ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 апреля 2013 года Дело N А56-29238/2012

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Любченко И.С.,  Подвального И.О.,

при участии от  общества с ограниченной ответственностью «Гестион»  Девина В.В. (доверенность от 14.08.2012 № 14-08/12), Казакова И.В. (доверенность от 01.02.2013 № 9/02-04/135), от Балтийской таможни  Сидорова П.С. (доверенность от 29.12.2012 № 04-23/43967),

рассмотрев 26.03.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гестион» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012 по делу  № А56-29238/2012 (судьи Есипова О.И., Борисова Г.В., Шульга Л.А.),

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Гестион», место нахождения: 190068, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 126, ОГРН 5067847302001 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Балтийской таможни, место нахождения: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, дом 32А, ОГРН 1037811015879 (далее - Таможня), выразившегося в непринятии своевременного решения о регистрации декларации на товары от 28.03.2012 по коносаменту  № 84778375 от 24.03.2012 или об отказе в ее регистрации.

Решением суда первой инстанции от 12.09.2012 заявление Общества удовлетворено.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012 решение суда от 12.09.2012 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права, а также на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление суда от 24.12.2012, а решение от 12.09.2012 оставить без изменения. По мнению подателя жалобы, таможенным органом допущено бездействие, выразившееся в непринятии своевременного решения о регистрации в установленный Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК ТС) двухчасовой срок декларации на товары от 28.03.2012 или об отказе в ее регистрации, что нарушает права и законные интересы Общества в сфере таможенных правоотношений. Незаконное бездействие Таможни препятствовало предпринимательской деятельности Общества, поскольку лишило его возможности использовать спорную декларацию на товары, наложило дополнительные обязанности по подаче новой декларации на товары; нарушило предусмотренное ТК ТС право таможенного представителя на регистрацию таможенной декларации или на отказ в ее регистрации в установленный статьей 190 ТК ТС срок. Податель жалобы также указывает, что непринятие таможенным органом решения о регистрации декларации в установленный срок возложило на него дополнительные обязанности по внесению в декларацию изменений, связанных с изменением курса валюты платежа.

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Таможни возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что между Обществом и обществом с ограниченной ответственностью «МедКорп-МТ» (далее - ООО «МедКорп-МТ») заключен договор от 20.03.2012 № Г/03-02/109 на оказание услуг, связанных с совершением операций по таможенному декларированию товаров и транспортных услуг, иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру на территории Российской Федерации, от имени, по поручению и за счет заказчика.

Общество, действуя по поручению ООО «МедКорп-МТ», 28.03.2012 подало от его имени в Таможню декларацию на товар  (далее - ДТ) с полным пакетом документов в целях таможенного оформления ввезенного товара (пленка и бумага «DIRECT VISTA» для термической печати диагностических медицинских изображений).

Согласно сведениям информационной системы ДТ была подана в электронном виде 28.03.2012 в 17 часов 50 минут. Заявителю был направлен  протокол ошибок 28.03.2012 в 20 часов 01 минуту.

Считая бездействие Таможни, выразившееся в несвоевременной регистрации поданной 28.03.2012  ДТ незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции удовлетворил требования, а также взыскал с Таможни в пользу Общества 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Постановлением от 24.12.2012 апелляционный суд решение от 12.09.2012 отменил, отказал Обществу в удовлетворении заявления.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным  судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Общества в связи со следующим.

Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование товаров производится декларантом, либо таможенным представителем (части 1, 2  статьи 179 ТК ТС).

Согласно пункту 3 статьи 179 ТК ТС таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Согласно частям 2, 3 статьи 190 ТК ТС дата и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии и необходимых документов фиксируется таможенным органом, в том числе с использованием информационных технологий.

Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением Комиссии Таможенного союза.

В соответствии с пунктами 3, 4 Инструкции о порядке регистрации или отказа в регистрации декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 262 (далее - Инструкция № 262), подача декларации на товары должна сопровождаться предоставлением таможенному органу документов, на основании которых была заполнена декларация на товар и которые предусмотрены статьями 183 и 184 ТК ТС, и ее электронной копии, за исключением случаев, когда в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза не требуется предоставление электронной копии декларации на товар и (или) указанных документов.

Вместе с декларацией на товар и документами в таможенный орган подается опись документов в двух экземплярах в соответствии с приложением 1 к Инструкции № 262, если иное не установлено законодательством государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с частью 1 статьи 206 Федерального закона от 27.11.2010  № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенный орган обязан зафиксировать дату и время подачи декларации на товары в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. При декларировании товаров в электронной форме фиксирование даты и времени подачи декларации на товары и направление декларанту электронного сообщения, содержащего сведения об указанных дате и времени, осуществляются автоматически при поступлении такой декларации в электронную систему таможенных органов.

В соответствии с частью 5 статьи 180 ТК ТС порядок представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа определяется решением Комиссии Таможенного союза.

Согласно пункту 4 Инструкции № 262 при таможенном декларировании товаров в электронной форме дата и время подачи декларации на товары фиксируются таможенным органом в информационной системе с использованием информационных технологий.

Пунктом 5 Инструкции № 262 установлено, что для принятия решения о регистрации  декларации на товары должностное лицо в срок, не превышающий двух часов с момента подачи декларации на товары, проверяет наличие либо отсутствие оснований для отказа в регистрации, предусмотренных пунктом 4 статьи 190 ТК ТС.

Пунктом 6 Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 № 494, особенности предоставления, использования и хранения таможенной декларации в виде электронного документа (ЭТД) и документов могут определяться таможенным законодательством государств - членов Таможенного союза.

Порядок декларирования товаров, а также особенности совершения таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме определен в Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме, утвержденной Приказом ГТК России от 30.03.2004 № 395 (далее - Инструкция № 395) в действующей редакции.

Пунктом 8 Инструкции № 395 установлено, что электронная декларация подается в таможенный орган посредством электронного способа обмена информацией.

Согласно пункту 9 Инструкции № 395 в таможенном органе с использованием информационной системы таможенного органа в автоматическом режиме проверяется подлинность электронной цифровой подписи (ЭЦП) декларанта и проводится форматно-логический контроль соответствия электронной декларации определенным ГТК России структуре и формату данных (далее - ФЛК).

В силу пункта 10 Инструкции № 395 в случае успешного прохождения ФЛК электронная декларация автоматически регистрируется в базе данных таможенного органа и ей присваивается регистрационный номер. Лицу, декларирующему товары, не позднее 15 минут после завершения ФЛК направляется авторизованное сообщение, содержащее регистрационный номер таможенной декларации, либо перечень ошибок в случае, если при прохождении ФЛК были выявлены ошибки. В случае выявления ошибок электронная декларация до их устранения лицом, декларирующим товары, и повторного направления данной электронной декларации в таможенный орган считается неподанной. Устранение ошибок не должно приводить к нарушению срока подачи таможенной декларации.

Как следует из материалов дела, основанием для непринятия решения о регистрации поданной 28.03.2012 ДТ послужило обнаружение в процессе проведения ФЛК ошибок, заявленных в электронной форме документа. Из представленного в дело документа следует, что в процессе проведения ФЛК выявлено 20 ошибок.

В представленных в материалы дела сообщениях информационной системы электронного декларирования зафиксировано получение Обществом протокола ошибок; факт получения протокола ошибок заявителем не оспаривается.

Как следует из приведенных нормативных положений, электронная декларация в случае выявления ошибок до их устранения лицом, декларирующим товары, и повторного ее направления в таможенный орган считается неподанной. Ввиду наличия ошибок поданная Обществом ДТ не могла быть зарегистрирована.

С учетом изложенного апелляционный суд обоснованно признал, что действия таможенного органа в отношении  поданной с ошибками ДТ соответствуют закону, а вывод суда первой инстанции  о нарушении Таможней срока, установленного пунктом 3 статьи 190 ТК ТС и пунктом 5 Инструкции № 262 для регистрации ДТ является ошибочным.

Оценивая доводы заявителя о нарушении оспариваемым бездействием по регистрации ДТ прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности апелляционный суд обоснованно исходил из того, что  Общество является таможенным представителем, профессиональным участником внешнеэкономической деятельности, включено в Реестр таможенных представителей и в силу закона наделено таможенным законодательством равными правами и обязанностями с декларантом при осуществлении своей профессиональной деятельности. В данном случае Общество не доказало, что именно вследствие незаконного бездействия Таможни оно лишилось возможности исполнить обязательства по договору об оказании услуг таможенным представителем и получить соответствующее вознаграждение за оказание услуг по таможенному декларированию.

Из материалов дела следует, что ДТ повторно подана после устранения выявленных ошибок. ДТ зарегистрирована 29.03.2012, после чего осуществлен выпуск товара.

Исходя из положений статей 198, 201 АПК РФ для принятия решения судом о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих  публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых действий закону и нарушение указанными действиями законных прав и интересов заявителя.

Поскольку незаконность бездействия Таможни и нарушение прав и законных интересов Общества таким бездействием не доказаны, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Общества.

Обжалуемый судебный акт отвечает нормам материального права, содержащиеся в нем выводы - фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены постановления апелляционного суда, кассационной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах кассационный суд не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда и удовлетворения жалобы Общества.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012 по делу № А56-29238/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гестион» - без удовлетворения.

     Председательствующий

     Г.Е. Бурматова

     Судьи

     И.С. Любченко

     И.О. Подвальный

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка