• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 мая 2013 года Дело N А41-26666/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 15.05.2013

Постановление в полном объеме изготовлено 17.05.2013

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Денисовой Н.Д.,

судей Зверевой Е.А., Кузнецова В.В.,

при участии в заседании:

от истца Администрации города Серпухова Московской области: неявка, извещен

от ответчика ТУ Росимущества в Московской области: неявка, извещен

от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: неявка, извещено

от третьего лица КУИ города Серпухова Московской области: неявка, извещено

от третьего лица ЗАО "Торговые ряды": неявка, извещено

рассмотрев 15.05.2013 в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - ТУРосимущества в Московской области

на решение от 24.08.2012

Арбитражного суда Московской области,

принятое судьей Федуловой Л.В.,

на постановление от 08.02.2013

Десятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Коноваловым С.А., Александровым Д.Д., Шевченко Е.Е.,

по исковому заявлению Администрации города Серпухова Московской области (142203, Московская обл., г. Серпухов, ул. Советская, д. 88; ОГРН 1025005604865)

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (г. Москва, ул. Коминтерна, д. 38, стр. 1; ОГРН 1097746296977),

третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (г. Москва, ул. Поклонная, д. 13; Московская обл., Красногорский р-н, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8; ОГРН1047727043561), Комитет по управлению имуществом города Серпухова (142003, Московская обл., Серпуховский р-н, г. Серпухов, ул. Советская, д. 88, 430; ОГРН 1025005601158), закрытое акционерное общество "Торговые ряды" (142200, Московская обл., Серпуховский р-н, г. Серпухов, Борисовское ш., д. 5; ОГРН1025005601455),

о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Серпухова Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:58:0040503:26 площадью 21.320 кв. м, расположенный по адресу: г. Серпухов, Борисовское ш., д. 1.

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра поМосковской области), Комитет по управлению имуществом города Серпухова (далее - КУИ города Серпухова Московской области), закрытое акционерное общество "Торговые ряды" (далее - ЗАО "Торговые ряды").

Решением Арбитражного суда Московской области от 24.08.2012, оставленным без изменений постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2013, иск удовлетворен.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик - ТУРосимущества в Московской области подал в Федеральный арбитражный суд Московского округа кассационную жалобу, в которой просит решение и постановление отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства участвующие в деле лица явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, отзывы не представили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие этих лиц.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ) информация о принятии кассационной жалобы ТУ Росимущества в Московской области к производству, о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте суда: http://www.fasmo.arbitr.ru.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке статей 284, 286-288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом решении и постановлении, установленным судами обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами, на основании постановления Главы Администрации города Серпухова Московской области от28.06.1994 № 769 между Администрацией и ООО "Торговые ряды" был заключен договор аренды земли от 01.07.1994 № 290-25-1-19, в соответствии с которым ООО "Торговые ряды" приняло в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:58:0040503:26, площадью 21.320 кв. м, расположенный по адресу: г. Серпухов, Борисовское шоссе, д. 1, для строительства гостиничного торгово-развлекательного комплекса.

Из полученной выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.09.2011 № 58/013/2011-242 истцу стало известно, что правообладателем переданного в аренду ООО "Торговые ряды" земельного участка является Российская Федерация.

Суды, признавая право Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствующим, исходили из следующего.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 22-ФЗ «Огосударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 52 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее по тексту - Постановление от29.04.2010 № 10/22) оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), то оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17.07.2001 № 101-ФЗ «Оразграничении государственной собственности на землю» (утратил силу с 01.07.2006 в связи с принятием Федерального закона от 17.04.2006 № 53-ФЗ «Овнесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

В настоящее время основания разграничения государственной собственности на землю установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «Овведении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 17.04.2006 № 53-ФЗ, от 07.05.2009 № 91-ФЗ, от 22.07.2010 № 168-ФЗ), а критерии распоряжения соответствующими земельными участками - статьей 3 названного Федерального закона.

В нарушение норм материального права судом первой инстанции при разрешении спора исследовался вопрос о правомерности действий регистрирующего органа, однако данное нарушение не привело к принятию неправильного решения.

Судом апелляционной инстанции установлено, что доказательств расположения на спорном земельном участке объектов, принадлежащих или ранее принадлежавших Российской Федерации, равно как доказательств, позволяющих отнести спорный участок к исключительной собственности Российской Федерации, ТУ Росимущества по Московской области не представлено.

Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством, в связи с чем, законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в неразграниченной государственной собственности.

Поскольку в данном случае орган местного самоуправления по объективным причинам не может предъявить иск о признании права или истребовании участка из чужого незаконного владения, права муниципального образования могут быть защищены путем признания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствующим.

Учитывая изложенное, судами сделан правильный вывод о том, что избранный истцом способ защиты права не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормам Закона о регистрации прав.

При выяснении обстоятельств, связанных с распоряжением спорным земельным участком, для установления критериев, по которым земельный участок может быть отнесен к тому или иному уровню собственности в силу требований статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", судами установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:58:0040503:26 площадью 21.320 кв. м, расположенный по адресу: г. Серпухов, Борисовское ш., д. 1, не относится к федеральной собственности.

Судом также установлено, что доказательств расположения на спорном земельном участке объектов, принадлежащих Российской Федерации, не представлено. При этом, суд апелляционной инстанции указал, что в дело представлен акт обследования земельного участка от 01.02.2012, из которого следует, что на спорном земельном участке имеется объект недвижимости гостиничный торгово-развлекательный комплекс, принадлежащий на праве собственности ООО "Торговые ряды" (свидетельство 50 АД № 143194 от21.09.2012) и отсутствуют объекты федерального значения.

Таким образом, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, руководствуясь положениями действующего законодательства, суды первой и апелляционной инстанции правомерно удовлетворили исковые требования, поскольку пришли к обоснованному выводу о том, что в нарушение положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком не было представлено доказательств наличия законных оснований для возникновения и регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, а также каких-либо доказательств расположения на данном земельном участке объектов, принадлежащих Российской Федерации.

Судами полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы права. Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы, указанные в обжалуемых решении и постановлении. Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статей 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Нарушений судами норм материального и процессуального права, которые могли бы повлиять на правильность обжалуемых судебных актов, либо влекущих их безусловную отмену, судом кассационной инстанции не выявлено.

Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.08.2012 Арбитражного суда Московской области и постановление от 08.02.2013 Десятого арбитражного апелляционного суда по делу №А41?26666/12 оставить без изменения, кассационную жалобу - безудовлетворения.

     Председательствующий
   Н.Д. Денисова

     Судьи
    Е.А. Зверева

     В.В. Кузнецов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А41-26666/2012
Ф05-4111/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Московского округа
Дата принятия: 17 мая 2013

Поиск в тексте