• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 2013 года Дело N А45-30423/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2013 года

Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2013 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Сириной В.В.

судей Орловой Н.В.

Тихомирова В.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области на решение от 24.01.2013 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Хорошилов А.В.) и постановление от 18.04.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Журавлева В.А., Колупаева Л.А., Кривошеина С.В.) по делу №А45-30423/2012 по заявлению открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (630099, г. Новосибирск, ул. Ленина, 5, ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (630091, г. Новосибирск, ул. Державина, 28, ОГРН 1045402545836, ИНН 5406299278) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области от 17.10.2012 № 08/051/2012-565 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества.

В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» Колчугина Е.М. по доверенности от 09.10.2012.

Суд установил:

открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (далее - ОАО «Ростелеком», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 17.10.2012 № 08/051/2012-565 об отказе в государственной регистрации права собственности общества на объект недвижимого имущества - линия связи: «Расширение телефонной сети г. Искитима (микрорайон Ложок)», расположенный по адресу: Российская Федерация, Новосибирская область, г. Искитим, протяженностью 0,709 км, инвентарный номер 33:01697; во внесении записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выдаче свидетельства о государственной регистрации права и обязании Управления произвести государственную регистрацию права собственности общества на объект недвижимого имущества - линия связи: «Расширение телефонной сети г. Искитима (микрорайон Ложок)», расположенный по адресу: Российская Федерация, Новосибирская область, г. Искитим, протяженностью 0,709 км, инвентарный номер 33:01697.

Решением от 24.01.2013 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 18.04.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.

По мнению кассатора, акт приемочной комиссии не является документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимости, в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ); в документе, представленном в качестве правоустанавливающего, отсутствуют описание объекта, сведения о его протяженности и местоположении, что затрудняет однозначную идентификацию объекта, на который составлен акт приемочной комиссии и приемке в эксплуатацию объекта, и объекта, за регистрацией права собственности на который обратился заявитель. Сведения об объекте недвижимости должны содержаться именно в правоустанавливающем документе, а не только в кадастровом паспорте. Также ссылки суда на технический паспорт необоснованны, так как с 1 марта 2008 года техническим документом для целей государственной регистрации прав является только кадастровый паспорт и только его сведения могут быть приняты государственным регистратором во внимание.

В отзыве на кассационную жалобу, доводы которого поддержаны представителем в судебном заседании, общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 29.08.2012 общество обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.

17.10.2012 Управлением принято оспариваемое решение, в соответствии с которым заявителю отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ: документы, представленные на государственную регистрацию, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, а именно: - акт приемочной комиссии, не является документом подтверждающим прием в эксплуатацию объекта недвижимости, в соответствии с требованиями Постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» (далее - постановление Совета Министров СССР № 105), данный акт подтверждает лишь создание сооружения в области связи; - акт приемочной комиссии, содержит данные об объекте недвижимости, которые не позволяют его идентифицировать с данными кадастрового паспорта объекта недвижимости и поданного обществом заявления (иное наименование объекта недвижимости, нет сведений о протяженности и местоположении объекта недвижимости); - акт приемочной комиссии содержит неоговоренные дописки, при этом в оспариваемом решении отсутствуют соответствующие данные.

Не согласившись с указанным решением Управления, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды пришли к выводу о незаконности отказа Управления в регистрации права собственности общества на спорное имущество.

Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам права.

Для признания незаконными действий государственного органа в силу части 2 статьи 201 АПК РФ необходимо установление факта такого действия, то есть совершения соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого действия закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 2 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).

В силу статьи 16 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный статьей 17 Закона № 122-ФЗ включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона № 122-ФЗ).

Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона № 122-ФЗ, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона № 122-ФЗ)

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона № 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

Судами установлено, что на основании акта приемочной комиссии зафиксирован факт создания объекта строительства - «расширение сети г. Искитима (микрорайон Ложок)». Акт приемочной комиссии утвержден приказом открытого акционерного общества «Сибирьтелеком» от 28.12.2004 № 551 «О вводе в эксплуатацию объекта «Расширение телефонной сети г. Искитима (микрорайон Ложок)».

Судами обоснованно отклонена ссылка Управления на Постановление Совета Министров СССР от 23.01.1981 № 105, согласно которому законченные строительством объекты предъявляются государственным приемочным комиссиям.

В соответствии с пунктом 9 указанного постановления министерствам и ведомствам СССР было предписано разработать с учетом настоящего постановления и утвердить по согласованию с Госстроем СССР, соответствующими ЦК профсоюзов и заинтересованными органами государственного надзора по соответствующим отраслям народного хозяйства и отраслям промышленности правила приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов со специфическими условиями производства продукции.

В рассматриваемый период (28.12.2004) действовали Правила ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 09.09.2002 № 113 и согласованные с Госстроем России (далее - Правила № 113).

Данные Правила направлены на обеспечение единства процедур ввода в эксплуатацию сооружений связи и установления исчерпывающего перечня необходимых документов, которые имеют право требовать органы государственного надзора за связью и информатизацией у операторов связи при вводе сооружений (сетей) связи в эксплуатацию.

Согласно пункту 1.1 данные Правила устанавливают процедуру ввода в эксплуатацию сооружений связи и сетей электросвязи, которые предназначены для предоставления услуг связи. Вводу в эксплуатацию по настоящим Правилам подлежат новые сооружения связи или существующие, на которых в результате реконструкции (расширения, технического перевооружения) изменились его зарегистрированные показатели. Сооружения связи могут создаваться или изменяться вместе с объектами недвижимости (зданиями и сооружениями) в процессе их строительства или самостоятельно от них.

В соответствии с пунктом 1.2 положения Правил № 113 применяются органами государственного надзора за связью и информатизацией в Российской Федерации, органами государственной радиочастотной службы при Минсвязи России, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при вводе в эксплуатацию сооружений связи всех форм собственности и ведомственной принадлежности, предназначенных для оказания услуг связи. Данные правила применяются с учетом действующего законодательства, строительных норм и правил, действующих нормативных документов, определяющих порядок проведения работ по приемке и вводу в эксплуатацию объектов недвижимости, установленный Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстроем России).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи», вступившего в действие с 01.01.2004, сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, были отнесены к недвижимому имуществу.

Исходя из перечня объектов, на которые распространялось действие Постановление Совета Министров СССР от 23.01.1981 № 105, с учетом пункта 9 данного постановления, изменившегося правового регулирования законодательства Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу о том, что приемка спорного объекта регулируется положениями Правил №113.

Поскольку судами установлено, что акт приемочной комиссии составлен в соответствии с положениями Правил № 113, является верным вывод о том, что данный акт подтверждает создание объекта недвижимости. Кроме того, согласно пункту 3.5 Правил № 113 ввод в эксплуатацию сооружения связи включает приемку сооружения приемочными комиссиями, оформление акта приемки, выдачу органом госсвязьнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи.

Материалами дела подтверждается, что акт приемочной комиссии утвержден приказом открытого акционерного общества «Сибирьтелеком» от 28.12.2004 № 551 «О вводе в эксплуатацию объекта «Расширение телефонной сети г. Искитима (микрорайон Ложок)», разрешение на эксплуатацию объекта выдано 09.12.2004.

Из разъяснения, данного в Письме Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.11.2001 № ЛБ-6062/9, о порядке применения действующих нормативных документов по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, не следует, что, несмотря на отсутствие утверждения акта уполномоченным органом, он является актом рабочей комиссии либо составлен с нарушением действовавшего законодательства.

Согласно пункту 2 указанного письма объекты, для которых ведомственные документы по приемке отсутствуют, принимаются в порядке, установленном территориальными строительными нормами (ТСН), принятыми органами власти субъектов Российской Федерации и зарегистрированными Госстроем России. Если такие ТСН на территории отсутствуют, следует руководствоваться СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов» в части, не противоречащей действующему законодательству. При этом приемочные комиссии для производственных объектов бюджетного финансирования назначаются министерствами и ведомствами - государственными заказчиками и соответствующими администрациями, а для объектов внебюджетного финансирования - инвесторами.

В соответствии с п. 4, 17 СНиП 3.01.04-87 заказчик приемочной комиссии представляет пакет документов, состоящий более чем из 15 разрешительных документов, в том числе - документы об отводе земельных участков, а по объектам жилищно-гражданского назначения также разрешение органов госархстройконтроля на производство строительно-монтажных работ.

Согласно техническому паспорту от 14.04.2011 объект недвижимости представляет собой линейно-кабельное сооружение связи, в его составе отсутствуют какие либо объекты общего назначения.

На государственную регистрацию обществом были представлены документы, подтверждающие законность производства строительных работ по возведению объекта недвижимости и законность использования земельных участков, на которых размещен объект недвижимости.

Довод заинтересованного лица о том, что акт приемочной комиссии содержит данные об объекте недвижимости, которые не позволяют его идентифицировать с данными кадастрового паспорта объекта недвижимости и поданного обществом заявления, обоснованно отклонен судами, поскольку необходимые для идентификации данные следуют из совокупности представленных для регистрации документов. Из представленных на регистрацию документов следует, что объект, указанный в акте приемочной комиссии, является объектом, о регистрации права на который заявитель обратился в Управление.

Таким образом, исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, учитывая, что указанные документы в совокупности содержали информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП, документы, представленные на государственную регистрацию права, по форме или содержанию соответствовали требованиям законодательства, правоустанавливающие документы об объекте недвижимого имущества свидетельствовали о наличии у заявителя прав на спорное имущество, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований, указанных в пункте 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ, для отказа в государственной регистрации права собственности заявителя на спорный объект недвижимости, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.

Ссылка заявителя на неоговоренные описки была отклонена судами обоснованно, оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.

Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами, оснований для которой у кассационного суда в силу положений статьи 286 АПК РФ не имеется.

Суд кассационной инстанции считает, что при принятии обжалуемых судебных актов судами не было допущено нарушений норм материального и процессуального права. Основания для отмены решения и постановления судов в соответствии со статьей 288 АПК РФ отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 24.01.2013 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 18.04.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-30423/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
    В.В. Сирина

     Судьи
    Н.В. Орлова

     В.В. Тихомиров

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А45-30423/2012
Ф04-3527/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Дата принятия: 17 июля 2013

Поиск в тексте