обстоятельство, что приложенный к заявлению Кудинова Н.И. кадастровый паспорт не содержит границ земельного участка. Вместе с тем, как следует из положений п. 7 ст. 36 ЗК РФ отсутствие необходимых сведений о земельном участке влечет за собой иные последствия, чем истребования у гражданина кадастрового паспорта в полном объеме. В связи с чем указанное требование Департамента не может быть признано основанным на законе.

Доводы кассационной жалобы о том, что к заявлению Кудиновым Н.И. не был приложен мотивированный отказ в предоставлении информации органа осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, опровергается материалами дела. В деле имеется сообщение об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, выданное Управлением Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю Кудинову Н.И. 06 ноября 2009 г., и приложенное им к заявлению о предоставлении земельного участка в собственность.

Ссылки в кассационной жалобе на то, что суд должен был рассмотреть дело в порядке заочного производства, поскольку Департамент в судебное заседание не явился, несостоятельны. Как следует из положений ст. 233 ГПК РФ рассмотрение дела в порядке заочного производства не является обязанностью суда.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации АДРЕС на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 08 февраля 2010 г. оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка