СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 01 июня 2011 года Дело N 33-5391

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Балуевой Н.А.,

Судей Мехоношиной Д.В., Панковой Т.В.,

при секретаре: Шейко Е.В.,

С участием прокурора Кузнецовой С.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 1 июня 2011 года дело по кассационной жалобе Чечулиной В.А. на решение Ленинского районного суда города Перми от 14 февраля 2011 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований и.о. прокурора Пермского края, действующего в интересах Чечулиной В.А., отказать в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Панковой Т.В., прокурора Кузнецовой С.Н., полагавшей, что оснований для отмены решения по доводам кассационной жалобы нет, судебная коллегия

Установила:

И.о. прокурора Пермского края, действуя в интересах Чечулиной В.А., обратился в суд с иском о признании незаконными действий Министерства социального развития Пермского края и Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми -Пермяцкому округу, выразившихся в отказе в выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с июля 2010 года. Истец просит возложить на Министерство социального развития Пермского края обязанность назначить и произвести выплату Чечулиной В.А. указанной компенсации за период с июля по октябрь 2010 года включительно.

В обоснование заявленных исковых указано, что Чечулина В.А. является вдовой Ч., умершего 04.01.2004 г. В период жизни Чечулину Н.А. выплачивалась ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров. Истец считает, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12-15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», также распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье. После смерти мужа Чечулина В.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, на что получила отказ. Считает, что данный отказ является незаконным, поскольку исходя из буквального толкования закона право на получение денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров имеют члены семьи умершего инвалида-чернобыльца, на которого распространялась указанная мера социальной поддержки.

Из представленных возражений ответчиков следует, что они иск не признали указывая на то, что пунктом 13 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрена выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров инвалидам вследствие ЧАЭС, проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста. Выплата данной компенсации вдовам инвалидов вследствие ЧАЭС Законом не предусмотрена. Меры социальной поддержки, предусмотренные ФЗ от 15.05.1991 г. № 1244-1, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ. Только постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. № 751 «О внесении изменений в Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» впервые предусмотрена выплата компенсации на приобретение продовольственных товаров вдовам инвалидов вследствие аварии на ЧАЭС. Выплата компенсации Чечулиной В.А. назначена с 01.11.2010 г. (л.д. 15-16, 29-31).

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Чечулина В.А. просит решение отменить, ссылаясь на то, что судом при рассмотрении дела допущена ошибка в применении норм материального права. А именно судом неверно истолкованы положения ч.4 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Исходя из буквального толкования данной нормы денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров входит в перечень компенсаций и льгот, предоставленных членам семей умерших инвалидов- чернобыльцев. Считает, что на момент обращения в ТУ Министерства социального развития Пермского края она имела право получать данную меру социальной поддержки в силу действующего законодательства.


Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в ней (ч. 1 статьи 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по указанным доводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Чечулина В.А. состояла в зарегистрированном браке с Ч. - инвалидом вследствие воздействия радиационного фактора, полученного при выполнении работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Ч. ответчиком выплачивалась ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров. Ч. умер 4 января 2004 года.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что у Чечулиной В.А. отсутствует право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, поскольку при жизни Ч. такое право на нее, как супругу не распространялось.

Судебная коллегия считает выводы суда правильными.

Частью 4 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2,3, 7, 8, 12-15 настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что после смерти инвалида вследствие чернобыльской катастрофы меры социальной поддержки распространяются на членов его семьи, только в том случае, если они распространялись на них и при жизни получателя социальной поддержки.

В пункте 13 части первой статьи 14 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 данного Закона (граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и инвалиды, вследствие чернобыльской катастрофы) гарантируется ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров.

Приведенной правовой нормой определен конкретный круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров. При этом, право иных членов семьи на приобретение льгот и компенсаций в данной статье не предусмотрено.

Из изложенного следует, что поскольку право на компенсацию на приобретение продовольственных товаров не распространялось на жен граждан, получающих социальную поддержку по приведенному выше Закону, при их жизни, соответственно не распространяется и после смерти.

Меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», определены, в том числе Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В пункте 1 названных Правил перечислены лица, которым гарантируется право компенсации на приобретение продовольственных товаров, но в их число не включены ни жены, ни вдовы инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности назначить компенсацию на приобретение продовольственных товаров с последующей индексацией.

Исходя из изложенного, доводы кассационной жалобы о том, что социальная льгота в виде ежемесячных выплат на приобретение продовольственных товаров распространяется на граждан, указанных в части четвертой статьи 14 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», следовательно, распространяется на нее, как вдову инвалида - чернобыльца, не состоятельны.

Как указано выше такая компенсация могла быть назначена истцу, если бы при жизни получателя ежемесячных выплат на приобретение продовольственных товаров эта льгота распространялась на его супругу Чечулину В.А. Между тем при жизни Ч. такая льгота на его супругу не распространялась.

На основании изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося решения по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Определила:

Решение Ленинского районного суда города Перми от 14 февраля 2011 года по доводам, изложенным в кассационной жалобе Чечулиной В.А., оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка