• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 мая 2013 года Дело N А23-4086/2012

Резолютивная часть постановления объявлена «21» мая 2013г.

Постановление изготовлено в полном объеме «23» мая 2013г.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

Председательствующего

А.Н. Маненкова;

судей

Л.В. Солодовой;

М.М. Нарусова;

при участии в заседании:

от истца:

Городской Управы города Калуги

(ОГРН 1024001179113)

Савеличевой Д.И. - представителя

(доверенность от 18.01.2012 №01/10-12-д)

от ответчика:

Индивидуального предпринимателя

Платона Геннадия Филимоновича

(ОГРИП 305402917800046)

представители не явились, ответчик о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом;

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Городской Управы города Калуги, г. Калуга, на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013 (судьи Дорошкова А.Г., Волкова Ю.А., Рыжова Е.В.) по делу №А23-4086/2012,

УСТАНОВИЛ:

Городская Управа города Калуги (далее - Управа, истец), г. Калуга, обратилась в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Платону Геннадию Филимоновичу (далее - предприниматель, ответчик), г. Калуга, о взыскании 655 199 руб. 77 коп., в том числе 401 074 руб. 02 коп. задолженности по договору аренды от 24.08.2009 № 798/09 и 254 125 руб. 75 коп. неустойки за период с 01.07.2010 по 14.09.2012.

Решением арбитражного суда от 11.12.2012 (судья Акимова М.М.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013 (судьи Дорошкова А.Г., Волкова Ю.А., Рыжова Е.В.) решение Арбитражного суда Калужской области от 11.12.2012 изменено.

Не соглашаясь с постановлением суда апелляционной инстанции, городская Управа г. Калуги подала кассационную жалобу (т.2. л.д.8-9). По мнению заявителя жалобы судом неправильно применены нормы материального права, дано неверное толкование пункта 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление №582). Истец просит оставить в силе решение Арбитражного суда Калужской области от 11.12.2012.

В отзыве на кассационную жалобу ответчик указал, что в соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Постановления № 582 арендная плата в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта не может превышать 2 % кадастровой стоимости участка.

От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.

Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчика в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца изложил свою правовую позицию относительно обжалуемого судебного акта.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной, выслушав представителя истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановления, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, между истцом и ответчиком 24.08.2009 был заключен договор №798/09 аренды находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 40:26:000163:42, общей площадью 2 593 кв. м., для строительства цеха по производству металлической сетки «рабица» сроком на 3 года. Местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - кирпичный гараж. Участок находится примерно в 0,5 м от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: г. Калуга, ул. Кирпичный завод МПС.

Пунктом 3.2 договора предусмотрено, что расчет арендной платы составляется ежегодно с учетом устанавливаемых на календарный год базовых ставок арендной платы и коэффициентов к ним с указанием суммы, сроков и реквизитов оплаты, подписывается ответчиком и уполномоченным лицом со стороны истца.

В связи с несвоевременным внесением арендной платы предпринимателем Городская Управа города Калуги обратилась в Арбитражный суд Калужской области с иском к индивидуальному предпринимателю о взыскании задолженности по договору аренды и неустойки.

Ответчик в спорном периоде внес арендную плату в сумме 214 975 руб. (л. д. 27-29), в т. ч. 07.10.2011 - 114 975 рублей, 11.11.2011 - 100 000 рублей.

Задолженность, исчисленная с учетом изменения (повышения) платы за период с 01.01.2010 по 01.01.2012, составила 401 074 руб. 02 коп (л. д. 7).

Удовлетворив исковые требования полностью, суд первой инстанции указал, что арендная плата начислена на основании договора и нормативных правовых актов органа местного самоуправления, которые не отменены, в судебном порядке недействующим не признаны.

Суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции, с ИП Платона Геннадия Филимоновича в пользу городской Управы г. Калуги взыскано 50 541 руб. 90 коп., из них: 3 043 руб. 40 коп. долга по арендной плате, 47 498 руб. 50 коп. неустойки.

По мнению суда кассационной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.

В силу пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса РФ Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», действующее с 04.08.2009 (далее - постановление № 582).

С учетом единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации нашедшие свое отражение в постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.

Кроме того, арендная плата при аренде земельных участков должна определяться исходя из принципа запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Как отражено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 17.04.2012 № 15837/11, Правительство Российской Федерации в постановлении № 582 определило предельные ставки арендной платы, являющиеся ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков публичными образованиями. В частности, в соответствии с подпунктом «г» пункта 3 постановления № 582 арендная плата в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, не может превышать 2 % кадастровой стоимости этого участка.

В соответствии со статьей 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд при рассмотрении конкретного гражданско-правового спора вправе дать оценку нормативным правовым актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам.

Согласно пункту 9.2 постановления Управы от 25.12.2009 № 311-п, пункту 9.1 постановления городской управы от 28.03.2011 № 70-п ставка арендной платы за прочие земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок и предоставленные для строительства производственных и административных зданий, строений, сооружений на 2010 и 2011 год установлена в размере 2,3 процента кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, в расчете арендной платы за указанный земельный участок применен поправочный коэффициент 1.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что постановления городской Управы от 25.12.2009 № 311-п (в редакции постановления от 28.04.2010 № 148-п) и от 28.03.2011 № 70-п, устанавливающие арендную плату на 2010 и 2011 годы, не могут быть применены при рассмотрении спора, так как стоимость арендных платежей должна быть установлена применительно к размеру платы, предусмотренному постановлением № 582, указал на содержание пунктов 8 и 9 этого постановления. Суд апелляционной инстанции в рассматриваемом случае правильно не применил при расчете арендной платы на 2010 и 2011 годы коэффициент-дефлятор, предусмотренный пунктом 8 постановления № 582, так как арендная плата исчислялась не в соответствии с этим постановлением.

Размер неустойки, исходя из нового расчета арендных платежей, соответствует условиям договора; ходатайство о снижении размера пени не заявлялось.

Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не имеется.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.333.37 НК РФ Городская управа (исполнительно-распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" освобождена от уплаты госпошлины.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013 по делу №А23-4086/2012 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
А.Н. Маненков
Судьи
Л.В. Солодова
М.М. Нарусов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А23-4086/2012
Ф10-1065/2013
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Центрального округа
Дата принятия: 23 мая 2013

Поиск в тексте