ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 мая 2013 года Дело N А55-21873/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2013 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,

судей Гариповой Ф.Г., Егоровой М.В.,

при участии представителей:

заявителя - Толстова А.А. (доверенность от 03.04.2013 № 1), Илларионова П.В. (доверенность от 03.04.2013 № 2),

ответчика - Исаева И.М. (доверенность от 14.03.2012 № 13),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 31.10.2012 (судья Агеенко С.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2013 (председательствующий судья - Апаркин В.Н., судьи Кузнецов В.В., Засыпкина Т.С.)

по делу № А55-21873/2012

по заявлению закрытого акционерного общества «Топливно-заправочная компания «Самара», г. Самара (ОГРН 1026300842193, ИНН 6313000627) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары, г. Самара, о признании недействительным решения от 12.03.2012 № 12645 и об обязании произвести возврат излишне взысканного налога на добавленную стоимость в размере 775 105 руб.,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Топливно-заправочная компания «Самара» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары (далее ? Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании незаконными решения от 12.03.2012 № 12645 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и обязании произвести возврат излишне взысканного налога на добавленную стоимость (далее ? НДС) в размере 775 105 руб.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.10.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2013, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.

Суд кассационной инстанции по ходатайству заявителя в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ? АПК РФ) произвел процессуальное правопреемство, заменил заявителя по делу - закрытое акционерное общество «Топливно?заправочная компания «Самара» (ОГРН 1026300842193) на правопреемника - общество с ограниченной ответственностью «Топливно?заправочная компания «Самара» (ОГРН 1136313000515), в связи с тем, что закрытое акционерное общество «Топливно-заправочная компания «Самара» прекратила деятельность путем реорганизации в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью «Топливно?заправочная компания «Самара» (далее - Общество, заявитель), о чем Инспекцией 02.04.2013 внесена запись в Едином государственном реестре юридических лиц.

Общество в отзыве на кассационную жалобу, представленном в соответствии со статьей 279 АПК РФ, просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу ? без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом налоговой декларации по НДС за третий квартал 2011 года, результаты которой отражены в акте от 01.02.2012 № 11897.

Рассмотрев материалы проверки, налоговым органом принято решение от 12.03.2012 № 12645 об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения в связи с имеющейся переплатой по НДС на дату принятия решения в размере 776 032 руб., согласно которому Обществу предложено уплатить недоимку по НДС в размере 775 105 руб. и начислены пени в размере 6 155,74 руб.

Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее ? Управление).

Решением Управления от 18.04.2012 № 03-15/09836 апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение налогового органа без изменения и утверждено.

Несогласие с решением налогового органа послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.

Суды, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходили из следующего.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее ? НК РФ) при реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации, применяется налоговая ставка 0% по НДС. При этом припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания.

Пунктом 1 статьи 165 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляются предусмотренные названной нормой закона следующие документы (их копии):

- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку припасов за пределы Российской Федерации;

- выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации припасов иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;

- таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией;

- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации;

- иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.

При представлении вышеуказанного комплекта документов необходимо учитывать то обстоятельство, что таможенное декларирование при перемещении припасов за пределы Российской Федерации, при их реализации иностранным лицам, являющимся хозяйствующими субъектами Республики Казахстан Таможенным кодексом Таможенного союза не предусмотрено.

Материалами настоящего дела подтверждается, что в ходе проведенной камеральной налоговой проверки налоговый орган не усомнился в реальности осуществления реализации припасов, их объеме, ни в самом факте вывоза припасов территории Российской Федерации, однако сделал неправомерный вывод о необходимости таможенного декларирования заявителем припасов при их вывозе с таможенной территории Таможенного союза и о необходимости представления копии таможенной декларации на припасы с отметками таможенного органа о вывозе припасов с таможенной территории Российской Федерации и иных документов.

В обоснование своих доводов, налоговый орган указал, что перечень документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0 процентов при реализации топлива и горюче-смазочных материалов, вывозимых с территории Российской Федерации в качестве припасов, не предусмотрен и сослался на письмо Министерства финансов от 04.04.2012 № 03-07-13/10, в соответствии с которым не требуется представления таможенной декларации для подтверждения ставки 0 процентов только с 01.10.2011.

Судами по данному делу установлено, что заявителем в налоговый орган с налоговой декларацией были представлены все необходимые для подтверждения ставки 0 процентов документы: договор, платежные поручения, счета-фактуры, реестры заправки, товарные накладные, расходные ордера  на заправку воздушного судна.

В соответствии с положениями статьи 364 Таможенного кодекса Таможенного союза, предусматривающей особенности совершения таможенных операций в отношении припасов, таможенные операции в отношении припасов при ввозе на таможенную территорию таможенного союза производятся в местах прибытия, при вывозе с таможенной территории таможенного союза - в местах начала международной перевозки либо местах убытия.

Припасы подлежат таможенному декларированию без помещения товаров под таможенные процедуры.

При таможенном декларировании припасов в качестве таможенной декларации могут использоваться декларация на товары, транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы.

В рассматриваемом случае вывоз припасов (авиационного керосина) производился с территории Российской Федерации, а не с таможенной территории Таможенного союза.

АвиаГСМ, поставленные Обществом АО «Эйр Астана», использовались последним для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных судов, следовавших по маршруту: г. Самара (Российская Федерация) - г. Алма-Аты (Республика Казахстан), то есть без перемещения через таможенную границу Таможенного союза.

Следовательно, таможенное декларирование при вывозе припасов за пределы Российской Федерации при их реализации иностранным лицам, являющимся хозяйствующими субъектами Республики Казахстан (члена Таможенного союза), то есть внутри таможенной территории Таможенного союза, законодательством Таможенного союза не было предусмотрено ни до, ни после внесения в подпункт 3 пункта 1 статьи 165 НК РФ указанных изменений.

Возможность представить в налоговый орган копии таможенных деклараций с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен Аэропорт «Курумоч» (г. Самара), о вывозе припасов за пределы Российской Федерации у Общества отсутствовала, поскольку таможенное декларирование при перемещении припасов за пределы Российской Федерации при их реализации иностранным лицам, являющимся хозяйствующими субъектами Республики Казахстан, Таможенным кодексом Таможенного союза не предусмотрено.

Данный довод подтверждается письмом Самарской таможни от 07.09.2012 № 07-01-16/946 «О подтверждении фактического вывоза».

Ссылка Инспекции на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 02.08.2011 № 03-07-15/72, согласно которому до вступления в силу Федерального закона от 19.07.2011 № 245-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" налогообложение налогом на добавленную стоимость припасов, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан, таможенное декларирование которых не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза, следует производить по ставке в размере 18 процентов, во внимание принята быть не может, поскольку данное письмо в силу положений статьи 1 НК РФ к актам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не относится.

С учетом изложенного, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по НДС при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, пакетом документов, представленным Обществом Инспекции для проверки, подтверждена.

Следовательно, в представленной налоговой декларации Обществом правомерно применена налоговая ставка 0 процентов по реализации припасов в размере 4 306 138 руб.

Исходя из вышеизложенного суды пришли к обоснованному выводу, что оспариваемое решение налогового органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 31.10.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2013 по делу № А55-21873/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
    Л.Р. Гатауллина

     Судьи
  Ф.Г. Гарипова

     М.В. Егорова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка