ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2012 года Дело N А43-7115/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 20.12.2012.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Радченковой Н.Ш.,

судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.

при участии представителей

от заявителя: Курицыной Н.Х. по доверенности от 04.10.2010,

от заинтересованного лица: Бересневой И.В. по доверенности от 25.04.2012 № 03/20

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -

Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.06.2012,

принятое судьей Дроздовой С.А.,  и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2012,

принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Урлековым В.Н.,

по делу № А43-7115/2012

по заявлению открытого акционерного общества «Нижегородский авиационный завод «Сокол» (ИНН: 5259008341, ОГРН: 1025202830290)

о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области

и  у с т а н о в и л :

открытое акционерное общество «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» (далее - Общество, ОАО «НАЗ «Сокол») обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - ТУ Росимущества, Управление), выразившегося в непринятии решения о разделе земельного участка общей площадью 1 082 445 квадратных метров, кадастровый номер 52:18:0020107:11, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под здания и сооружения основного производства, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, Московский район, улица Чаадаева, дом 1; непредоставлении в собственность земельного участка общей площадью 1 065 603 +/-361 квадратных метров, кадастровый номер 52:18:0020107:297, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под здания и сооружения основного производства, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, Московский район, улица Чаадаева, дом 1. Одновременно заявитель просил суд обязать ТУ Росимущества устранить допущенное нарушение его прав.

Решением суда от 19.06.2012 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ТУ Росимущества обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает незаконным и необоснованным вывод судов о том, что решением от 16.05.2011 по делу № А43-363/2011 Арбитражный суд Нижегородской области признал за ОАО «НАЗ «Сокол» исключительное право на приобретение в собственность земельного участка. По его мнению, спорный земельный участок не может быть предоставлен Обществу в собственность, поскольку ОАО «НАЗ «Сокол» включено в Перечень стратегических организаций, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 1226-р. Указанный земельный участок предоставлен ОАО «НАЗ «Сокол» для обеспечения обороны и безопасности. Таким образом, на основании подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, предоставленный в указанных целях, ограничен в обороте.

ТУ «Россимущества» считает, что размер выкупной цены земельного участка должен определяться на дату подачи заявления о приватизации земельного участка с кадастровым номером 52:18:0020107:297, то есть с 17.01.2012.

Управление указывает, что на основании подпункта «ж» пункта 4.8 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 № 49, оно осуществляет продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Кроме того, ОАО «НАЗ «Сокол» не обращалось в Управление с заявлением о выдаче доверенности на осуществление действий по государственной регистрации права собственности Российской Федерации либо прекращении права собственности Российской Федерации.

Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.

Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов заявителя.

Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения ТУ Росимущества  от 08.04.2005 № 150 «О предоставлении в аренду земельного участка» Управление (арендодатель) и ОАО «НАЗ «Сокол» (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 22.04.2005 № 0176/18 общей площадью 1 082 445 квадратных метров, кадастровый номер 52:18:0020107:11, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, Московский район, улица Чаадаева, дом 1, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.

На основании плана приватизации Нижегородского государственного авиастроительного завода «Сокол», решения Комитета по управлению государственным имуществом администрации Нижегородской области от 30.06.1994 № 827, выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также примерной схемы расположения зданий и сооружений установлено, что на арендованном земельном участке расположен 91 объект недвижимого имущества (производственные здания, склады, сооружения, образующий в совокупности единый производственный комплекс предназначенный для производства и испытаний авиационной техники), принадлежащие ОАО «НАЗ «Сокол» на праве собственности, а также объекты, находящиеся в федеральной собственности.

Имея намерение выкупить земельный участок, на котором расположены находящиеся в собственности объекты недвижимости, Общество обратилось в ТУ Росимущества с заявлением от 29.10.2010 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1 065 445 квадратных метров.

Письмом от 06.12.2010 № АБ-07/19763 Управление возвратило Обществу пакет документов, сообщив, что в соответствии со статьей 37 Земельного кодекса Российской Федерации объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Поскольку испрашиваемый земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, он не может быть объектом купли-продажи. Одновременно Управление уведомило, что им рассматривается вопрос о формировании земельного участка, финансирование на проведение землеустроительных работ по формированию участка заложено в бюджет на 2011 год.

Оценив такой ответ уполномоченного органа как отказ в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка, ОАО «НАЗ «Сокол» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения Управления незаконным.

Решением от 16.05.2011 по делу № А43-363/2011 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования ОАО «НАЗ «Сокол», признал незаконными действия ТУ Росимущества по отказу в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 1 065 445 квадратных метров и обязал Управление утвердить и выдать Заводу схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

После получения схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 52:18:0020107:11 Общество произвело работы по формированию земельных участков под своими объектами и объектами недвижимости, относящимися к федеральной собственности.

В результате выполненных работ были сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет четыре земельных участка: с кадастровым номером 52:18:0020107:297, площадью 1 065 603 квадратных метра; с кадастровым номером 52:18:0020107:294, площадью 11 238 квадратных метров; с кадастровым номером 52:18:0020107:295, площадью 1400 квадратных метров; с кадастровым номером 52:18:0020107:296 площадью 4204 квадратных метра.

ОАО «НАЗ «Сокол» 17.01.2012 направило в адрес ТУ Росимущества документы, необходимые для принятия решения о разделении земельного участка с кадастровым номером 52:18:0020107:11 на четыре земельных участка и для принятия распорядительного акта о предоставлении Обществу в собственность земельного участка площадью 1 065 603 квадратных метра, с кадастровым номером 52:18:0020107:297.

Однако в установленный законом срок Управление не совершило необходимых действий по заявлению ОАО «НАЗ «Сокол», в связи с чем Общество обратилось в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 65, 69 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 3, 7, 9, 11.3 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее - Положение о Федеральном агентстве), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что бездействие Управления не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому удовлетворил заявленные требования.

Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В статье 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве указанное агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.

В силу пункта 4 Положения о Федеральном агентстве Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно пунктам 4.1 и 4.6 Типового положения, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 № 374, Управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество. В силу пункта 4.8 указанного Типового положения продажа земельных участков осуществляется по поручению Росимущества.

Однако, как правильно отметили суды, направление такого поручения относится к внутриведомственным отношениям между Росимуществом и его территориальными органами. Отсутствие поручения не может служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости, а также арендатором земельного участка права на образование земельных участков и их выкуп.

Таким образом, исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности является Управление, поэтому оно вправе принять решение о предоставлении в собственность данных земельных участков, осуществляя от имени государства права собственника по владению, пользованию и распоряжению данным имуществом, в том числе решение о разделении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 названного Кодекса, которые могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

Суды установили, что ОАО «НАЗ «Сокол»  обратилось в Управление с заявлением от 17.01.2012 о разделе земельного участка с кадастровым номером 52:18:0020107:11 на четыре земельных участка, с приложением кадастровых паспортов образуемых земельных участков и договора аренды земельного участка от 22.04.2005 № 0176/18.

Как усматривается из материалов дела, решением от 16.05.2011  Арбитражного суда Нижегородской области по делу № А43-363/2011 установлено наличие у ОАО «НАЗ «Сокол»  права на выкуп земельного участка под собственными объектами недвижимости.

Данное обстоятельство в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является преюдициально установленным и не требует доказывания по настоящему делу.

Согласно кадастровому паспорту земельный участок площадью 1 065 603 +/-361 квадратных метров поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 52:18:0020107:297 и на нем расположены объекты недвижимости, принадлежащие Обществу на праве собственности (всего 91 наименование).

Поскольку решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 52:18:0020107:11 и предоставлении Обществу в собственность за плату земельного участка площадью 1 065 603 +/-361 квадратных метров, кадастровый номер 52:18:0020107:297, до настоящего времени не приняты и не обоснованы причины, препятствующие принятию таких решений, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному  выводу о наличии со стороны Управления незаконного бездействия, нарушающего права и законные интересы ОАО «НАЗ «Сокол».

Возражения заявителя жалобы в той части, что имеются основания для отнесения спорного участка к участкам, ограниченным в обороте, подлежат отклонению, поскольку обстоятельства, имеющие значение для выяснения этого вопроса, надлежащим образом исследованы судами.

Кроме того, суды установили, что согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 52:18:0020107:11 указанный участок относится к землям населенных пунктов и имеет разрешенное использование -  под здания и сооружения основного производства; ОАО «НАЗ «Сокол» Указом Президента Российской Федерации от 20.02.2006 № 140 было исключено из Перечня стратегических предприятий и акционерных обществ; Общество не производит боевого вооружения, не имеет контрактов на изготовление боевых и учебно-боевых самолетов.

Довод Управления об определении выкупной стоимости земельного участка исходя из даты подачи заявления о приватизации земельного участка был предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получил надлежащую правовую оценку, не опровергает выводов судов и направлен на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое бездействие Управления по непринятию решения о разделении земельного участка с кадастровым номером 52:18:0020107:11 и предоставлению в собственность ОАО «НАЗ «Сокол» земельного участка площадью 1 065 603 +/-361 квадратных метров, кадастровый номер 52:18:0020107:297, является незаконным, не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Определение суда кассационной инстанции от 13.11.2012 о приостановлении исполнения судебных актов считается утратившим силу в связи с рассмотрением кассационной жалобы.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа