• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 августа 2013 года Дело N А66-12961/2012

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А., с ведением протокола помощником судьи Рябовой Г.А.,

при участии от администрации города Твери Федяева С.Н. (доверенность от 19.06.2012 N 44, на 3 года), от общества с ограниченной ответственностью "Элеком Тверь" Громовой Т.Ю. (доверенность от 10.01.2013, без номера), от муниципального казенного учреждения культуры "Тверской городской архив" директора Саковской О.А., от Управления по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери Денисьева Р.И. (доверенность от 26.10.2012 N 23/2238-и), от Архивного отдела Тверской области Федотовой Н.В. (доверенность от 05.12.2012),

рассмотрев 29.08.2013 в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи (при содействии Арбитражного суда Тверской области) кассационную жалобу администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 04.02.2013 (судья Рощина С.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 (судьи Виноградова Т.В., Ралько О.Б., Тарасова О.А.) по делу N А66-12961/2012,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Элеком Тверь" (место нахождения: 170001, г. Тверь, ул. Виноградова, д. 2, кв. 151, ОГРН 1066950062706; далее - Общество, ООО "Элеком Тверь") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Твери (место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 11, ОГРН 1066950062717; далее - Администрация), выразившегося в отказе заявителю в принятии на хранение документов по личному составу в количестве 25 дел за 2006-2011 годы и о возложении на ответчика обязанности принять архив заявителя по личному составу.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение культуры "Тверской городской архив" (место нахождения: 170028, г. Тверь, ул. Фадеева, д. 39, ОГРН 1086952015611; далее - МКУК "Тверской городской архив", Тверской городской архив), Архивный отдел Тверской области (место нахождения: 170005, г. Тверь, ул. Горького, д. 71а, ОГРН 1026900588230), Управление по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери (место нахождения: 170100, г. Тверь, наб. Степана Разина, д.20, далее - Управление).

решением суда от 04.02.2013 требования удовлетворены.

постановлением апелляционного суда от 20.05.2013 решение суда от 04.02.2013 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит судебные акты отменить. Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на отсутствие у муниципального архива достаточных площадей для размещения документов и возможности принять данные документы ГКУ "Тверской центр документации новейшей истории".

В отзывах на кассационную жалобу Администрации конкурсный управляющий ООО "Элеком Тверь" Четверкин Г.К. и Архивный отдел Тверской области просят судебные акты оставить без изменения.

В отзывах на кассационную жалобу Администрации МКУК "Тверской городской архив" и Управление просят отменить судебные акты и принять новое решение.

В судебном заседании представители Администрации, Администрации МКУК "Тверской городской архив" и Управления поддержали доводы кассационной жалобы, а представители ООО "Элеком Тверь" и Архивного отдела Тверской области возражали против ее удовлетворения.

Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тверской области от 25.02.2011 по делу N А66-7406/2010 Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Четверкин Г.К.

Архивным отделом Тверской области 08.06.2012 принято решение об определении МКУК "Тверской городской архив" местом хранения документов по личному составу ООО "Элеком Тверь" в количестве 25 единиц за 2006-2011 годы в связи с признанием его несостоятельным (банкротом).

Конкурсный управляющий Общества обратился к Тверскому городскому архиву с требованием о принятии документов заявителя, подлежащих передаче на хранение. Письмом от 23.08.2012 N 193/08 МКУК "Тверской городской архив" сообщил, что в соответствии с уставом муниципального казенного учреждения культуры "Тверской городской архив" в состав документов архива входят документы учреждений органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий, действовавших и действующих на территории города Твери. Документы по личному составу принимаются только от указанных учреждений и предприятий. Управляющему рекомендовано обратиться в ГКУ "Тверской центр документации новейшей истории".

Конкурсный управляющий Четверкин Г.К. 09.11.2012 обратился в администрацию города Твери с заявлением (входящий от 12.11.2012 N 01/8438) о приеме в Тверской городской архив документов по личному составу за период с 2006 - 2011 годы на хранение. Администрация направила названное письмо в Управление по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери.

Управление в ответ на обращение ООО "Элеком Тверь" письмом от 11.12.2012 сообщило, что документы на хранение принять не представляется возможным. При этом Управление сослалось на пункт 22 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому к вопросам местного значения городского округа относится формирование муниципального архива. Заявителю рекомендовано обратиться в ГКУ "Тверской центр документации новейшей истории".

Не согласившись с бездействием Администрации, Общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с настоящим заявлением.

Судебные инстанции, удовлетворяя требования Общества, признали обоснованными их по праву.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий обязан передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон N 125-ФЗ).

Пунктом 10 статьи 23 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

Таким образом, законодатель предусмотрел обязанность приема на хранение перечисленных документов у ликвидируемых негосударственных организаций, как соответствующими государственными архивами, так и соответствующими муниципальными архивами, не установив при этом, что архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, подлежат хранению исключительно в государственных архивах либо исключительно в муниципальных архивах.

По смыслу вышеуказанной нормы обязанность приема на хранение у ликвидируемых организаций упомянутых документов предусмотрена как для соответствующих государственных, так и муниципальных архивов.

Соответствующим муниципальным архивом в Тверской области для передачи документов Общества является МКУК "Тверской городской архив" (по месту нахождения ликвидируемого Общества), государственным архивом - Архивный отдел Тверской области (по ведомственному признаку).

Каждый из названных архивов в силу пункта 10 статьи 23 Закона N 125-ФЗ обязан по требованию конкурсного управляющего принять на хранение документы по личному составу Общества.

В соответствии со статьей 2 Закона Тверской области от 23.12.2005 N 162-ЗО "Об архивном деле в Тверской области" законодательство Тверской области об архивном деле в Тверской области состоит из указанного Закона и принимаемых в соответствии с федеральным законодательством и названным Законом иных нормативных правовых актов Тверской области.

постановлением администрации Тверской области от 21.07.2009 N 321-па утвержден Стандарт государственной услуги "Экспертиза ценности документов".

Получателем государственной услуги - "Экспертиза ценности документов" являются: государственные архивы Тверской области; органы государственной власти Тверской области, государственные органы Тверской области; государственные унитарные предприятия Тверской области; государственные учреждения Тверской области; муниципальные архивы Тверской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области; муниципальные унитарные предприятия Тверской области; муниципальные учреждения Тверской области; организации (независимо от формы собственности), расположенные на территории Тверской области, проходящие процедуру ликвидации; иные юридические лица или граждане, являющиеся собственниками или владельцами архивных документов, местом нахождения или местом жительства которых является Тверская область, заинтересованные в получении настоящей государственной услуги (пункт 1.3.1 Стандарта государственной услуги "Экспертиза ценности документов").

Пунктом 3.1.8 вышеназванного стандарта предусмотрено, что архивный отдел в рамках предоставления государственной услуги - "Экспертиза ценности документов" принимает решения о месте архивного хранения документов организаций, не являющихся источниками комплектования государственных и муниципальных архивов Тверской области, в том числе ликвидированных организаций независимо от формы собственности.

Как указывает Архивный отдел Тверской области, Общество за все время своего существования не являлось источником комплектования государственных и муниципальных архивов Тверской области, документы Общества ранее на хранение не поступали ни в государственные, ни в муниципальные архивы Тверской области.

решением экспертно-проверочной комиссии при архивном отделе Тверской области от 08.06.2012 местом хранения документов по личному составу ООО "Элеком Тверь" в количестве 25 дел за 2006-2011 годы определен МКУК "Тверской городской архив".

Согласно Уставу Тверского городского архива, утвержденному приказом Управления по культуре, спорту и делам молодежи администрации города Твери от 22.12.2011 N 641, данным учреждением принимаются на хранение документы по личному составу ликвидированных муниципальных учреждений и предприятий, расположенных на территории муниципального образования "город Тверь". Собственником имущества учреждения является муниципальное образование "город Тверь".

Поэтому, суды правомерно посчитали, что решение вопроса о приеме на хранение документов ООО "Элеком Тверь" находится в компетенции Администрации.

Ссылка Администрации на отсутствие у муниципального архива достаточных площадей для размещения документов, не является законным основанием для отказа в приеме документов, поскольку в силу подпункта 22 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) на органы местного самоуправления возложена обязанность по формированию и содержанию муниципального архива, и неисполнение данного требования закона не освобождает муниципальные архивы от исполнения обязанности по принятию документов на хранение.

Более того, по данным паспорта архива на 01.01.2012 степень загруженности архивохранилищ МКУК "Тверской городской архив" составляла 45,5%, а на 01.01.2013 - 66,6%.

Судебными инстанциями также правомерно учтено, что согласно Закону N 131-ФЗ органы местного самоуправления должны решать вопросы местного значения, исходя из интересов населения. Прием документов по личному составу ООО "Элеком Тверь", содержащих информацию, необходимую для подтверждения сведений при назначении пенсий гражданам - жителям города Твери, находится в сфере интересов населения города Твери.

Непринятие на хранение документов влечет за собой невозможность завершения конкурсного производства, определением суда по делу от 24.01.2013 N А66-7406/2010 только на этом основании продлено конкурсное производство до 25.04.2013.

Возможность принятия документов иным учреждением ГКУ "Тверской центр документации новейшей истории" не имеет в рассматриваемом случае правового значения, поскольку место хранения документов определено решением от 08.06.2012.

Суд кассационной инстанции считает, что фактические обстоятельства дела установлены судебными инстанциями в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в нем доказательств в их совокупности и взаимосвязи, в связи с чем оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Администрации не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 04.02.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 по делу N А66-12961/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Твери - без удовлетворения.

     Председательствующий    Л.В. Блинова

     Судьи   О.А. Алешкевич

     Л.А. Самсонова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: Ф07-6267/2013
А66-12961/2012
Принявший орган: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
Дата принятия: 30 августа 2013

Поиск в тексте