ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 июля 2013 года Дело N А09-514/2012

Федеральный арбитражный суд Центрального округа  в составе:

Председательствующего

Радюгиной Е.А.

Судей

Ермакова М.Н.

Чаусовой Е.Н.

При участии в заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Спецтехника» (241520, Брянская область, Брянский район, с. Супонево, ул. Комсомольская, д. 63, ОГРН 1093254009155)

Митина А.Н. - представителя (дов. от 25.04.2013 № 031, пост.)

от  Центральной акцизной таможни (109240, г. Москва, ул. Яузская, д. 8, ОГРН 1027700552065)

от Брянского акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни (241050, г. Брянск, ул. О.Кошевого, д. 34Д)

не явились, о времени и месте  судебного заседания извещены надлежащим образом

не явились, о времени и месте  судебного заседания извещены надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.10.2012 (судья Мишакин В.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2013 (судьи Еремичева Н.В., Тиминская О.А., Байрамова Н.Ю.) по делу № А09-514/2012,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Спецтехника» (далее -  ООО «Спецтехника», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Центральной акцизной таможне (далее - таможня), Брянскому акцизному таможенному посту (г. Брянск) о признании недействительными решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС № 0004939/00001/000, № 0004939/00002/000, № 0004939/00003/000, вынесенных Брянским акцизным таможенном постом Центральной акцизной таможни 27.10.2011.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.10.2012 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2013  решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Центральная акцизная таможня просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как установлено судами и подтверждено материалами дела, на основании договора от 01.03.2011 № 03/2011, заключенного между ООО «Спецтехника» и фирмой Menci & C. SPA, обществом на таможенную территорию Российской Федерации ввезены полуприцепы-кормовозы саморазгружающиеся для сельского хозяйства для транспортировки и выгрузки гранулированных сыпучих комбикормов марки «MENCI», модель KL 100A (SA 955) в количестве двух единиц (VIN ZHZSA9550B0009742, VIN ZHZSA9550B0009743) и модель KL 105A (SA105) в количестве одной единицы (VIN ZHZSA9550B0009740), производства Италии.

27.10.2011 транспортные средства оформлены обществом по декларации № 10009160/271011/0004939 (далее по тексту - ДТ) с описанием товара, приобретенного в количестве двух единиц, в графе 31 декларации и графе 31 добавочного листа к декларации на товары: «полуприцеп-кормовоз для сельского хозяйства, для транспортировки и выгрузки гранулированных сыпучих комбикормов, саморазгружающийся (со шнековой системой выгрузки), новый, марки MENCI KL 100A (SA 955), г/в: 2011, цвет: белый, полная масса 38 000 кг, груз/подъемн. 30 600 кг, габ. длина: 10,40 м, объем 49,79 м3, КОД ОКП: 45 2630, изг. MENCI & C.SPA. (TM) MENCI 2-1, NE-1», а также с описанием товара, приобретенного в количестве одной единицы, в добавочном листе к декларации на товары в графе 31: «полуприцеп-кормовоз для сельского хозяйства, для транспортировки и выгрузки гранулированных сыпучих комбикормов, саморазгружающийся (со шнековой системой выгрузки), новый, марки MENCI KL 105 (SA 105) г/в: 2011, цвет: оранжевый, полная масса 38000 кг, груз/подъемн. 30 480 кг, габ. длина: 10,90 м, объем 52,28 м 3, КОД ОКП: 45 2630, изг. MENCI & C.SPA. (TM) MENCI 2-1, NE-1».

В графе 33 ДТ общество заявило код товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее по тексту - ТН ВЭД) 8716 20 0000 - «прицепы и полуприцепы, самозагружающиеся или саморазгружающиеся для сельского хозяйства», в графе 47 указало соответствующую ставку ввозной таможенной пошлины - 5%.

При проведении таможенного контроля ДТ № 10009160/271011/0004939 таможенный орган, установив, что ввезенный обществом товар по классификационным признакам соответствует товару, описанному в решении комиссии Таможенного союза от 02.03.2011 № 556 «О классификации полуприцепа-кормовоза саморазгружающегося», принял решения о классификации товара от 27.10.2011 № 0004939/00001/000, № 0004939/00002/000, № 0004939/00003/000, согласно которым классификационный код ТН ВЭД 8716 20 0000 изменен на 8716 39 300 9 «полуприцепы прочие» (ставка ввозной таможенной пошлины - 15% таможенной стоимости).

Полагая, что указанные решения не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО «Спецтехника» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.

В соответствии с положениями ст. ст. 150, 179, 180, 181 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

К сведениям о товарах, подлежащим указанию в таможенной декларации, относятся наименование; описание; классификационный код по ТН ВЭД; наименование страны происхождения и отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения; таможенная стоимость.

Согласно ч. 1 ст. 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза (ч. 2, 3 ст. 52 ТК ТС).

Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы.

В соответствии с положениями Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 классификация товаров по ТН ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации.

Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).

Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.

Основные правила интерпретации ТН ВЭД утверждены решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС № 18 от 27.11.2009, решением Комиссии Таможенного союза № 130 от 27.11.2009 (далее - ОПИ ТН ВЭД).

В частности, правилом 1 ОПИ ТН ВЭД установлено, что для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями вышеупомянутых правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правила 6 ОПИ ТН ВЭД).

Решением Комиссии Таможенного союза № 522 от 28.01.2011 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров.

Разделом 3 названного Положения определен порядок применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД (ОПИ ТН ВЭД).

Согласно названной норме Основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ) предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне (пункт 5 Положения).

Пунктом 6 Положения предусмотрено, что ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).

В соответствии с пунктом 7 Положения при классификации товара определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации. При классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).

Положениями статьи 3 Гармонизированной системы описания и кодирования товаров вменена обязанность использовать все товарные позиции и субпозиции вышеназванной Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений.

В группу 87 включаются средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности.

В товарной позиции 8716 классифицируются прицепы и полуприцепы, прочие несамоходные транспортные средства, их части; в субпозиции 8716 20 - прицепы и полуприцепы самозагружающиеся или саморазгружающиеся для сельского хозяйства; в субпозиции 8716 39 - прочие полуприцепы.

При классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД применяются Пояснения к ТН ВЭД, которые в свою очередь базируются на международной основе - Пояснениях к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации.

Пояснения содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.

Согласно пояснениям к товарной позиции 8716 ТН ВЭД в нее включаются:

- самозагружающиеся прицепы для сельского хозяйства, оборудованные автоматическими погрузочными устройствами и, возможно, также приспособлениями для сечки фуража, кукурузных стеблей и т.д.;

- саморазгружающиеся прицепы для перевозки различных грузов (фуража, навоза и т.д.) с подвижным полом для разгрузки; такие транспортные средства можно укомплектовывать различными приспособлениями (устройством для измельчения навозной массы, для сечки фуража и т.д.) для того, чтобы приспособить их для использования в качестве разбрасывателя навоза, фуражного кузова или прицепа для перевозки корнеплодов.

В субпозицию 8716 20 включаются прицепы и полуприцепы самозагружающиеся или саморазгружающиеся для сельского хозяйства.

Прочие прицепы для транспортировки грузов включаются в товарную субпозицию 8716 39, к которым относятся:

а) прицепы-цистерны (независимо от того, имеют они насосы или нет);

б) сельскохозяйственные прицепы, прицепы для общественных работ и т.д. (независимо от того, опрокидывается их кузов или нет);

в) рефрижераторные или изотермические прицепы для перевозки скоропортящихся грузов;

г) прицепы для перевозки домашних вещей;

д) одно- или двухъярусные прицепы для перевозки скота, автомобилей, велосипедов и т.д.;

е) прицепы, приспособленные для перевозки определенных видов грузов (например, плоского стекла);

ж) «дорожно-рельсовые» (для смешанной перевозки) прицепы (предназначенные в основном для применения в качестве дорожных прицепов, но сконструированные таким образом, что их можно перевозить в специальных железнодорожных вагонах, оборудованных направляющими рельсами);

з) прицепы, оборудованные рельсами для перевозки железнодорожных вагонов по автодорогам;

и) прицепы с опускающейся рамой и погрузочными наклонными трапами для перевозки тяжелых машин (танков, кранов, бульдозеров, электрических трансформаторов и т.д.);

к) двух- или четырехколесные автономные лесовозные тележки;

л) прицепы для перевозки леса;

м) небольшие прицепы, буксируемые велосипедами или мотоциклами.

К прочим прицепам также относятся, такие как:

а) автомобильные прицепы, специально предназначенные для перевозки людей;

б) жилые фургоны для использования на ярмарках (кроме входящих в товарную позицию 9508);

в) выставочные прицепы;

г) прицепы-библиотеки.

Таким образом для целей таможенной классификации ввезенного обществом товара в соответствии с товарными субпозициями 8716 20 и 8716 39 ТН ВЭД необходимо определить наличие такого свойства как «самозагружаемости» или «саморазгружаемости».

Оценив представленные в дело доказательства с учетом требований ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу, что полуприцепы-кормовозы  являются саморазгружающимися и предназначены для использования в сельском хозяйстве, а поэтому классификационный код ТН ВЭД 8716 20 0000 указан обществом правильно. Доказательств того, что спорные полуприцепы используются в иной области, не связанной с сельским хозяйством, таможенным органом не представлено.

Согласно п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.06.1996 № 5 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства», самостоятельная классификация спорных товаров по соответствующим позициям ТН ВЭД в компетенцию суда не входит. При рассмотрении дел об оспаривании решений таможенных органов по классификации товаров суд обязан лишь оценить правильность или неправильность такой классификации. В случае, если будет установлено, что классификация товаров произведена неправильно, суд признает решение таможенного органа недействительным.

Учитывая установленные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о наличий оснований для признания оспариваемых решений таможни недействительными в связи с неправильной классификацией товаров.

Доводы кассационной жалобы, повторяющие позицию таможни, изложенную в судах первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводов судов, сделанных на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с положениями норм материального права, а по существу, направлены на их переоценку, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  не допускается при рассмотрении жалобы в суде кассационной инстанции.

Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Брянской области от 23.10.2012  и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2013 по делу № А09-514/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

     Председательствующий  
     Е.А.Радюгина

     Судьи
     М.Н.Ермаков

     Е.Н.Чаусова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка