ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 2013 года Дело N А10-1907/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2013 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего  Зуева А.О.,

судей:  Брюхановой Т.А., Первушиной М.А.,

при участии в судебном заседании представителей: от  общества с ограниченной ответственностью «БЕСТ ПЛЮС» - Гармаева Александра Петровича (доверенность от 24.05.2012), от открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14»  -  Пурбуева Зорикто Баяровича (доверенность № 84 от 09.01.2013),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» в лице филиала «Теплоэнергосбыт Бурятии» на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от  21 января 2013 года  по делу № А10-1907/2012 Арбитражного суда Республики Бурятия (суд апелляционной инстанции: Оширова Л.В., Куклин О.А., Стрелков А.В.),

установил:

Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания  № 14» в лице филиала «Теплоэнергосбыт Бурятии» (ОГРН: 1047550031242, г. Чита) (далее - ОАО «ТГК № 14») обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к обществу с ограниченной ответственностью «БЕСТ ПЛЮС» (ОГРН: 1020300905217,  г. Улан-Удэ) (далее - ООО «БЕСТ ПЛЮС») с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании стоимости тепловых потерь в размере 89 457 рублей 89 копеек  за период январь - март 2012 года.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 августа 2012 года исковые требования удовлетворены.

Определением  от 19 декабря 2012 года Четвертый арбитражный апелляционный  суд перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции с привлечением общества с ограниченной ответственностью «Светлый» к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от  21 января 2013 года  решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ОАО «ТГК № 14» обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение Арбитражного суда Республики Бурятия оставить в силе.

По мнению заявителя кассационной жалобы, в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации у ответчика имеется обязанность по оплате  потерь в наружных тепловых сетях, являющихся его собственностью.

В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель ОАО «ТГК № 14» Пурбуев З.Б. поддержал доводы кассационной жалобы, представитель ООО «БЕСТ ПЛЮС» Гармаев А.П. на доводы кассационной жалобы возразил, полагая их несостоятельными.

ООО «Светлый» о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако, своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем, дело рассматривается без их участия.

Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соответствие выводов Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлен судами апелляционной инстанции, между ОАО «ТГК № 14» (энергоснабжающая организация) и ООО «БЕСТ ПЛЮС» (абонент)  заключен договор энергоснабжения  № 9527 от 14.12.2010 (в редакции дополнительного соглашения к договору № 9527 от 14.12.2010),  с целью обеспечения  тепловой энергией строящегося жилого дома по адресу: г. Улан-Удэ, 112 квартал.

Договором определены максимумы тепловой нагрузки на отопление и горячее водоснабжение, ориентировочная сумма годового потребления тепловой энергии и теплоносителя с учетом потерь.

В соответствии с п. 3.1 названого договора, количество потребленной абонентом тепловой энергии и теплоносителя определяется по приборам учета, установленным на границе раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента.

Согласно приложения № 3 к договору расчетные тепловые потери в теплосетях абонента составляют 41,97 Гкал (пункт 3.3 договора).

В случае отсутствия приборов учета, неисправности приборов учета, истечении сроков поверки или непредставлении в срок показаний, расчет количества потребленной тепловой энергии и теплоносителя производится энергоснабжающей организацией по фактическому теплоотпуску от источника теплоты по показаниям приборов учета установленных на источнике в соответствии с тепловыми нагрузками и режимами работы систем теплопотребления Абонента, установленными в настоящем договоре и режимами работы источника тепла в расчетном периоде, согласно Методике определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000, утвержденной приказом Госстроя Российской Федерации от 06.05.2000  № 105 (пункт 3.8 договора).

Приложением № 1а стороны оформили акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между Улан-Удэнский Тепловой комплекс» филиал ООО «Тепловая компания и абонентом ООО «»БЕСТ ПЛЮС», согласно которому указано, что границей эксплуатационной ответственности между «У-УТК» филиал ООО «Тепловая компания» и абонента ООО «»БЕСТ ПЛЮС» многоквартирный жилой дом № 23 (блок 3) в 112 квартале считать наружную часть стены тепловой камеры ТК-26. Тепловые сети в тепловой камере ТК-26 находятся в эксплуатационной ответственности «У-УТК» филиал ООО «Тепловая компания». От наружной части стены тепловой камеры ТК-26 (2d219х6 L122,0м), ТК-26/1-3 (2d 159х4,5L 39,5 м) внутренние сети и устройства многоквартирного жилого дома № 23 (блок 3) в 112 квартале находятся в эксплуатационной ответственности ООО «»БЕСТ ПЛЮС».

Приложением № 3а к договору № 9527 от 14.12.2010  сторонами согласован объем годового потребления тепловой энергии и тепловых потерь с разбивкой по месяцам.

Ссылаясь на то, что абонент обязан оплатить стоимость тепловых потерь на участке тепловых сетей, находящихся согласно акту о разграничении эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности в ведении ООО «БЕСТ ПЛЮС», истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Руководствуясь статьями 210, 548, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Бурятия  удовлетворил исковые требования, признав их обоснованными по праву и по размеру.

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что ответчик не является ни потребителем тепловой энергии, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям истца, ни собственником тепловых сетей, на которого возможно отнести расходы по содержанию имущества, следовательно, у ООО «БЕСТ ПЛЮС» отсутствует обязанность по оплате тепловых потерь возникающих в спорных сетях.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, истец обладает статусом теплоснабжающей организации, которая производит тепловую энергию и теплоноситель, а ответчик является застройщиком  многоквартирных жилых домов, к которым присоединена спорная тепловая сеть.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).

В силу пункта 5 статьи 13 Закона о теплоснабжении  теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 11 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными к одной системе теплоснабжения.

Исходя из анализа указанных норм права следует, что законодатель  предусматривает возможность компенсации потерь тепловой энергии только ограниченным кругом субъектов теплоэнергетики: либо теплосетевой организацией или теплоснабжающей организацией, являющиеся профессиональными участниками рынка теплоэнергетики, которые на основе установленных регулирующим органом тарифов получают плату за поставку тепловой энергии и за услуги по передаче тепловой энергии соответственно.

Обязанность по оплате фактических потерь тепловой энергии по своей правовой природе является встречным исполнением обязательства по оплате услуг по передаче тепловой энергии. Следовательно, при оказанной услуге по передаче тепловой энергии у теплосетевой организации появляется право на получение с теплоснабжающей организации платы за такую услугу, и соответственно возникает обязанность по оплате фактических потерь в пользу теплоснабжающей организации.

В свою очередь, обязанность по оплате фактических потерь одной теплоснабжающей организации, которая перепродает тепловую энергию в пользу другой теплоснабжающей организации, которая производит тепловой ресурс, возникает в процессе перепродажи  энергии.

Таким образом,  взыскание  теплоснабжающей организацией  фактических потерь тепловой энергии с владельца тепловых сетей либо с собственника тепловых сетей, не обладающих статусом профессионального участника рынка теплоэнергетики (теплосетевой организацией или теплоснабжающей организацией), которые не имеют право на получение платы за переток тепловой энергии по принадлежащим им тепловым сетям до конечных потребителей, фактически приведет к нарушению принципа  соблюдения баланса экономических интересов участников гражданского оборота.

На основании части 3 статьи 8 и части 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении  затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 57 «Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности); стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.

Пунктом 10 Основ № 109 предусмотрено, что если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов,  в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств.

Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям (пункт 4 статьи 15, пункт 6 статьи 17 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ).

При таких обстоятельствах, когда ответчик не обладает статусом теплосетевой организацией и теплоснабжающей организацией, а потери тепловой энергии, образующиеся при передаче теплового ресурса относятся к одному из видов экономически обоснованных расходов, подлежащих включению в тариф на тепловую энергию,  суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Принимая во внимание положения статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключающей полномочия суда кассационной инстанции по переоценке фактических обстоятельств дела, которые были предметом исследования и правовой оценки судом апелляционной инстанции, довод кассационной жалобы о том, что ответчик является собственником спорных тепловых сетей, направленный на такую переоценку, подлежит отклонению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от  21 января 2013 года  по делу  № А10-1907/2012 Арбитражного суда Республики Бурятия  на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.

Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от   21 января 2013 года  по делу № А10-1907/2012 Арбитражного суда Республики Бурятия оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий

     А.О. Зуев

     Судьи

     Т.А. Брюханова

     М.А. Первушина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка