СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 07 июня 2011 года Дело N 33-5478/2011

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего А.В. Железчиковой

судей Т.А. Истоминой, А.В. Мелюхина

при секретаре П.В. Тупицыной

с участием прокурора В.Н. Бусовой

рассмотрела в открытом судебном заседании 07.06.2011 года в г. Кудымкаре кассационное представление прокурора Косинского района на решение Косинского районного суда Пермского края от 11.05.2011 года, которым постановлено:

Прокурору Косинского района в удовлетворении требований о признании противоречащим федеральному закону п. 8 ст. 34 Устава Косинского муниципального района отказать.

Заслушав доклад судьи А.В. Железчиковой, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Косинского района обратился в суд с заявлением о признании п. 8 ст. 34 Устава Косинского муниципального района противоречащим федеральному, региональному законодательству. Требования мотивированы тем, что оспариваемым актом предусмотрена гарантия лицу, замещавшему должность главы муниципального района, в виде выплаты назначенного денежного вознаграждения до первого после увольнения с указанной должности устройства на новое место работы или достижения пенсионного возраста, но не более одного календарного года со дня прекращения его полномочий. Прокурор полагает, что п. 8 ст. 34 Устава противоречит положениям ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Законов Пермского края и Трудового Кодекса РФ, поскольку не предусматривают сохранение гарантий в виде выплаты заработной платы (денежного вознаграждения) после прекращения полномочий руководителей органов местного самоуправления.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.

Представитель Земского Собрания Косинского муниципального района Ф. заявленные требования признала, суду пояснила, что по протесту прокурора прошли первые чтения по изменению в Уставе. С одной стороны в районе невозможно найти равноценную работу после прекращения полномочий, с другой стороны -сохранение гарантий обременительно для бюджета района.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационном представлении прокурор просит отменить решение суда, полагая, что судом неверно применены нормы материального права. Указывает на то, что в соответствии с п. 5.1 ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, гарантии выборному должностному лицу органа местного самоуправления устанавливаются уставами муниципального образования, но в соответствии с федеральным законом либо законом субъекта РФ. В настоящее время таковых законов не принято.

Судебная коллегия, выслушав мнение прокурора В.Н. Бусовой, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, находит решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением норм материального права, в соответствии со ст. 361 ГПК РФ с вынесением по делу нового решения, поскольку все обстоятельства по настоящему делу установлены.

Устав Косинского муниципального района был утвержден Решением Земского Собрания Косинского муниципального района 09.12.2005 года № 16.

П. 8 ст. 34 Устава предусмотрено, что лицу, замещавшему должность главы муниципального района, выплачивается компенсация в размере назначенного ему денежного вознаграждения до первого после увольнения с указанной должности устройства на новое место работы или достижения пенсионного возраста, но не более одного календарного года со дня прекращения его полномочий в следующих случаях:

1) неизбрания на должность после окончания срока полномочий;

2) упразднения должности в связи с изменением структуры органов местногосамоуправления;

3) досрочного прекращения полномочий в связи с упразднением муниципальногорайона;

4) досрочного прекращения полномочий в случаях, установленных в пунктах 4, 10 части 1 статьи 37 настоящего Устава.

В случае, если на новом месте работы заработная плата указанного лица ниже размеров прежнего денежного вознаграждения, то ему производится выплата компенсации до уровня прежнего денежного вознаграждения, но не более одного календарного года со дня его ухода с должности.

Выплата указанной компенсации производится за счет средств районного бюджета.

Указанный Устав принимался в период действия ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года в редакции от 15.10.2005 года 129-ФЗ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 154-ФЗ от 28.08.1995 года в редакции от 21.07.2005 года.

П. 8 ст. 18 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 154-ФЗ от 28.08.1995 года в редакции от 21.07.2005 года предусматривалось, что депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Указанный закон утратил силу с 01.01.2009 года.

Ст. 10 Закона Пермской области от 18.11.1997 года № 896-136 «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления Пермской области» (утратил силу с 01.01.2006 года) предусматривалось сохранение выборному должностному лицу выплаты заработной платы в течение года до устройства на новое место работы либо доплаты до прежнего уровня заработной платы.

Ст. 60 Закона Коми-Пермяцкого автономного округа от 22.01.1996 года № 1 (утратил силу с 01.01.2006 года) предусматривалось, что социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления и других должностных лиц местного самоуправления устанавливаются в уставе муниципального образования.

В настоящее время действует ФЗ «Об. общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, п. 5.1 ст. 40 которого предусматривает, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (введен ФЗ от 04.11.2007 года № 253-ФЗ).

Анализ вышеуказанного законодательства свидетельствует, что на момент принятия Устав Косинского муниципального района не противоречил действовавшему на тот период федеральному и региональному законодательству, однако он не соответствует действующему законодательству.

В настоящее время не приняты соответствующие нормативные акты на уровне федерального законодательства и законодательства субъекта РФ, которые бы регулировали данный вопрос, а потому оспариваемое положение Устава не соответствует требованиям ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ.

Ст. 172 ТК РФ предусмотрено, что гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления устанавливаются федеральными законами и законными субъектов РФ, регулирующих статус и порядок деятельности указанных лиц.

Судебная коллегия полагает, что по смыслу ст. 172 ТК РФ гарантии могут предоставляться на период осуществления полномочий на выборных должностях в государственных органах, органах местного самоуправления, но не по окончании срока полномочий.

Таким образом, суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельств, что при изменении федерального и регионального законодательства Устав должен был им соответствовать.

Учитывая указанные обстоятельства, судебная коллегия полагает, что заявленные прокурором требования о признании п. 8 ст. 34 Устава Косинского муниципального района противоречащим федеральному законодательству и недействующим подлежали удовлетворению.

В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня него принятия или иного указанного судом времени.

Судебная коллегия полагает, что п. 8 ст. 34 Устава Косинского муниципального района надлежит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу настоящего определения, т.е. с 14.06.2011 года.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Косинского районного суда от 11.05.2011 года по делу по заявлению прокурора Косинского района о признании противоречащим федеральному закону п. 8 ст. 34 Устава Косинского муниципального района - отменить, вынести по делу новое решение.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с 14.06.2011 года п. 8 ст. 34 Устава Косинского муниципального района, утвержденного Решением Земского Собрания Косинского муниципального района 09.12.2005 года № 16.

Председательствующий Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка