ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 апреля 2013 года Дело N А69-1598/2012

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи  Брюхановой Т.А.,

судей: Пущиной Л.Ю., Шелега Д.И.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 25 октября 2012 года по делу  № А69-1598/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда  от 21 января 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Павлов А.Г.; суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А., Колесникова Г.А., Севастьянова Е.В.)

установил:

Министерство финансов Республики Тыва (ОГРН 1021700516804, далее - Минфин Республики Тыва, Министерство) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Тыва к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (ОГРН 1041700512920, далее -  ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва, Управление) о признании пункта 1 представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (направлено сопроводительным письмом от 29.06.2012 № 12-01-18/1465) недействительным.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 25 октября 2012 года заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 января  2013 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать.

По мнению заявителя кассационной жалобы, в соответствии с пунктом 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации Республика Тыва не имеет права превышать установленные Правительством Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации. Вместе с тем в Республике Тыва ежемесячное денежное поощрение исчисляется исходя из оклада ежемесячного денежного содержания, который состоит из должностного оклада и оклада за классный чин, что приводит к завышению фонда оплаты труда государственных гражданских служащих Республики Тыва. В связи с чем, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении судебных актов были неправильно применены нормы материального права.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

В удовлетворении ходатайства Управления об отложении рассмотрения дела суд кассационной инстанции отказал в связи с его необоснованностью.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Республики Тыва заключено соглашение о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Тыва от 31.12.2010 № 01-01-06/06-704 (далее - Соглашение).

Из подпункта "е" пункта 2.1.2 Соглашения следует, что получатель межбюджетных трансфертов берет на себя обязательство не принимать решений о повышении оплаты труда государственным служащим Республики Тыва и служащим муниципальных образований в течение 2011 года сверх размеров, предусмотренных для соответствующих категорий федеральных должностей.

ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва проведена плановая проверка Минфина Республики Тыва по соблюдению бюджетного законодательства при формировании и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, заключивших соглашения с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации  за 2011 год.

В ходе проверки Управлением, в том числе установлено, что размер ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Республики Тыва установлен в размере одного оклада денежного содержания с учетом районного коэффициента и северной надбавки, вместо "должностного оклада". При этом федеральным законодательством установлено исчисление ежемесячного денежного поощрения исходя из должностного оклада, а нормативными актами Республики Тыва - исходя из оклада ежемесячного денежного содержания, который состоит из должностного оклада и оклада за классный чин. Данное обстоятельство привело к завышению фонда оплаты труда на сумму 31 736 000 рублей.

По результатам проверки надзорным органом составлен акт проверки от 04.06.2012 № 38.

На основании указанного акта Управлением было вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса Министерством финансов Республики Тыва (направлено в адрес Министерства сопроводительным письмом от 29.06.2012 № 12-01-18/1465), согласно которому Минфину Республики Тыва предложено рассмотреть представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства.

В пункте 1 раздела I обжалуемого представления указано на завышение фонда оплаты труда государственных гражданских служащих Республики Тыва на 2011 год по причине увеличения размера ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Республики Тыва; вместо "должностного оклада" установлено в размере одного оклада денежного содержания с учетом районного коэффициента и северной надбавки положения измененного положению. Сумма нарушения составила 31 736 000 рублей.

Министерство, полагая, что данное представление в названной части (пункт 1) не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с вышеуказанным требованием.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Управление не доказало законность вынесенного представления в обжалуемой части.

Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 указанной статьи обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Пунктом 1 раздела I оспариваемого представления со стороны Минфина Республики Тыва установлено незаконное использование средств республиканского бюджета, не являющееся нецелевым использованием, а именно: допущено завышение фонда оплаты труда государственных гражданских служащих Республики Тыва за  2011 год по причине увеличения размера ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Республики Тыва, вместо «должностного оклада» оплата труда установлена в размере одного оклада денежного содержания с учетом районного коэффициента и северной надбавки.

В соответствии со статьей 50 "Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы.

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в перечень дополнительных выплат входит ежемесячное денежное поощрение.

Частью 6 статьи 50 "Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что ежемесячное денежное поощрение исчисляется исходя из должностных окладов без учета их увеличений (повышений) в соответствии с актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, изданными в отношении отдельных категорий федеральных гражданских служащих (лиц, замещавших государственные должности федеральной государственной службы).

При этом согласно части 5 статьи 1 Закона Республики Тыва от 06.07.2006  № 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва, и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" (далее - Закон Республики Тыва  от 06.07.2006 № 1889 ВХ-1) оклад денежного содержания составляют должностной оклад и оклад за классный чин.

Статьей 8 Закона Республики Тыва от 06.07.2006 № 1889 установлено, что размеры ежемесячного денежного поощрения устанавливаются по государственным органам дифференцированно относительно оклада ежемесячного денежного содержания с соответствующими дополнительными выплатами, начислениями и коэффициентами указами Председателя Правительства Республики Тыва.

На основании Закона Республики Тыва от 06.07.2006 № 1889 ВХ-1 принят указ Председателя Правительства Республики Тыва от 04.08.2006 № 116 "О размере ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Республики Тыва", в соответствии с пунктом 1 которого (в редакции указа Председателя Правительства Республики Тыва от 10.11.2009 № 255) размер ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Республики Тыва установлен в размере одного оклада денежного содержания с учетом районного коэффициента и северной надбавки.

Правомерность, положений Закона Республики Тыва от 06.07.2006 № 1889 ВХ-1 в части установления размеров ежемесячного денежного поощрения являлась предметом оценки Верховного суда Республики Тыва, который решением от 31.07.2008 № 3/34-08 отказал в признании недействующими положений статьи 8 Закона Республики Тыва от 06.07.2006 № 1889.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2008  № 92-Г08-16 решение Верховного суда Республики Тыва от 31.07.2008 № 3/34-08 оставлено без изменения.

Верховный Суд Российской Федерации указал, что в соответствии с пунктом 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

С учетом изложенного судами сделан правильный вывод о том, что изложенные в пункте 1 раздела I оспариваемого представления действия Минфина Республики Тыва не противоречат нормам федерального законодательства.

Довод Управления о том, что указанное в оспариваемом представлении нарушение условий Соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Тыва от 31.12.2010 № 01-01-06/06-704 следует рассматривать во взаимосвязи с пунктом 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, рассмотрен судами и обоснованно отклонен на том основании, что ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва не доказало нарушения Минфином Республики Тыва требования бюджетного законодательства, предусмотренного подпунктом 2 пункта 3 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В этой связи суд кассационной инстанции поддерживает вывод судов о том, что оснований для применения мер принуждения, предусмотренных статьей 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Управление не имело.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 25 октября 2012 года по делу № А69-1598/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда  от 21 января 2013 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий

     Т.А.  Брюханова

     Судьи

     Л.Ю.  Пущина

     Д.И.  Шелег

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка