ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 июня 2013 года Дело N А24-3448/2012

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

в составе:

Председательствующего: Лесненко С.Ю.

Судей: Карпушиной Т.Н., Шведова А.А.

при участии

без явки представителей лиц, участвующих в деле

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Туристическая фирма «КАМТЭКС-2»

на решение от 18.10.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2013

по делу № А24-3448/2012 Арбитражного суда Камчатского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Сомов Е.Г., в апелляционном суде судьи: Аппакова Т.А., Синицына С.М., Култышев С.Б.

По иску Волошина Антона Вениаминовича

к обществу с ограниченной ответственностью Туристическая фирма «КАМТЭКС-2»

об обязании предоставить документы общества

Волошин Антон Вениаминович (место жительства: 683000, Камчатский край, г.Петропавловск - Камчатский) обратился в Арбитражный суд Камчатского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью Туристическая фирма «КАМТЭКС-2» (ОГРН 1024101035342, место нахождения: 683032, Камчатский край, г.Петропавловск - Камчатский, ул.Высотная, 14) (далее - общество) об обязании представить документы общества за 2009, 2010, 2011 годы, 1 квартал и полугодие 2012 года в соответствии с перечнем (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Исковые требования основаны на положениях статей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьях 35, 37, 50 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью, Закон) и мотивированы нарушением ответчиком права участника хозяйственного общества получать информацию о деятельности последнего.

Решением суда от 18.10.2012 исковые требования удовлетворены, на ответчика возложена обязанность представить истцу документы общества за периоды 2009, 2010, 2011 и первое полугодие 2012 года, а именно: 1.Организационно-правовые документы:

- протоколы органов управления за отчетный период;

- уведомление о проценте отчислений на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- свидетельство о постановке на учет в ПФ РФ;

- коды статистики;

- приказы (распоряжения), касающиеся финансово-хозяйственной деятельности: о назначении руководителя (директора), о назначении главного бухгалтера, об учетной политике для целей бухгалтерского учета, об учетной политике для целей налогообложения, о рабочем плане счетов бухгалтерского учета, используемом в отчетном периоде, о штатном расписании (ф.№Т-3), о назначении материально-ответственных лиц, в том числе договоры о материальной ответственности, о назначении кассира (ов), кассиров-раздатчиков, о подотчетных лицах, с указанием лиц и срока, на который выдаются денежные средства под отчет, о назначении комиссий, в том числе инвентаризационных, по осуществлению операций с внеоборотными активами, материальными средствами и т.д., касающиеся движения денежных средств и документов, материальных ценностей, о выдаче чековых книжек (в том числе кассовых), о праве подписи финансовых документов, регламентирующие порядок отражения в бухгалтерском (налоговом) учете отдельных хозяйственных операций, об утверждении графика документооборота, об установлении срока полезного использования нематериальных активов, расходов будущих периодов и пр., о лицах, уполномоченных подписывать регистры бухгалтерского (налогового) учета, о лицах, уполномоченных подписывать счета-фактуры, иные приказы (распоряжения), связанные с финансово-хозяйственной деятельностью;

- лицензии и разрешения на осуществление соответствующих видов деятельности, дилерские договоры;

- сертификаты на товары, работы, услуги;

- документы о проведении инвентаризации материальных ценностей и обязательств: приказы о проведении инвентаризации, инвентаризационные описи, сличительные ведомости, журнал учета контроля по выполнению приказов о проведении инвентаризации, приказ о проведении внезапных ревизий, приказ об отражении результатов инвентаризации;

- акты документальных (камеральных) проверок налоговых, банковских, экологических, ПФ РФ, ФСС РФ, СЭС, других контролирующих органов и вышестоящих организаций;

- отчеты предшествующих (внешних) аудиторов;

- копии судебных решений (постановлений), касающихся общества, исполнительных листов и пр.;

- план перспективного развития компании (бизнес-план);

2. Первичные и прочие учетные документы:

- договоры финансово-хозяйственной деятельности (на поставку, закупку, продажу, возмездное оказание услуг, аренды, лизинга, фрахта, комиссии, концессии и др.);

- акты сверки взаимозачетов с контрагентами, соглашения о переводе долга, об отступном и т.п.;

- документы по продаже товаров (работ, услуг, имущественных прав): акты приема-сдачи выполненных работ, оказанных услуг обществом, акты приема-сдачи выполненных работ, оказанных услуг обществу, накладные, счета-фактуры на отгрузку товаров (работ, услуг), отчеты комиссионера (агента, поверенного), иные первичные документы по учету продажи товаров (работ и услуг);

- кассовые документы общества: лимит остатка кассы (в том числе для каждого обособленного подразделения), документы пo контрольно-кассовой технике (регистрация в ИФНС РФ), приходные и расходные кассовые ордера (ф.№КО-1, КО-2), платежные (расчетно-платежные) ведомости, отчеты кассира (ф.№КО-4), журналы кассиров-операционистов (ф.№КМ-4), справки-отчеты кассиров-операционистов (ф.№КМ-6, КМ-7), Z-отчеты, кассовые книги (ф.№КО-4), журналы регистрации приходных и расходных документов (ф.№КО-3), книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (ф.№КО-5), журналы учета выданных доверенностей, журналы учета депонированных сумм;

- банковские документы общества: договоры банковского счета, выписки банка с приложенными расчетно-платежными документами по рублевым счетам, выписки банка с приложенными расчетно-платежными документами по валютным счетам, первичные документы, прилагаемые к расчетным банковским документам;

- документы по учету финансовых вложений: первичные документы, подтверждающие передачу активов, иные первичные документы по учету финансовых вложений;

- документы по расчетам с подотчетными лицами: авансовые отчеты с прилагаемыми документами, подтверждающими произведенные расходы (товарные, кассовые чеки, накладные, счета, акты закупок, командировочные удостоверения, билеты, счета гостиниц и др.), приказы о направлении работников в командировку, журнал учета работников, выбывающих в командировки, журнал учета работников, прибывающих в командировки, служебные задания для направления в командировку и отчеты об их выполнении, заявления на выдачу денежных средств из кассы, путевые листы, иные первичные документы по учету расчетов с подотчетными лицами;

- документы по учету основных средств: акты о приеме-передаче объекта основных средств (ф.№ОС-1), акты приемки-сдачи строящихся, отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф.№ОС-3), акты на списание объекта основных средств (ф.№ОС-4), акты на списание автотранспортных средств, инвентарные карточки учета объекта основных средств (ф.№ОС-6), акты о приеме (поступлении) оборудования (ф.№ОС-14), акты приемки-передачи оборудования в монтаж (ф.№ОС-15), акты о выявленных дефектах оборудования (ф.№ОС-16), ведомость начисления амортизации, документы по учету капитального строительства (КС), счета-фактуры на приобретение и реализацию основных средств, иные первичные документы по учету основных средств;

- документы по учету нематериальных активов (НМА): акты приемки-передачи, инвентарные карточки учета, акты на списание, ведомость начисления амортизации, счета-фактуры на приобретение и реализацию, иные первичные документы (свидетельства, патенты и т.д.);

- документы по учету материалов: доверенности на отпуск материалов, приходные ордера (ф.№М-4), акты о приемке материалов (ф.№7), лимитно-заборные карты (ф.№М-8), требования-накладные (ф.№М-11), накладные на отпуск материалов (ф.№М-15), карточки учета материалов (ф.№М-17), акты об оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф.№М-35), счета-фактуры на приобретение и реализацию материалов, иные первичные документы по учету материалов;

- документы по учету готовой продукции (товаров): акты о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение, журналы учета поступающих грузов, журналы учета расхода продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения, партионные карты, акты о расходе товаров по партии, накладные на передачу готовой продукции в местах хранения, ведомости учета остатков товарно-материальных ценностей в местах хранения, отчеты о движении товарно-материальных ценностей в местах хранения, счета-фактуры на реализацию, товарные накладные, товарные отчеты, оборотно-сальдовые ведомости, иные первичные документы по учету готовой продукции (товаров);

- документы по учету расчетов с персоналом по заработной плате: расчетные ведомости, табели учета рабочего времени, налоговые карточки по учету начисленного НДФЛ и ЕСН, взносов в ПФ РФ, исполнительные листы, листки временной нетрудоспособности, положение о премировании, приказы о выплате сумм, не связанных с отработанным временем, заявления о предоставлении налоговых вычетов, коллективный договор, трудовые договоры (соглашения), гражданско-правовые договоры (подряда), трудовой распорядок, должностные инструкции, журналы регистрации платежных ведомостей (ф.№Т-53а), лицевые счета (ф.№Т-54), записки-расчеты о предоставлении отпуска работнику (ф.№Т-60), записки-расчеты при прекращении действия трудового договора (контракт) с работником (ф.№Т-61), акты о приемке работ, выполненных по трудовому договору (контракту), заключенному на время выполнения определенной работы (ф.№Т-73), приказ (распоряжение) о приеме работника на работу (ф.№Т-1), личная карточка работника (ф.№Т-2), приказ (распоряжение) о переводе работника (ф.№Т-5), приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф.№Т-6), график отпусков (ф.№Т-7), приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора (контракта) с работником (ф.№Т-8), иные первичные документы по учету с персоналом по оплате труда;

- бухгалтерские справки (расчеты);

3. Учетные регистры:

- главная книга,

- ведомости,

- журналы-ордера,

- регистры синтетического и аналитического учета по забалансовым счетам,

- налоговые регистры (справки по расчетам налоговых баз),

- книга покупок,

- книга продаж,

- журнал учета полученных счетов-фактур (с приложенными счетами-фактурами),

- журнал учета выданных счетов-фактур (с приложенными счетами- фактурами),

- иные учетные регистры;

4. Отчетность:

- финансовая (бухгалтерская отчетность (ф.1 - 6, пояснительная записка и т.п.) налоговая отчетность (декларации, отчеты, расчеты) за период 2012 - I кв. и полугодие,

- прочая отчетность, представляемая вышестоящим организациям, уполномоченным федеральным органам и пр.,

- статистическая отчетность;

- прочие формы внешней и внутренней отчетности.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2013 решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы указывает, что часть документов, которые суд на основании обжалуемого решения обязал предоставить истцу, общество не имеет, в связи с чем ответчик не может исполнить решение в полном объеме; в целом требования истца не содержат конкретного перечня документов с указанием наименования и индивидуальных признаков каждого документа, что создает затруднительность исполнения обжалуемого решения.

Истец в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклонил и просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своих представителей в суд не обеспечили.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, истец является участником ответчика с долей в уставном капитале общества в размере 50%.

Истец обратился к ответчику с письменным требованием от 03.05.2012 о проведении очередного общего собрания участников и предоставлении копий перечисленных в письме документов, необходимых для подготовки к собранию. Данное требование получено обществом 11.05.2012.

31.05.2012 истец повторно обратился с требованием о проведении собрания участников общества и предоставлении копий документов по перечню.

Также истец направил в адрес ответчика требования от 31.05.2012 о предоставлении в порядке статей 8, 48 Закона об обществах с ограниченной ответственностью заверенных копий документов общества согласно перечня для аудиторской проверки с приложением договора с аудитором.

Все требования от 31.05.2012 были получены обществом 19.06.2012, однако оставлены без удовлетворения.

Непредставление участнику хозяйственного общества информации о деятельности последнего, послужило основанием для обращения Волошина А.В. в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 67 Гражданского кодекса и абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Закона об обществах с ограниченной ответственностью участник общества вправе получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в порядке, установленном его учредительными документами.

Право участника требовать предоставления документов обусловлено обязанностью общества хранить указанные документы в соответствии со статьей 50 Закона.

Факт обращения истца к обществу за предоставлением копий запрошенных документов, требование о предоставлении которых является предметом настоящего спора, и не исполнения ответчиком требований истца на момент рассмотрения дела в суде и вынесения решения подтверждается материалами дела и является нарушением ответчиком права истца на получение информации о деятельности общества.

Доводы общества о затруднительности исполнения оспариваемых судебных актов ввиду отсутствия конкретного перечня документов с указанием наименования и индивидуальных признаков каждого документа, а также по причине не владения обществом части документов являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и были отклонены. При этом суд указал, что об отсутствии каких-либо позиций из перечня документов, истребуемых истцом, ответчик в суде первой инстанции не заявлял, оспаривая иск по мотиву наличия в действиях  истца признаков злоупотребления правом. Вместе с тем, злоупотребление истцом правом на предоставление информации судами установлено не было.

Кроме того, как верно указал суд, сам факт отсутствия в обществе тех или иных документов не является основанием для освобождения общества от обязанности, установленной в статье 50 Закона.

Довод заявителя жалобы о том, что на момент вынесения решения суда большая часть истребуемых истцом документов была изъята у общества правоохранительными органами подлежит отклонению судебной коллегией как голословный. Данное обстоятельство не подтверждено материалами дела, ранее ответчиком не заявлялось и не было предметом исследования судов обеих инстанций.

Иных доводов, имеющих существенное значение для рассмотрения данного дела, и опровергающих правильность выводов арбитражных судов, ответчиком в кассационной жалобе не приведено.