ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 мая 2013 года Дело N А37-2788/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2013 года

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе:

Председательствующего: Л.А.Боликовой

Судей: Л.К.Кургузовой, Е.П.Филимоновой

при участии:

от заявителя - открытого акционерного общества «Колыматранснефть»: Жигалин В.Н., генеральный директор, паспорт; Торгашева Е.А., представитель по доверенности от 28.03.2013 № б/н;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области: Кашу Е.В., представитель по доверенности от 22.04.2013 № 01-10/1109;

от администрации Магаданской области: представитель не явился;

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области

на решение от 09.10.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013

по делу № А37-2788/2012 Арбитражного суда Магаданской области

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Комарова Л.П.;  в суде апелляционной инстанции судьи: Гричановская Е.В.,  Сапрыкина Е.И., Швец Е.А.

По заявлению открытого акционерного общества «Колыматранснефть»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области

третье лицо: администрация Магаданской области

о признании частично незаконными решения от 18.06.2012 № 01-10/1569 и предписания от 18.06.2012 № 32

Открытое акционерное общество «Колыматранснефть»  (ОГРН 1024900963152, место нахождения: г.Магадан, ул.Пролетарская, д.8, каб.223, далее по тексту - ОАО «Колыматранснефть», общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными решения от  18.06.2012 № 01-10/1569 Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области (далее по тексту - УФАС России по Магаданской области, антимонопольный орган) за исключением пункта 3; предписания от 18.06.2012 № 32.

Решением Арбитражного суда Магаданской области от 09.10.2012 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными и отменены пункты 2, 4, 5 решения УФАС России по Магаданской области от 18.06.2012 № 01-10/1569 и предписание от 18.06.2012 № 32, как несоответствующие требованиям пунктов 6, 10 части 1 статьи 10, статей 41, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции). В части признания незаконным пункта 1 оспариваемого решения, в удовлетворении требований отказано.

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 решение арбитражного суда первой инстанции от 09.10.2012 изменено. Из резолютивной части исключен вывод суда о признании решения УФАС России по Магаданской области от 18.06.2012  № 01-10/1569 недействительным как несоответствующим требованиям пункту 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. В удовлетворении требований о признании пункта 5 решения УФАС России по Магаданской области от 18.06.2012 № 01-10/1569 недействительным отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе УФАС России по Магаданской области, полагающего, что судебные акты в части удовлетворения требований общества, приняты с нарушением норм материального права, в связи с чем просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель кассационной жалобы считает, что при установлении полномочий Администрации Магаданской области в области государственного регулирования тарифов субъектов естественных монополий, суды не учли положения Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и Постановления администрации Магаданской области от 28.12.1995 № 220, в соответствии с которым и комитет наделен правами по государственному регулированию тарифов субъектов естественных монополий, как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и необоснованно не применили положения Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293, утвердившего перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены на которые регулируются государством (в том числе услуга по предоставлению причалов).

Кроме этого, по мнению антимонопольного органа, суды без достаточных правовых оснований признали услугу по предоставлению причалов связанной с услугой погрузочно-разгрузочных работ.

Администрация Магаданской области и ОАО «Колыматранснефть» в отзывах на кассационную жалобу возражают против изложенных в ней доводов, просят решение арбитражного суда первой инстанции и постановление Шестого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу антимонопольного органа - без удовлетворения.

Администрация Магаданской области, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, заявив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали свои доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 15.05.2013. После окончания перерыва представители участвующих в деле лиц в судебном заседании не присутствовали.

Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзывах на неё, заслушав мнения представителей лиц, участвующих в деле, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.

Материалами дела подтверждается, что на основании приказа  № 01-12/10 от 03.02.2012 УФАС России по Магаданской области проведена плановая выездная проверка соблюдения  ОАО «Колыматранснефть» законодательства о защите конкуренции и о естественных монополиях.

По итогам проверки, отражённым в акте от 15.03.2012 № 4, в действиях ОАО «Колыматранснефть» установлены признаки нарушения пунктов 6, 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и 03.04.2012 в отношении общества возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения данного дела УФАС России по Магаданской области принято решение от 15.06.2012, которым установлено доминирующее положение ОАО «Колыматранснефть» - субъекта естественной монополии на рынке услуг по предоставлению причала - нефтепирса в морском порту Магадан (Магаданская область) в 2009-2011 годах (пункт 1).

Действия общества по применению неутвержденных в установленном порядке органом государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий - ФСТ России - тарифов при оказании услуг по предоставлению причала - нефтепирса в морском порту Магадан (Магаданская область) признаны нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (пункт 2).

Действия ОАО «Колыматранснефть» в части экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления в июне 2009 года различных тарифов на услугу по предоставлению причала - нефтепирса в морском порту Магадан (Магаданская область) признаны нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (пункт 3). Принято решение о выдаче обществу предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на решение вопроса по установлению тарифа уполномоченным органом (пункт 4), и о направлении материалов дела должностному лицу УФАС России по Магаданской области для принятия мер о привлечении заявителя к административной ответственности (пункт 5).

Во исполнение принятого решения ОАО «Колыматранснефть» выдано предписание № 32 от 18.06.2012 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, на общество возложена обязанность направить документы в Федеральную службу по тарифам (далее - ФСТ России) для рассмотрения вопроса по установлению тарифа на услугу предоставления причала-нефтепирса в морском порту Магадан (Магаданская область).

Не согласившись с решением, за исключением пункта 3, и предписанием УФАС России по Магаданской области,  ОАО «Колыматранснефть» обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): создание дискриминационных условий (пункт 8); создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам (пункт 9).

Для целей применения положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции подлежат установлению следующие обстоятельства: занятие хозяйствующим субъектом доминирующего положения на товарном рынке; осуществление действий, как прямо установленных этой нормой, так и иных действий (поскольку приведенный этой нормой перечень таких последствий не является исчерпывающим); наступление или угроза наступления последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц; причинно-следственная связь между действиями субъекта и указанными последствиями.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Судебными инстанциями установлено, что  ОАО «Колыматранснефть» относится к субъектам естественных монополий на транспорте в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ  «О естественных монополиях» (далее  - Закон о естественных монополиях).

ОАО «Колыматранснефть» по договору аренды государственного имущества морского порта от 01.12.1997 передан нефтепирс в бухте Нагаево в районе морского торгового порта для оказания услуг по предоставлению данного нефтепирса хозяйствующим субъектам для приёмки и переработки нефтепродуктов, поступающих для обеспечения жизнедеятельности Магаданской области.

Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается, что в период с 2009 по 2011 годы ОАО «Колыматранснефть» оказывало услуги по предоставлению причалов сторонним организациям, при этом само общество услуги по погрузке - выгрузке нефтепродуктов не осуществляло.

Являясь субъектом естественных монополий и не осуществляя в период с 2009 по 2011 годы погрузочно-разгрузочную деятельность,  ОАО «Колыматранснефть» сочло правомерным применение тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги, распространив их на услуги по предоставлению причалов, полагая, что названная услуга связана с погрузочно-выгрузочными работами.

Названные тарифы утверждены Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (ФЭК РФ) от 23.12.2003 № 107-Т/3 «Об утверждении тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО «Колыматранснефть», которым тариф за одну тонну погрузки-выгрузки нефтепродуктов установлен в размере 40 рублей.

Обе судебные инстанции признали, что применяя названные тарифы по услугам по предоставлению причалов в 2010-2011 годах, общество не нарушило установленный порядок ценообразования, так как Федеральная служба по тарифам России является правопреемником Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации.

Кроме этого, суды признали правомерным применение обществом положений постановления администрации Магаданской области от 28.12.1995 № 220 «Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов» и установленной решением Комитета экономики администрации Магаданской области от 13.02.1998 предельной новой свободной цены за обслуживание нефтепирса в размере 58 рублей за одну тонну нефтепродуктов.

Признавая недействительными пункты 2, 4 решения от 18.06.2012  № 01-10/1569 и предписание от 18.06.2012 № 32, вынесенные  УФАС России по Магаданской области, а общество - не нарушившим установленный в 2010-2011 годах порядок ценообразования, судебные инстанции не учли следующее.

Приказом ФСТ России от 07.08.2009 № 182-Т/3 утвержден перечень субъектов естественных монополий в транспортных терминалах и морских портах, государственное регулирование которых осуществляется ФСТ России, в который вошло ОАО «Колыматранснефть».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, в пункте 7 которого предусмотрена услуга по предоставлению причалов.

Ранее такой порядок регулирования для названной услуги не устанавливался.

В соответствии с пунктом 10 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий (вместе с «Положением об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля»), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 950 государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере  услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в перечень естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Перечисленные нормативные акты свидетельствуют о том, что после их принятия деятельность ОАО «Колыматранснефть», внесенного в перечень естественных монополий, должна была осуществляться с учетом нового нормативного правового регулирования.

При этом в силу пункта 3 Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения), утвержденного Приказом ФСТ России от 24.06.2009 № 135-Т/1 инициатором рассмотрения вопроса по установлению тарифа на услуги по предоставлению причалов, включение в перечень услуг субъектов естественных монополий Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293, является, в том числе и субъект естественных монополий, как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги в условиях естественных монополий.

Учитывая, что антимонопольным органом вменяется в вину обществу осуществление им деятельности с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования с 2010 года, то есть после установления нового нормативного правового регулирования, установление для ОАО «Колыматранснефть» Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 23.12.2003 № 107-Т/13 тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО «Колыматранснефть» правового значения по данному спору не имеет, так как услуга по предоставлению причалов, которую фактически оказывает общество, включена в перечень услуг, цены на которые регулируются государством, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293.

Выводы, содержащиеся в судебных актах о правомерности применения обществом в 2010 - 2011 годах при оказании услуги по предоставлению причалов, тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанных с ними услуг, утвержденных Постановлением ФЭК РФ от 23.12.2003 № 107-Т/3, признаются судом кассационной инстанции ошибочными по следующим основаниям.

В соответствии с названным постановлением утверждены тарифы на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги из расчета 40 рублей за одну тонну погрузки-выгрузки нефтепродуктов.

При этом в разделе 2 Положения о порядке применения тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в  ОАО «Колыматранснефть» (Приложение № 2 к Постановлению ФЭК РФ от 23.12.2003 № 107-Т/3 поименован перечень операций, стоимость которых включена в эти тарифы, в которых не поименованы услуги по предоставлению причалов.

Отнесение названных услуг к инфраструктурному обеспечению производства грузовых работ необоснованно, так как инфраструктурное обеспечение входит в перечень операций, стоимость которых включена в тарифы по производству погрузочно-разгрузочных работ наряду с иными операциями, следовательно, не может быть рассчитана, как самостоятельная операция, по ставке 40 рублей за одну тонну нефтепродуктов, в связи с чем выводы, содержащиеся в судебных актах о правомерности применения обществом названных тарифов признаются необоснованными.

Кроме этого, судами не учтено, что обществом не оказывались услуги по погрузке-выгрузке нефтепродуктов, а применение единицы измерения за тонну погрузки-выгрузки нефтепродуктов при расчете платы за услугу по предоставлению причалов безосновательно.

Решение от 13.02.1998 Комитета экономики администрации Магаданской области об установлении предельной свободной цены на услугу по обслуживанию нефтепирса для ОАО «Колыматранснефть» правового значения по данному спору не имеет, поскольку общество признано нарушившим установленный  Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293, Приказом ФСТ России от 24.06.2009 №135-Т/1 порядок установления тарифа на услуги по предоставлению причалов субъектами естественных монополий в  2010-2011 годах.

Принимая во внимание, что в нарушение положений пункта 3 Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения) общество, как субъект естественных монополий, не обратилось в ФСТ России за установлением цены на услугу по предоставлению причалов после ее включения в перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены на которые регулируются государством, а применяло тарифы, не установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, общество правомерно признано антимонопольным органом нарушившим антимонопольное законодательство.

При изложенных обстоятельствах требования общества не подлежали удовлетворению.

Учитывая, что суды установили фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, но неправильно применили нормы материального права при обосновании правомерности применения тарифа на услугу по предоставлению причалов, суд кассационной инстанции вправе не передавая дело на новое рассмотрение отменить решение и постановление в обжалуемой части и принять новый судебный акт.

Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа