• по
Более 55000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 июня 2013 года Дело N А14-12456/2012

Резолютивная часть объявлена 30.05.2013

Полный текст постановления изготовлен 04.06.2013

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,

судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя - общества с ограниченной ответственностью «АВАНГАРД-АГРО-Воронеж» (ОГРН 1053600482539, ИНН 3666128249, ул. Рабочая, 1, пос.Элеваторный, Острогожский район, Воронежская область, 397837) - Бурлаковой Е.А. (дов. от 28.12.2012),

от ответчика - Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 1023601570904, ИНН 3666057069, пл.им. Ленина, 12, г.Воронеж, 394006)- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,

от ответчика - индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Семенихина Александра Васильевича (ОГРНИП 311366834000151, ИНН 362804900347, ул. Ленина, д.47, кв.1, с.Старая Ведуга, Семилукский район, Воронежская область, 396911)- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО «АВАНГАРД-АГРО-Воронеж» на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.11.2012 (судья Сорокина Н.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 (судьи Семенюта Е.А., Сергуткина В.А., Донцов П.В.) по делу №А14-12456/2012

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «АВАНГАРД-АГРО-Воронеж» (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент):

- о признании незаконным решения о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровым номером 36:28:8200018:39 площадью 47 га и с кадастровым номером 36:28:8200009:24 площадью 46,87 га главе КФХ Семенихину А.В., отраженного в "Протоколе заседании комиссии по предоставлению участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Воронежской области, для ведения сельскохозяйственного производства от 03.04.2012 №4", Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области;

- о признании недействительным приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 12.04.2012 № 478-з "О предоставлении индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Семенихину Александру Васильевичу (Воронежская область, Семилукский район, с. Старая Ведуга, ул. Ленина, д. 47, кв. 1) в аренду земельного участка для сельскохозяйственного производства, расположенного в границах бывшего колхоза им. Чапаева Семилукского муниципального района" с кадастровым номером 36:28:8200018:39 площадью 470 000 кв. м и с кадастровым номером 36:28:8200009:24 площадью 468749 кв. м;

- о признании недействительным (ничтожным) договора аренды от 16.04.2012 № 2086-12/сх, заключенного между Департаментом имущественных и земельных отношений и КФХ Семенихин А.В. и примении последствия недействительности сделки;

- об обязании Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области осуществить действия по передаче в собственность ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" земельных участков с кадастровыми номерами 36:28:8200018:39, 36:28:8200009:24 в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";

- о взыскании с Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в пользу ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" расходы по уплате госпошлины (с учетом уточнений, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Определением Арбитражного суда Воронежской области от 03.09.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечен индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Семенихин А.В.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 09.11.2012, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме.

В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления судов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж", суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанции, 18.02.2012 Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области опубликовал сообщение в газете «Молодой коммунар» о наличии свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения: с кадастровым номером 36:28:8200018:39 площадью 470000 кв.м., с кадастровым номером 36:28:8200009:24 площадью 468749 кв.м., расположенных по адресу: Воронежская область, Семилукский район, Староведугское сельское поселение, находящихся в собственности Воронежской области.

В связи с публикацией данного информационного сообщения, а также в связи с тем, что ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" ведет производственную деятельность на территории Семилукского района и занимает ведущее место по выращиванию урожая в Воронежской области, общество 15.03.2012 обратилось в Департамент с заявлением о заключении договоров купли-продажи или аренды на вышеуказанные земельные участки, в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 протокола заседания комиссии по предоставлению участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Воронежской области, для ведения сельскохозяйственного производства от 03.04.2012 №4, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее - Закон №74-ФЗ), принято решение о предоставлении спорных земельных участков в аренду КФХ Семенихин А.В. сроком на 11 месяцев. Основанием для принятия указанного решения послужил тот факт, что глава КФХ Семенихин А.В. обратился первым с заявлением о предоставлении земельных участков (09.02.2012).

На основании данного решения 12.04.2012 Департаментом издан приказ №478-з о предоставлении ИП Главе КФХ Семенихину А.В. в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 36:28:8200018:39, 36:28:8200009:24.

16.04.2012 между Департаментом и Главой КФХ Семенихиным А.В. заключен договор аренды испрашиваемых земельных участков №2086-12/сх.

Земельные участки переданы по акту приема-передачи от 16.04.2012.

Считая, решение, отраженное в протоколе от 03.04.2012 №4, о предоставлении в аренду спорных земельных участков Главе КФХ Семенихину А.В. незаконным, приказ Департамента от 12.04.2012 №478-з недействительным, а договор аренды от 16.04.2012 № 2086-12/сх ничтожным, общество обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций пришли к выводу, что ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" не представлены доказательства нарушения Департаментом, при принятии оспариваемого решения, законов и иных нормативных актов, а также нарушения прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В результате анализа материалов дела, характера заявленного требования, судебная коллегия кассационной инстанции приходит к выводу, что судебные акты вынесены на основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования обстоятельств дела, что не является основанием для их отмены и принятия нового судебного акта об удовлетворении заявленных обществом требований.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее Закон №101-ФЗ) передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.

В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

При этом, при вынесении обжалуемых судебных актов суды правомерно исходили из того, что порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен статьей 12 Закона № 74-ФЗ, в соответствии с которой граждане, заинтересованные в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.

Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.

Таким образом, статья 12 Закона № 74-ФЗ устанавливает особый порядок предоставления участка сельскохозяйственного назначения для таких субъектов как крестьянские (фермерские) хозяйства. По смыслу указанной нормы и пункта 2 статьи 10 Закона № 101-ФЗ предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на торгах производится, если на участок претендуют несколько (два и более) специальных субъектов (крестьянских (фермерских) хозяйств). В настоящем деле лишь один из претендентов является крестьянским (фермерским) хозяйством, а следовательно имеет право на получение спорных земельных участков в особом порядке и проведение торгов не требуется.

При таких обстоятельствах суд первой и апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что Глава КФХ Сименихин А.В. имел право на предоставление спорных земельных участков в порядке, установленном статьей 12 Закона № 74-ФЗ, без проведения торгов, который согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27.12.2012 №ВАС-17192/12.

Довод заявителя кассационной жалобы о несоответствии заявления Главы КФХ Семенихина А.В. требованиям установленным пунктом 1 статьи 12 Закона №74-ФЗ судом первой и апелляционной инстанции рассматривался и правомерно был отклонен, поскольку действия Департамента, связанные с рассмотрением заявления от 09.02.2012 обществом не оспаривались и судом не проверялись.

Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

Согласно п.п.12 п.1 ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 № 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 № 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при подаче кассационной жалобы на решения или постановления арбитражного суда должна быть уплачена государственная пошлина в размере 50 процентов от размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, то есть в размере 1000 рублей.

Поскольку при подаче кассационной жалобы ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" была уплачена государственная пошлина в большем размере, в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.11.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 по делу № А14-12456/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" излишне уплаченную по платежному поручению от 13.03.2013 №463 государственную пошлину в сумме 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий

     Г.А.Стрегелева

     Судьи

     Н.В. Ключникова

     С.И. Смолко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А14-12456/2012
Ф10-1350/2013
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Центрального округа
Дата принятия: 04 июня 2013

Поиск в тексте