ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 03 июля 2013 года Дело N А56-42113/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Росдэнс» Фарафонова Е.В. (доверенность от 13.12.2012), от общества с ограниченной ответственностью «Издательство «Эксмо» Попова С.А. (доверенность от 30.07.2012 № 144), от общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западное Книготорговое Объединение» Плещеевой А.Ю. (доверенность от 30.10.2012),
рассмотрев 26.06.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Росдэнс» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2012 (судья Яценко О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 (судьи Зотеева Л.В., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.) по делу № А56?42113/2012,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Росдэнс», место нахождения: 198096, Санкт-Петербург, ул. Зенитчиков, д. 3, лит. Б, пом. 14-Н, ОГРН 1097847039531 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Санкт-Петербургский Дом Книги», место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 28, лит. А, ОГРН 1057812777384 (далее - Дом книги), о взыскании 570 000 руб. компенсации за нарушение исключительных авторских прав.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Эксмо», место нахождения: 127299, Москва, ул. Клары Цеткин, д. 18, корп. 5, ОГРН 1027739148656 (далее - Издательство), и общество с ограниченной ответственностью «Северо-Западное Книготорговое Объединение», место нахождения: 192029, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 84, лит. Е, ОГРН 1027806060260 (далее - Объединение).
Решением от 10.12.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.03.2013, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые судебные акты отменить.
Как указывает податель жалобы, автором комментариев, неправомерно включенных в книгу «90-е. Лучшее время», является сотрудник Общества Волковыский Юрий Михайлович, который создал их в рамках служебных заданий в период с 15.12.2009 по 12.12.2010; ни Москаленко Роман Валерьевич (указанный автором книги), ни Издательство не получали от истца прав на использование спорных текстов, равно как и на их переработку; по смыслу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отсутствие вины нарушителя не является основанием для отказа в иске.
В отзывах на кассационную жалобу Дом книги, Объединение и Издательство просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Издательства и Объединения против удовлетворения жалобы возражали.
Дом книги о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 03.07.2012 и 02.08.2012 представитель Общества в магазине «Санкт-Петербургский Дом Книги», расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 28, приобрел книгу «90-е. Лучшее время», что подтверждается товарными и кассовыми чеками.
Спорная книга содержит следующие фразы:
- на странице 5: «Время пришло»;
- на странице 7: «Добро пожаловать в мир высоких технологий 2D»;
- на странице 8: «Вас ждут завораживающие инсталляции»;
- на странице 10: «и техника, которая не дает сбоев, не дает... сбоев.. н..е...д...а...е...т.сб..»;
- на странице 12: «наши варежки оборудованы противоугонным устройством»;
- на странице 14: «а наш пакет молока открывается с любого конца»;
- на странице 16: «наши карандаши научились перематывать зажеванные кассеты»;
- на странице 18: «мы изобрели одно лекарство от всех болезней»;
- на странице 20: «здесь даже чай проходит через нанофильтр…»;
- на странице 22: «здесь гриб не едят, а пьют»;
- на странице 24: «на рояле не играют, а... тоже пьют»;
- на странице 26: «мы сами создали нло»;
- на странице 28: «и совершенное оружие»;
- на странице 30: «наши яйца находятся под надежной защитой»;
- на странице 33: «Рабыня Изаура». Благодаря этому сериалу мы узнали два новых слова: «фазенда» и «азигугарумберум-умба-дигуга». Этот непонятный набор звуков стал таким же родным как «пурклапа!» из «Трех мушкетеров»;
- на странице 34: «Твин Пикс». Никто так и не понял - кто такая Лора Палмер и кто ее убил? Зато музыка была суууупер…»;
- на странице 35: «Дикий ангел». Слова песни, с которой начиналась каждая серия, мы знали наизусть, правда их смысла ни фига не понимали. И конечно, все девочки были влюблены в Факундо Орано»;
- на странице 36: «Альф». Западная версия Хрюши, Степашки, Фили и Каркуши в одном лице»;
- на странице 37: «Гром в раю». Кто не мечтал потрогать усы Халка Хогана, которые, пожалуй, были самым главным достоинством сериала?»;
- на странице 38: «Беверли Хиллз 90210». Как же мы сочувствовали, сидя в хрущевках и коммуналках, богатым американским подросткам Брендану, Бренде и компании»;
- на странице 39: «Богатые тоже плачут». Во время этого сериала все бабушки выключались из реальности и переставали ворчать на целый час»;
- на странице 40: «Секретные материалы». Двести серий мы ждали, когда агенты Скалли и Малдер наконец замутят»;
- на странице 41: «Элен и ребята». Николя, Кри-Кри, Джоанна, Элен и остальные всегда тусовали в гараже и кафе и почему-то так ни разу и не сходили на занятия»;
- на странице 42: «Санта-Барбара». Люди состаривались и умирали, так и не успев досмотреть ее до конца. Си-си Кэпфелл вечно впадал в кому, Мейсон и Джулия ссорились, а Круз и Иден никак не могли пожениться. Несомненно, это первое место среди суперсериалов 90-х!»;
- на странице 45: «Газировка с сиропом из автомата. Она стоила всего 3 копейки с сиропом и 1 копейку - без сиропа. Вот только граненые стаканы вечно воровали местные алкаши»;
- на странице 46: «INVITE» и «YUPPI». Порошки для изготовления напитков были обязательными спутниками любого застолья. Нас совсем не смущало, что стаканы потом было тяжело отмывать от цветного химического налета»;
- на странице 47: «Шипучка для языка. Она приятно щипала язык, взрываясь во рту»;
- на странице 48: «Куку-руку». Песенка про «куку-руку» звучала перед каждым часом Диснея по телеку. И поэтому ее знали даже те, кто никогда не пробовал эти вафли»;
- на странице 49: «Гамбургер из «Макдоналдса». Импортная булка с котлетой одержала убедительную победу над привычной классикой - сосиской в тесте»;
- на странице 50: «Милки Вей». Все пытались утопить этот шоколадный батончик в молоке»;
- на странице 51: «Чупа-Чупс» с жвачкой. Мало кому хватало терпения дососать этот леденец до самого конца. Мы разгрызали бесконечную конфету и добирались до жвачки»;
- на странице 52: «Мамба». После этой жевательной конфеты так весело вылетали пломбы!»;
- на странице 53: «Мороженое в вафельном стаканчике. Способы поедания: № 1 - сперва обгрызть вафлю, а потом облизать; № 2 - вылизать мороженое, а потом съесть вафлю; № 3 - сожрать все сразу очень быстро»;
- на странице 54: «Жвачка «Love is...». Когда-то мы думали, что жвачки бывают только мятные и апельсиновые. А потом появились «Дональды», «Турбо», и, конечно, «лав изы»... главное - надо было поменять повторки вкладышей»;
- на странице 57: «Любовь с первого взгляда». Ведущего Бориса Крюка еще можно было терпеть, но его партнерша Алла откровенно «выносила мозг»;
- на странице 58: «Форд Боярд». Если ты не нашел ключ, то тебя запирали в комнате с пауками, червями, паспарту и Ярмольником»;
- на странице 59: «Устами младенца». Когда ребенок случайно говорил правильный ответ, редакторы запикивали его словом «ой!» с облачком. Хотя, возможно, ребенок просто матерился»;
- на странице 60: «Музобоз». Чтобы не арендовать студию, Иван Демидов снялся для программы всего один раз и поэтому не попадал в слова. А мы думали, что это модная фишка!»;
- на странице 61: «Сам себе режиссер». Самая популярная рубрика передачи - «Слабо?!». Зрители присылали прикольные видео, а озвучка была настолько глупая, что приходилось смотреть без звука»;
- на странице 62: «Утренняя звезда». Юрий Николаев вел эту передачу с маленькими девочками, но когда они закончились, он переключился на молодого человека»;
- на странице 63: «Пока все дома». Программа, в которой Тимур Кизяков ходил питаться к знаменитым людям, а в «очумелых ручках» учил зрителей делать удивительные вещи из пластиковых бутылок и фольги»;
- на странице 64: «Поле чудес». Говорят, что музей капитал-шоу «Поле чудес» до сих пор является крупнейшим поставщиком меда и огурчиков для супермаркетов»;
- на странице 65: «Угадай мелодию» и Валдис Пельш. Он так сильно жестикулировал, что заменял вентилятор в студии»;
- на странице 66: «Звездный час». Сергей Супонев был самым популярным молодежным ведущим 90-х. Он также вел «Зов джунглей», где хищники сражались с травоядными»;
- на странице 69: «Видеомагнитофон с функцией «запись» если у тебя был видеоплеер, то можно было взять кассету в видеопрокате, - боевик со Шварцем или «Рембо», а иногда даже «Эммануэль». А если видик был с функцией записи, то можно было записывать mtv-шные клипы, которые гоняли по кабельному ТВ»;
- на странице 71: «Настоящий CD-плеер с антишоком. Он уже не зажевывал кассету, а тяжелый двухкассетник теперь не надо было носить на плече»;
- на странице 72: «Приставка «Денди». Было обломно, когда приставка стояла не у тебя, а у твоего приятеля. «Танчики» и «Марио» не давали нам покоя!»;
- на странице 73: «Домик для Барби. Иметь куклу Барби было круто, но она не приносила полного счастья без как минимум трех вещей - Кена, пони и домика Барби с кухней и туалетом. Здорово было иметь беременную Барби, пусть даже и без Кена»;
- на странице 74: «Пейджер. Самое стильное украшение на пояс, которое умело принимать сообщения и вибрировать. С ним ты сразу становился серьезным и деловым»;
- на странице 75: «Sega Megadrive 2. Эта продвинутая 16-битная приставка была следующей ступенью после «Денди»;
- на странице 76: «Полная коллекция «киндеров» бегемотики, крокодильчики, акулы и динозаврики - мечтой было иметь их всех»;
- на странице 77: «Polaroid. Этот фотоаппарат мог тут же выдавать фотографию, и она волшебно проявлялась прямо при тебе!»;
- на странице 78: «Подержанная иномарка. Бочка Аudi 80, Volkswagen passat или Оpel vectra начинали котироваться гораздо выше «восьмерок» и «девяток», а о 600-м «Мерседесе» мечтали все бандиты и предприниматели»;
- на странице 81: «Комки в манной каше. Настоящая пытка, которую изобрели поварихи из детского сада»;
- на странице 81: «Пенка в молоке. Эту гадость придумали мамы и бабушки»;
- на странице 83: «Колготки с отвисшими коленками. Они имели неприятное свойство растягиваться и становиться безразмерными, а ты все время о них спотыкался»;
- на странице 84: «Варежки на резинке. Они натирали спину, ты выглядел лохом, а варежки все равно терялись»;
- на странице 85: «Смерть Капитана Катанио из сериала «Спрут». Мы до конца титров надеялись, что расстрелянный герой из последних сил встанет и отомстит проклятым мафиози!»;
- на странице 87: «Сменка. Пакет со сменкой вечно терялся, а хулиганы могли его отобрать и устроить им игру «в сифу». Стоило забыть сменку дома, на входе в школу тебя поджидал дежурный или завуч и отправлял обратно домой»;
- на странице 88: «Реакция Манту. Изобретение школьных медсестер. Манту нельзя было мыть и, самое обломное, - нельзя даже чесать!»;
- на странице 89: «Фраза «А теперь убрали учебники и достали двойные листочки!». Эта фраза вызывала боль в животе и означала приближающуюся контрольную работу»;
- на странице 90: «Смерть тамагочи. Стоило пару раз забыть его дома, забыть покормить и убрать горшок, как тамагочи начинал чахнуть, а то и вовсе отбрасывал коньки»;
- на странице 93: «Рики Мартин. Тогда, глядя на его бедра, мы еще не догадывались, что любовные песни Рики Мартина посвящены не только девушкам»;
- на странице 94: «Ник Картер из «Backstreet Boys». Они просто были чуть круче чем «N’SYNC» и «5IVE». Существует мнение, что даже «SPICE GIRLS» - это переодетые в женщин «Backstreet Boys»;
- на странице 95: «Рыжий из «Иванушек». Хоть никто и не понимал, что он бормочет на заднем фоне в песнях, но девчонки любили его низкий голос и веснушки»;
- на странице 96: «Валерий Комиссаров. Знаменитые усы любимца всех бабушек, ведущего программы «Моя семья», были в два раза гуще, чем у Боярского и в полтора раза шире, чем у Розенбаума. Маска откровения рассказывала страшные истории жутким голосом.»;