• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 2013 года Дело N А56-52820/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2013 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бычковой Е.Н., судей Власовой М.Г., Кустова А.А.,

рассмотрев 10.07.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2012 (судья Лилль В.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2013 (судьи Ларина Т.С., Герасимова М.М., Глазков Е.Г.) по делу № А56-52820/2012,

у с т а н о в и л:

Федеральная налоговая служба, место нахождения: 127381, Москва, Неглинная ул., д. 23, ОГРН 1047707030513, в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Воронежа, место нахождения: 394033, г. Воронеж, Ленинский пр., д. 92а, ОГРН 1043600195924 (далее - ИФНС), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, лит. «О», ОГРН 1047822999861 (далее - МИФНС № 15, регистрирующий орган), о признании недействительным решения от 18.06.2012 № 83907А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Терабайт», место нахождения: 198152, Санкт-Петербург, Автовская ул., д. 17, ОГРН 1117847393663 (далее - ООО «Терабайт», Общество), связанных с переменой места нахождения юридического лица.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО «Терабайт», Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Воронежской области, место нахождения: 394036, г. Воронеж, ул. Карла Маркса, д. 46, ОГРН 1073667040688, Флерас Валерий Викторович, Минеев Алексей Александрович.

Решением суда первой инстанции от 19.12.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.04.2013, в удовлетворении требования отказано.

В кассационной жалобе ИФНС, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 19.12.2012 и постановление от 11.04.2013 и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.

По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что Общество в регистрирующий орган представило недостоверные сведения, а поскольку указанный Обществом в документах адрес не соответствует установленным данным, запись в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в части адреса (места нахождения) Общества недействительна и подлежит отмене. Непредставление достоверных сведений в ИФНС о своем реальном адресе (месте нахождения), утверждает податель жалобы носит неустранимый характер: ИФНС не представляется возможным обнаружить организацию, ее законных представителей, а данное обстоятельство влечет невозможность осуществления для ИФНС контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах в отношении Общества.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не является препятствием для рассмотрения жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество 19.09.2011 зарегистрировано в качестве юридического лица МИФНС № 15 за основным государственным регистрационным номером 1117847393663 по адресу: 198152, Санкт-Петербург, Автовская ул., д. 17.

Решением от 18.06.2012 № 83907А МИФНС № 15 были зарегистрированы изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, связанные с изменением адреса (места нахождения) на следующее: 394002, Воронеж, пер. Димитрова, д. 120, оф. 433, а регистрационное дело направлено в г. Воронеж для постановки на налоговый учет.

В результате проведения контрольных мероприятий ИФНС установила, что по адресу, указанному в учредительных документах, Общество не находится. ИФНС обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения МИФНС № 15 от 18.06.2012 № 83907А о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы Общества, осуществленных на основании документов, содержащих недостоверные сведения.

Решением от 19.12.2012, оставленным без изменения постановлением от 11.04.2013, в удовлетворении заявления отказано на основании статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 9, статей 17, 23 и 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ). Судебные инстанции cделали вывод об отсутствии у МИФНС № 15 правовых оснований для отказа в государственной регистрации указанных изменений.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришла к следующим выводам.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Законом № 129-ФЗ.

В соответствии со статьей 1 названного Закона государственная регистрация юридических лиц - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах.

В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать документы, представление которых не предусмотрено Законом № 129-ФЗ.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Из содержания пункта 1 статьи 17 Закона № 129-ФЗ следует, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.

Судами установлено и ИФНС не оспаривается, что данные документы в полном объеме представлены регистрирующему органу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ основаниями для отказа в государственной регистрации являются непредставление определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 Закона № 129-ФЗ.

Следовательно, при отсутствии указанных оснований регистрирующий орган обязан произвести регистрацию изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

По смыслу Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.

Достоверность представляемых для данного вида регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона № 129-ФЗ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.

Таким образом, представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации изменений в учредительные документы влечет иные правовые последствия.

Аналогичная позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в определении от 26.02.2009 № 1603/09, согласно которому в силу статьи 25 Закона № 129-ФЗ ответственность за представление в налоговый орган недостоверных сведений несет заявитель, налоговому органу предоставлено право обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных нормативных актов.

В связи с этим кассационная инстанция отклоняет довод ИФНС о том, что регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, в случае представления юридическим лицом недостоверных сведений.

В отзыве на заявление МИФНС № 15 указало, что письмо ИФНС от 15.06.2012 № 09-15/08335, содержащее в себе результаты проверочных мероприятий о предполагаемом месте нахождения Общества, поступило в МИФНС № 15 после 18.06.2012 - даты внесения записи в ЕГРЮЛ, а именно 03.07.2012. Данный довод ИФНС не опровергнут.

Кроме того, согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Довод ИФНС о том, что нарушение ее прав выражается в лишении ее как налогового органа возможности осуществления налогового контроля за деятельностью налогоплательщика, отсутствующего по адресу регистрации, подлежит отклонению.

Вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ ИФНС не доказала наличие обстоятельств, свидетельствующих о том, что оспариваемое решение МИФНС № 15 о регистрации изменений в ЕГРЮЛ на дату рассмотрения спора каким-либо образом нарушает права и законные интересы заявителя или неопределенного круга лиц.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы кассационная инстанция пришла к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2013 по делу № А56-52820/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.

     Председательствующий

     Е.Н. Бычкова

     Судьи

     М.Г. Власова

     А.А. Кустов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А56-52820/2012
Ф07-4052/2013
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 17 июля 2013

Поиск в тексте