• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июля 2013 года Дело N А65-24371/2012

Резолютивная часть постановления объявлена18 июля 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2013 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи ХакимоваИ.А.,

судей ЕгоровойМ.В., СабироваМ.М.,

при участии представителей:

ответчика - СаляховаР.И. по доверенности от29.12.2012,

в отсутствие:

заявителя - извещен надлежащим образом,

третьих лиц - извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань,

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от05.04.2013 (председательствующий судья ДрагоценноваИ.С., судьиЗахароваЕ.И., Садило Г.М.)

по делуА65-24371/2012

по заявлению Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, г.Нижнекамск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, третьи лица: муниципальное казённое учреждение «Управление земельных и имущественных отношений Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан», г.Нижнекамск, Степанова Татьяна Гавриловна, г.Нижнекамск, о признании недействительными решения и предписания от01.08.2012 по делу №06-93/2012,

установил:

исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района, г.Нижнекамск Республики Татарстан (далее - исполком, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением опризнании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань (далее?УФАС по РТ, антимонопольный орган) от01.08.2012 №06?93/2012.

решение м Арбитражного суда Республики Татарстан от14.01.2013 вудовлетворении заявления отказано ввиду того, что не опубликование исполкомом в одном из официальных печатных изданий - газете «Туган як» извещения на татарском языке о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения привело к принятию постановления от30.11.2010 №1530 «О предоставлении земельного участка на праве аренды СтепановойТ.Г.» с нарушением требований части1 статьи15 Федерального закона от26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

постановление м Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от05.04.2013 вышеуказанное решение суда первой инстанции отменено. решение УФАС по РТ от01.08.2012 №06-93/2012 признано недействительным. В обоснование судебного акта указано, что исполкомом соблюдены требования пункта2 статьи10 Федерального закона от24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», поскольку каждое из двух печатных изданий - газет «Ленинская правда» и «Туган як» является самостоятельным источником официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления. При этом суд апелляционной инстанции ссылается на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от26.03.2013 по делу №А65-642/2012, обстоятельства которого схожи с обстоятельствами настоящего дела.

В кассационной жалобе УФАС по РТ с принятым по делу постановление м суда апелляционной инстанции не согласилось, просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.

При этом антимонопольный орган полагает, что судом апелляционной инстанции при неполном выяснении всех существенных обстоятельств по делу неправильно применены нормы материального права, поскольку в деле №А65-642/2012 Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации исследовался вопрос согласованности действий органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта, в то время как по настоящему делу исполком признан нарушившим требования части1 статьи15 Закона о защите конкуренции.

Заявитель и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие в силу части3 статьи284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает обжалованное постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в ходе планового контрольного мероприятия антимонопольным органом были выявлены признаки нарушения заявителем Закона о защите конкуренции, выразившегося в не опубликовании исполкомом извещения о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на татарском языке в газете «Туган як», что привело к принятию заявителем 30.11.2010 постановления №1530 «Опредоставлении земельного участка на праве аренды Степановой Т.Г.».

Антимонопольным органом в отношении исполкома было возбуждено дело №06-93/2012 по признакам нарушения им части1 статьи15 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения названного дела антимонопольным органом 01.08.2012 было принято решение №06-93/2012 о признании исполкома нарушившим часть1 статьи15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в вынесении постановления о предоставлении земельного участка на праве аренды с нарушением установленной процедуры, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Не согласившись с принятым решение м УФАС по РТ, исполком обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

В соответствии с частью2 статьи10 Федерального закона от24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте земель сельхозназначения) передача в аренду находящихся вгосударственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей34 Земельного кодекса Российской Федерации, вслучае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.

Согласно части1 статьи34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

В силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от02.04.2004 №161 «Об утверждении перечня средств массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения» средствами массовой информации для опубликования обязательных сообщений по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения являются «Нижнекамская правда», «Туган Як», «Нижнекамское время».

В соответствии с частью1 статьи15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Судом первой инстанции в рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что государственная собственность на спорный земельный участок, предоставленный указанным выше постановление м исполкома варендное пользование, не разграничена.

В данном случае при предоставлении спорного земельного участка впользование подлежат применению положения статьи19.1 Закона об обороте земель сельхозназначения о необходимости публикации извещений висточнике официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Как отмечалось ранее, решение м Совета Нижнекамского муниципального района от23.10.2007 №48 официальными печатными изданиями для опубликования текстов муниципальных правовых актов определены газетные издания «Ленинская правда» (с2008года наименование газеты «Нижнекамская правда») и «Туган як».

В силу положений статьи4 Федерального закона от14.06.1994 №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» официальным опубликованием законов считается первая публикация полного текста в одном из средств массовой информации.

Извещение о предоставлении спорного земельного участка в арендное пользование было опубликовано только в газете «Нижнекамская правда».

Признавая оспариваемый акт антимонопольного органа соответствующим требованиям закона, суд первой инстанции исходил из неправомерного опубликования подлежащего обязательной публикации сообщения только в газете «Нижнекамская правда», несмотря на то, чтоофициальными печатными изданиями для опубликования текстов муниципальных правовых актов в Нижнекамском районе определены газеты «Ленинская правда» (с2008года наименование газеты «Нижнекамская правда») и «Туган як».

Рассматривая данный факт в качестве существенного нарушения исполкомом процедуры предоставления земельных участков, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о несоблюдении заявителем принципов публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, что приводит или может привести кнедопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Указание судом апелляционной инстанции на достаточность опубликования сообщения в одном из утверждённых официальных печатных изданий является ошибочным, исходя из следующего.

В соответствии с подпунктом5 пункта1 статьи19.1 Закона об обороте земель сельхозназначения средствами массовой информации, в которых предусмотрено опубликование сообщений, являются источник официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) источник официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Поскольку государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена, сообщение о предоставление в арендное пользование земельного участка подлежит опубликованию в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

На основании пункта1 статьи8 Конституции Республики Татарстан государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки.

Публикация соответствующего сообщения только в газетном издании на русском языке может нарушить права неограниченного круга лиц, не владеющих русским языком, на получение земельного участка в арендное пользование.

Правовая конструкция статьи15 Закона о защите конкуренции предусматривает запрет на принятие органом местного самоуправления актов и (или) осуществление действий (бездействий), которые не только приводят, но и могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Учитывая наличие двух официальных средств массовой информации вмуниципальном образовании, в целях соблюдения принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о законности установления антимонопольным органом нарушения со стороны исполкома положений статьи15 Закона озащите конкуренции.

Ссылка апелляционной инстанции на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от26.03.2013 по делу №А65-642/2012, как на схожее по своим обстоятельствам, является необоснованной, так как в деле №А65-642/2012 Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации исследовался вопрос согласованности действий органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта, вто время как по настоящему делу исполком признан нарушившим требования части1 статьи15 Закона о защите конкуренции.

При изложенных обстоятельствах обжалуемое постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от05.04.2013 подлежит отмене, а решение Арбитражного суда Республики Татарстан от14.01.2013 - оставлению в силе.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом1 части1 статьи287, статьями286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от05.04.2013 по делу №А65-24371/2012 отменить.

Оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан от14.01.2013 №65-24371/2012.

постановление вступает в законную силу со дня его принятия

     Председательствующий
    И.А. Хакимов

     Судьи
    М.В. Егорова

     М.М. Сабиров

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А65-24371/2012
Ф06-5773/2013
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
Дата принятия: 25 июля 2013

Поиск в тексте