ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 июля 2013 года Дело N А65-8849/2012

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Альмашевой Г.Д.,

судей Муравьева С.Ю., Карповой В.А.,

при участии представителей:

заявителя - Самотугина Р.А. (доверенность от 22.03.2013),

ответчика - Тухбатуллина М.Г. (председатель по решению от 22.12.2005 № 28),

в отсутствие:

остальных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мухутдинова Ленара Вакиповича

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.02.2013 (судья Сальманова Р.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Рогалева Е.М.)

по делу № А65-8849/2012

по заявлению индивидуального предпринимателя Мухутдинова Ленара Вакиповича, п.г.т. Кукмор (ИНН 162300129465, ОГРНИП 304167916200028) к Палате имущественных и земельных отношений Кукморского муниципального района Республики Татарстан, п.г.т. Кукмор, Республика Татарстан, третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан, г. Казань, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань, о признании недействительным распоряжения,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Мухутдинов Ленар Вакипович (далее - заявитель, ИП Мухутдинов Л.В.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан к Палате имущественных и земельных отношений Кукморского муниципального района Республики Татарстан (далее ? ответчик, Палата) с заявлением о признании недействительным распоряжения от 31.03.2008 № 407 и о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.06.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.08.2012, в удовлетворении требований отказано по основаниям пропуска срока для подачи заявления в соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.10.2012, состоявшиеся судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. Основанием для отмены судебных актов послужили выводы суда кассационной инстанции о том, что течение срока на подачу заявления в порядке части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации связывается с моментом, когда заинтересованное лицо узнало о нарушении прав и законных интересов, а не с моментом, когда оно должно было узнать о таком нарушении.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.02.2013 по делу № А65-8849/2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.02.2013 оставлено без изменения.

Апелляционный суд указал, что при принятии оспоренного распоряжения учтены права собственников здания № 24 по ул. Ленина, п.г.т. Кукмор и земельный участок, находящийся под зданием № 24, не включен в предоставляемый оспариваемым распоряжением в аренду земельный участок.

Апелляционный суд пришел к выводу о том, что доказательства того, что в результате формирования спорного земельного участка в границах, утвержденных оспариваемым распоряжением, нарушаются права заявителя и других собственников, либо у них возникли какие-либо препятствия и затруднении при эксплуатации здания № 24, заявителем не представлены.

В кассационной жалобе ИП Мухутдинов Л.В. просит принятые судебные акты отменить в связи с нарушением судами двух инстанций норм процессуального и материального права.

Заявитель кассационной жалобы считает, что оспоренное распоряжение принято неуполномоченным лицом, что при формировании спорного земельного участка к межеванию не привлекались собственники здания, что судом не применены правила части 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание представителей, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия находит, что она удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, заявитель по результатам открытого аукциона по продаже имущества ликвидируемого ГУП РТ «МПП ЖКХ Кукморского района (Услуги)» от 04.09.2006 и договора купли-продажи имущества на аукционе от 20.09.2006 № 65 приобрел в собственность нежилое помещение, площадью 329,7 кв. м, находящееся по адресу: Республика Татарстан, Кукморский район, п.г.т. Кукмор, ул. Ленина, д. 24, корп. 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.10.2010.

По результатам открытого аукциона по продаже имущества ликвидируемого ГУП РТ «МПП ЖКХ Кукморского района (Услуги)» от 19.07.2006 заявителем заключен договор купли-продажи имущества от 20.09.2006 № 30 нежилых помещений за номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, общей площадью 158,70 кв. м, этаж 1, находящихся по адресу: Республика Татарстан, Кукморский район, п.г.т. Кукмор, ул. Ленина, д. 24, корп. 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.11.2007.

Заявителем на основании договора купли-продажи от 18.06.2007 приобретена в общую долевую собственность 1/2 доля на нежилые помещения за номерами 30-39, 39А, 39Б, 39В, 39Г, общей площадью 315,50 кв. м, этаж 3, находящиеся по адресу: Республика Татарстан, Кукморский район, п.г.т. Кукмор, ул. Ленина, д. 24, корп. 2, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 30.11.2007.

Уполномоченным органом по распоряжению земельными участками Кукморского муниципального района Республики Татарстан является ответчик согласно Положению «О Палате имущественных и земельных отношений Кукморского муниципального района», утвержденного решением районного Совета Кукморского муниципального района от 22.12.2005 № 28.

Согласно Положению, утвержденному постановлением Исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан от 18.04.2006 № 100, градостроительный Совет Кукморского муниципального района при Исполнительном комитете, являющийся коллегиальным совещательным органом, образованным для рассмотрения архитектурных и градостроительных проектов, выдает рекомендации и заключения, которые являются основанием для выработки и принятия соответствующих решений Палатой, оформляемых в виде Протоколов.

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 № 53-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.

Как следует из кадастрового дела № 16:23:260111:0051 Коммунальное унитарное предприятие «МПП ЖКХ» Кукморского района Республики Татарстан 11.02.2002 обратилось с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка земельного участка площадью 0,0953 га с разрешенным использованием для размещения здания гостиницы, который поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 16:23:260111:0051, что следует из кадастрового плана (выписки из государственного земельного кадастра от 11.06.2002 № 1632).

Доказательств оформления прав на земельный участок с кадастровым № 16:23:260111:0051, сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка, кадастровое дело не содержит.

11.07.2006 на основании заявления ГУП РТ «МПП ЖКХ» Кукморского района подана заявка о формировании и постановки земельного участка площадью 1264 кв.м. с разрешенным использованием «для размещения здания гостиницы».

Земельный участок площадью 1264 кв.м. поставлен на кадастровый учет, что следует из кадастрового плана земельного участка от 11.07.2006 № 07-1717.

В соответствии с частью 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Распоряжением от 03.07.2006 № 842 утвержден проект границ земельного участка площадью 1264 кв.м. для размещения здания гостиницы по ориентиру: Республика Татарстан, Кукморский район, ул. Ленина, д. 24. Решения о предоставлении земельного участка площадью 1264 кв.м. не принято.

Судом установлено, что распоряжением Палаты от 31.03.2008 № 407 гражданину Ахатову В.М. на основании акта выбора земельного участка для строительства кафе-магазина, кадастрового плана земельного участка от 10.12.2007 № 08-6109, предоставлен земельный участок площадью 444 кв.м. с кадастровым номером 16:23:260111:0078 из земель населенных пунктов по ориентиру: Республика Татарстан, Кукморский район, п.г.т. Кукмор, ул. Ленина, д. 26а.

Предоставлению земельного участка предшествовали акт выбора земельного участка, его утверждение на основании заключений Кукморского поселкового Исполнительного комитета муниципального образования п.г.т. Кукмор Кукморского муниципального района Республики Татарстан от 02.07.2007 № 78, отдела инфраструктурного развития исполкома Кукморского муниципального района Республики Татарстан от 27.03.2007 № 94, территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в Кукморском районе от 27.08.2007 № 81, управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республики Татарстан (территориального отдела № 20 Кукморского района) от 13.09.2007 № 125, а также на основании решения градостроительного совета Кукморского муниципального района, выраженного в протоколе от 22.02.2007 осуществлен отвод испрашиваемого земельного участка для строительства.

Информация о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка площадью 444 кв.м. для строительства кафе-магазина по адресу: Республика Татарстан, Кукморский район, п.г.т. Кукмор, ул. Ленина, д. 26а ответчиком размещено в средствах массовой информации, а именно в общественно-политической газете Кукморского района «Трудовая слава» от 12.10.2007 № 122-123 (9102).

Земельный участок площадью 444 кв. м, с кадастровым номером 16:23:260111:0078 с разрешенным использованием «для строительства кафе-магазина» образован из земельного участка с кадастровым номером 16:23:260111:0051 путем раздела земельного участка на два земельных участка с кадастровыми номерами 16:23:260111:0078 и 16:23:260111:0079, земельный участок с кадастровым номером 16:23:260111:0051 ликвидирован, что следует из кадастрового плана земельного участка, выданного 10.12.2007.

Доводы заявителя о том, что ответчик не вправе был распоряжаться земельным участком с кадастровым номером 16:23:260111:0051, поскольку на нем находится здание ликвидируемого ГУП РТ «МПП ЖКХ Кукморского района (Услуги)», собственником которого являлась Республика Татарстан отклонены судом первой инстанции.

В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 ? ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации ? городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.

Суд установил, что заявителем не представлены доказательства, что сформированный земельный участок принадлежал ГУП РТ «МПП КЖХ Кукморского района (Услуги)» на каком-либо праве, кроме того, в соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

Суд указал, что представитель ответчика пояснил в суде первой инстанции, что предыдущим собственником нежилого здания дома № 24 по ул. Ленина, п.г.т. Кукмор - ГУП РТ «МПП ЖКХ» Кукморского района Республики Татарстан на момент принятия ответчиком оспариваемого распоряжения и на момент рассмотрения настоящего дела, права на земельный участок с кадастровым номером 16:23:260111:0051 под зданием дома № 24 по ул. Ленина, п.г.т. Кукмор не были оформлены в установленном законом порядке, равно как сособственники нежилых помещений в указанном здании, купивших доли в праве собственности ликвидируемого должник, также на момент принятия распоряжения 31.03.2008 и до настоящего времени право на земельный участок, не оформили.

Суд пришел к выводу о том, что заявителем не представлены доказательства того, что на момент принятия оспоренного распоряжения им и иными собственниками помещений в здании дома № 24 по ул. Ленина, п.г.т. Кукмор земельный участок в определенной площади принадлежит на каком либо праве, поскольку в силу правил статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации приобретатель объекта недвижимости приобретает право на использование соответствующей частью земельного участка, необходимой для использования объекта недвижимости.

Однако заявитель, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил доказательств того, что в результате принятия оспоренного ненормативного акта они лишены права реализации положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом суд первой инстанции установил, что при формировании спорного земельного участка было учтено право собственников помещений в здании № 24 по ул. Ленина, п.г.т. Кукмор на оформление соответствующих прав.

Кроме того, суд первой инстанции исходил их аналогичной судебной практики, подтвержденной постановлениями Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.11.2011 по делу № А65-29543/2010 и от 24.11.2011 по делу № А65-29544/2010, согласно которым при отсутствии у заявителя оформленных прав на земельный участок отсутствует необходимость согласования с ним границ спорного земельного участка.

Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, апелляционный суд указал на недоказанность наличия нарушения прав заявителя оспариваемым распоряжением, принятым в 2008 году, в том числе свидетельствующие о возникновении существенных затруднений в эксплуатации принадлежащих заявителю нежилых помещений.

Коллегия выводы судов двух инстанций находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному ненормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судами установлено, что на момент проведения землеустроительных работ заявитель каких-либо прав на земельный участок в установленном порядке не оформил. При этом не представлены доказательства того, что заявитель до формирования спорного земельного участка пользовался иной площадью и оплачивал это пользование, что имеются препятствия в пользовании принадлежащими ему нежилыми помещениями, то есть наличие условий, предусмотренных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом судами установлено, что Палата представила доказательства соблюдения процедуры предоставления земельного участка.

Довод кассационной жалобы о не применении судом положений части 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации, действующего на момент принятия  оспоренного распоряжения не может служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку суды установили, что заявителем не представлены доказательства того, что формированием спорного земельного участка ущемлены его права, как землепользователя.

Остальные доводы были оценены судами двух инстанций и, в силу правил статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, переоценке в суде кассационной инстанции не подлежат.

При таких данных коллегия считает, что оснований для отмены обжалованных судебных актов не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.02.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 по делу № А65-8849/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
      Г.Д. Альмашева

     Судьи
  С.Ю. Муравьев

     В.А. Карпова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка