• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 августа 2013 года Дело N А50-22053/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2013 г.

постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2013 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Рябовой С.Э.,

судей Купреенкова В.А., Смирнова А.Ю.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми (далее - Департамент) на решение Арбитражного суда Пермского края от 05.02.2013 по делу N А50-22053/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2013 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Пакт" (далее - общество "Пакт") - ГалкинС.А. (доверенность от01.05.2013).

Общество "Пакт" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту о признании недействительным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Промышленная, д. 110, оформленного письмом от 29.08.2012 исх. N И-22-01-08/01-2663; об обязании ответчика устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под объект недвижимости - автомобильную дорогу необщего пользования, назначение: сооружения транспорта, протяженность 192,65 п. м, литера 1, адрес объекта: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный р-н, ул.Промышленная, д. 110, кадастровый номер 59-59- 23/057/2007-060.

решением Арбитражного суда Пермского края от 05.02.2013 (судьяРемянникова И.Е.) заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным отказ Департамента в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязал ответчика устранить нарушение путем согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане.

постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от15.04.2013 (судьи Панькова Г.Л., Голубцова Ю.А., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Департамент просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", неправильное толкование ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3.2.3.2 Правил разработки, утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденных постановлением администрации г. Перми от 06.03.2009 N 108 (далее - Правила N 108), несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель полагает, что у него отсутствовали основания для согласования схемы расположения земельного участка, поскольку обществом "Пакт" не представлены доказательства необходимости предоставления под объект недвижимого имущества земельного участка общей площадью 3355 кв. м. Как указывает Департамент, истец может претендовать на предоставление земельного участка общей площадью не более 1203,57 кв. м, поскольку при расчетах необходимо учитывать, что земельный участок предоставляется под проезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.

При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество "Пакт" является собственником автомобильной дороги необщего пользования, назначение: сооружения транспорта, протяженность 192,65 п. м литера 1, расположенной по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный р-н, ул. Промышленная д. 110, кадастровый (условный) номер 59-59-23/057/2007-060, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от10.08.2012 серия 59-БГ N 499813.

Кадастровым инженером Бузмаковым Е.Б. 21.08.2012 в Департамент направлена схема расположения земельного участка, находящегося под вышеуказанным объектом недвижимости и необходимого для его использования, на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Промышленная, д. 110, для согласования.

Письмом от 29.08.2012 N И-22-01-08/01-2663 Департамент сообщил, что на основании протокола совещания от 24.08.2012 принято решение отказать в согласовании вышеуказанной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ввиду несоответствия формируемого земельного участка градостроительным требованиям, а именно несоответствия площади земельного участка.

Полагая, что отказ в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является незаконным, общество "Пакт" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.

В силу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения оземельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (абз. 2 п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Порядок согласования, утверждения схем расположения земельного участка или участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, требования к ее разработке, сроки действия схем на территории г. Перми определены Правилами N 108.

Пунктами 3.3, 3.4 Правил N 108 предусмотрено, что функциональный орган администрации г. Перми, уполномоченный в области градостроительной деятельности, согласовывает схему на предмет соответствия земельного участка градостроительным требованиям; функциональный орган администрации г.Перми, уполномоченный в сфере земельных отношений, в месячный срок со дня поступления заявления утверждает согласованные материалы схемы и выдает заявителю.

Согласно п. 3.2.3.1 Правил N 108 схема подлежит обязательному согласованию путем проставления согласующих подписей (подпись должностных лиц заверяется печатью) в акте согласования с собственниками объектов недвижимости в границах участка(ов) (в случае составления схемы под существующие объекты недвижимости), с правообладателями земельных участков, из которых образуется участок(ки).

На основании п. 3.2.3.2 Правил N 108 схему согласовывает функциональный орган администрации города Перми, уполномоченный в области градостроительной деятельности, на предмет соответствия участка(ов) градостроительным требованиям, в том числе: обоснованности площади участка(ов); соответствия местоположения границ участка(ов) документации по планировке территории, Правилам землепользования и застройки города Перми, красным линиям; соответствия адреса участка(ов); указанным на схеме зонам ограничений в использовании земельных участков.

В силу п. 3.2.3.3 Правил N 108 орган, уполномоченный в области градостроительной деятельности, согласовывает схему путем проставления согласующей подписи должностного лица, даты согласования на графической части схемы (согласовывается каждый лист графической части схемы). Подпись должностного лица заверяется печатью органа.

В соответствии с п. 3.3.3 Правил N 108 решение осогласовании или об отказе в согласовании схемы принимается в течение 30дней с даты регистрации заявления о согласовании схемы. В случае отказа в согласовании орган, уполномоченный в области градостроительной деятельности, выдает заявителю заключение по результатам проведенного согласования.

Из письма от 29.08.2012 N И-22-01-08/01-2663 по схеме расположения земельного участка следует, что Департамент отказал в согласовании схемы расположения земельного участка ввиду отсутствия обоснования площади земельного участка.

Между тем в названном заключении отсутствуют ссылки на нарушение названной схемой конкретных градостроительных норм и правил.

В представленной обществом "Пакт" схеме указана площадь формируемого земельного участка - 3355 кв. м. Согласно заключению общества с ограниченной ответственностью "Дортехпроект" от 25.07.2012 N 01/э-2012 по обоснованию площади и границ земельного участка под объектом недвижимости, расположенным по адресу: г. Пермь, Индустриальный р-н, ул. Промышленная, д. 110, площадь, необходимая для эксплуатации объекта вне зависимости от использования, составляет 3355 кв. м.

Названное заключение являлось составной частью схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и было представлено вДепартамент 21.08.2012.

Доказательств, подтверждающих неверность расчета площади земельного участка, изложенного в заключении, Департаментом не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что отказ Департамента в согласовании схемы расположения земельного участка является незаконным.

Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, суды пришли к правильному выводу о том, что границы и размеры земельного участка на указанной схеме определены с учетом фактического землепользования.

Довод заявителя кассационной жалобы о необходимости отнесения объекта, принадлежащего на праве собственности обществу "Пакт", к категории "проезд", основным назначением которого является "проезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов", судами первой и апелляционной инстанций оценен и отклонен как необоснованный, поскольку из свидетельства о государственной регистрации права от 10.08.2012 серия 59-БГ N 499813 и кадастрового паспорта от 23.07.2012 следует, что обществу "Пакт" принадлежит на праве собственности автомобильная дорога необщего пользования.

Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы вполном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся вматериалах дела, и основаны на правильном применении норм закона.

Доводы Департамента, содержащиеся в кассационной жалобе, аналогичны тем, которые уже являлись предметом рассмотрения судов первой иапелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для её непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 05.02.2013 по делу NА50-22053/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми - без удовлетворения.

     Председательствующий    С.Э. Рябова

     Судьи    В.А. Купреенков

     А.Ю. Смирнов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А50-22053/2012
Ф09-7362/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Уральского округа
Дата принятия: 27 августа 2013

Поиск в тексте