ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 июля 2013 года Дело N А72-7990/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2013 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Гарифуллиной К.Р.,

судей Коноплёвой М.В., Петрушкина В.А.,

при участии представителя:

ответчика - Шулимовой О.В., доверенность от 25.02.2013 № 01-26/968,

в отсутствие:

истца - извещен надлежащим образом,

третьих лиц - извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Димитровграда Ульяновской области

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.12.2012 (судья Леонтьев Д.А.), постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2013 (председательствующий Семушкин В.С., судьи: Попова Е.Г., Захарова Е.И.)

по делу № А72-7990/2012

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ульяновск-Фарм», г. Ульяновск (ОГРН 1057325048538) к администрации города Димитровграда Ульяновской области, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц Министерства здравоохранения Ульяновской области, г. Ульяновск, Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства», г. Димитровград Ульяновской области, о взыскании 1 388 440 руб. 29 коп.,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Ульяновск-Фарм» (далее - истец, ООО «Ульяновск-Фарм») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Администрации города Димитровграда Ульяновской области (далее - ответчик, администрация) о взыскании 1 388 440 руб. 29 коп.

В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Министерство здравоохранения Ульяновской области и Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» (далее - больница).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.12.2012 исковые требования удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2013 указанное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ответчик просит принятые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, принять по делу новый судебный акт.

Представитель ответчика доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

В судебном заседании 25.06.2013 был объявлен перерыв до 11 час. 00 мин. 28.06.2013 в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда. После окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда.

Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.03.2010 между ответчиком (заказчик) и истцом (исполнитель) был заключен муниципальный контракт № 10 (далее - контракт № 10), по условиям пункта 1.1 которого исполнитель обязался по заданию заказчика оказать услуги по обеспечению региональных льготников Димитровграда сахаропонижающими препаратами и средствами самоконтроля на 2010 год (услуги), а заказчик обязался принять и оплатить оказанные услуги.

Стоимость услуг по контракту № 10 определена в размере 5 623 398 руб. 40 коп., источник финансирования - бюджет Димитровграда на 2010 год (пункт 2.1 контракта).

Пунктом 2.2 контракта № 10 предусмотрено, что оплата оказанных услуг производится заказчиком по мере поступления денежных средств из бюджета Димитровграда на 2010 год после подписания оформленных в установленном порядке актов об оказании услуг, справки о стоимости оказанных услуг и затрат на услуги, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя, но не позднее 31.12.2010. К акту об оказании услуг исполнитель оформляет счет-фактуру. Отчетные документы должны подтверждать целевое использование выделенных средств.

08.11.2010 между ответчиком (заказчик) и истцом (исполнитель) был заключен муниципальный контракт № 88 (далее - контракт № 88), по условиям пункта 1.1 которого исполнитель обязался по заданию заказчика оказать услуги по закупке, хранению и розничной торговле через аптечную сеть сахаропонижающими препаратами и средствами самоконтроля для больных Димитровграда, страдающих сахарным диабетом на октябрь, ноябрь, декабрь 2010 года (услуги), а заказчик обязался принять и оплатить оказанные услуги.

Стоимость услуг по контракту № 88 определена в размере 247 607 руб., источник финансирования - бюджет Димитровграда на 2010 год (пункт 2.1 контракта).

В соответствии с пунктом 2.2 контракта № 88 оплата оказанных услуг производится заказчиком по мере поступления денежных средств из бюджета Димитровграда на 2010 год после подписания оформленных в установленном порядке актов об оказании услуг, справки о стоимости оказанных услуг и затрат на услуги, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя, но не позднее 31.12.2010. К акту об оказании услуг исполнитель оформляет счет-фактуру. Отчетные документы должны подтверждать целевое использование выделенных средств.

04.05.2010 между ответчиком (заказчик) и истцом (исполнитель) был заключен договор возмездного оказания услуг № 87 (далее - договор № 87), по условиям пункта 1.1 которого исполнитель обязался по заданию заказчика оказать услуги по обеспечению региональных льготников Димитровграда сахаропонижающими препаратами и средствами самоконтроля во втором полугодии 2010 года (услуги) в соответствии с техническим заданием (приложение к договору), а заказчик обязался принять и оплатить оказанные услуги.

Стоимость услуг по договору № 87 определена в размере 99 558 руб., источник финансирования - бюджет Димитровграда на 2010 год (пункт 3.3 договора).

Пунктом 3.2 договора № 87 предусмотрено, что оплата оказанных услуг производится заказчиком по мере поступления денежных средств из бюджета Димитровграда на 2010 год после подписания оформленных в установленном порядке актов об оказании услуг, справки о стоимости оказанных услуг и затрат на услуги, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя, но не позднее 31.12.2010. К акту об оказании услуг исполнитель оформляет счет-фактуру. Отчетные документы должны подтверждать целевое использование выделенных средств.

22.12.2010 между ответчиком (заказчик) и истцом (исполнитель) был заключен договор возмездного оказания услуг № 203 (далее - договор № 203), по условиям пункта 1.1 которого исполнитель обязался по заданию заказчика оказать услуги по обеспечению региональных льготников Димитровграда сахаропонижающими препаратами и средствами самоконтроля во втором полугодии 2010 года (услуги) в соответствии с техническим заданием (приложение к договору), а заказчик обязался принять и оплатить оказанные услуги.

Стоимость услуг по этому договору определена в размере 22 651 руб. 82 коп., источник финансирования - бюджет Димитровграда на 2010 год (пункт 3.3 договора).

Согласно пункту 3.2 договора № 203 оплата оказанных услуг производится заказчиком по мере поступления денежных средств из бюджета Димитровграда на 2010 год после подписания оформленных в установленном порядке актов об оказании услуг, справки о стоимости оказанных услуг и затрат на услуги, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя, но не позднее 31.12.2010. К акту об оказании услуг исполнитель оформляет счет-фактуру. Отчетные документы должны подтверждать целевое использование выделенных средств.

01.10.2010 между ответчиком (заказчик) и истцом (исполнитель) был заключен договор возмездного оказания услуг № 147 (далее - договор № 147), по условиям пункта 1.1 которого исполнитель обязался по заданию заказчика оказать услуги по обеспечению региональных льготников Димитровграда сахаропонижающими препаратами и средствами самоконтроля во втором полугодии 2010 год (услуги) в соответствии с техническим заданием (приложение к договору), а заказчик обязался принять и оплатить оказанные услуги.

Стоимость услуг по этому договору определена в размере 43 278 руб. 10 коп., источник финансирования - бюджет Димитровграда на 2010 год (пункт 3.3 договора).

Пунктом 3.2 договора предусмотрено, что оплата оказанных услуг производится заказчиком по мере поступления денежных средств из бюджета Димитровграда на 2010 год после подписания оформленных в установленном порядке актов об оказании услуг, справки о стоимости оказанных услуг и затрат на услуги, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя, но не позднее 31.12.2010. К акту об оказании услуг исполнитель оформляет счет-фактуру. Отчетные документы должны подтверждать целевое использование выделенных средств.

В соответствии с вышеуказанными контрактами и договорами истец осуществлял поставку лекарственных средств для обеспечения граждан, проживающих на территории Ульяновской области, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Из материалов дела следует, что ООО «Ульяновск-Фарм» поставило товар на сумму 5 848 709 руб. 47 коп. и за администрацией образовалась задолженность по его оплате в размере 1 388 440 руб. 29 коп.

Имеющимися в материалах дела рецептами подтверждается, что поставленный истцом товар отпущен гражданам.

Данные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.

В силу статьи 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 данного Закона, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:

1) организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

2) заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов;

3) организация обеспечения населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» установлено, что в 2008 году в целях обеспечения мероприятий по разграничению полномочий в области оказания государственной социальной помощи в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьей 6 Федерального закона от 21.07.2007 № 184-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» финансирование переданных в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» полномочий осуществляется за счет направляемых в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Объем средств, направляемых в соответствии с данной частью в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, в 2008 году рассчитывается исходя из численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», а также из норматива финансовых затрат в размере 426 руб. в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде указанной социальной услуги.

Частью 11 статьи 11 Федерального закона от 14.07.2008 № 110-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг» установлено, что положения части 1 статьи 36 Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» распространяются на правоотношения, возникшие с 01.07.2008.

По состоянию на момент заключения вышеназванных муниципальных контрактов и договоров указанные нормы действовали.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2007 № 873 «О предоставлении в 2008 году субвенций на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов» утверждены Правила «О предоставлении в 2008 году субвенций на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами, питания для детей-инвалидов», в соответствии с которыми Министерство финансов Российской Федерации перечисляет в установленном порядке субвенции в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Согласно пункту 5 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94?ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» нарушение предусмотренных этим законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Вышеуказанные контракты и договоры не признаны недействительными в судебном порядке.

Довод администрации о непредставлении оправдательных документов, подтверждающих факт поставки товара, опровергается материалам дела.

Согласно статье 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Пунктом 1 статьи 531 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с условиями государственного контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному заказчику или по его указанию другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506-522 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Отклоняя довод администрации об ответственности Министерства здравоохранения Ульяновской области перед истцом за ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставленных лекарственных средств, суд исходил из того, что Министерство здравоохранения Ульяновской области не являлось стороной по вышеуказанным сделкам.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о доказанности поставки по муниципальным контрактам лекарственных средств получателям и наличии задолженности администрации как муниципального заказчика по оплате их стоимости.

Указанные выводы судом апелляционной инстанции признаны правомерными.

Принятые судебные акты основаны на нормах права и материалах дела. Оснований для их отмены, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.12.2012, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2013 по делу № А72-7990/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
  К.Р. Гарифуллина

     Судьи
  М.В. Коноплёва

     В.А. Петрушкин

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка