ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 августа 2013 года Дело N А26-2048/2012

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей  Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,

при участии  от  общества с ограниченной ответственностью "АГРОВОДСНАБ" Мяхрюшина И.А. (доверенность от 20.08.2013 без номера), от  Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия  Манцырева С.С. (доверенность от 24.06.2013 N 06-20/4),

рассмотрев 26.08.2013 в открытом судебном заседании кассационную   жалобу  Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия  на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.02.2013 (судья Лайтинен В.Э.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 (судьи  Серикова И.А., Барканова Я.В., Тимухина И.А.) по делу N А26-2048/2012,

установил:

Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (место нахождения: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "АГРОВОДСНАБ" (место нахождения: Республика Карелия, Прионежский р-н, п. Мелиоративный, ул. Лесная, д. 2, ОГРН 1021001116366; далее - Общество) о взыскании неустойки в сумме 42 401 руб. 44 коп. по договорам аренды лесных участков от 30.12.2008 N 69-з и от 15.01.2010 N 71-з.

решением суда от 04.06.2012, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2012, иск удовлетворен полностью.

постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.12.2012 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены,  дело передано в Арбитражный суд Республики Карелия на новое рассмотрение.

Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции не согласился с  выводов судов об обоснованности иска по размеру и предложил при новом рассмотрении правильно применить к установленным обстоятельствам соответствующие нормы права на основании оценки всех доказательств и доводов сторон.

При новом рассмотрении дела, Министерство в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшило размер иска до 35 996 руб. 56 коп.

решением суда от 25.02.2013  в иске отказано.

постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 решение суда первой инстанции от 25.02.2013 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела,  просит судебные акты  отменить. Податель жалобы полагает, что при определении объема обоснованно руководствовалось пунктом 22 Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01.11.1983 N 130 (далее - Указания N 130). По мнению подателя жалобы,  Указания подлежат применению к спорным правоотношениям сторон. Министерство указывает, что все объемные и количественные показатели, используемые в сфере лесного хозяйства и лесопользования при площади более 3 га,  определяются путем закладки пробных площадей в эталонных местах лесного участка, и переводятся на общую площадь участка, имеющего определенные границы и площадь (метод перечислительной таксации).

В отзыве на кассационную жалобу Министерства Общество просит судебные акты оставить без изменения.

В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.

Законность и обоснованность судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, между Министерством (арендодатель) и ООО "Агроводоснаб" (арендатор) заключены договоры от 30.12.2008  N 69-з и от 15.01.2010 N 71-з, аренды лесных участков: площадью 6981 га и 21614 га, соответственно, являющихся частями земельных участков с кадастровыми номерами 10:03:00 00:078 и 10:00:00 00 00:039, расположенные в Кондопожском и Онежском кадастровых районах. В силу пункта 4.4.2 договоров арендатор обязан не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а в пункте 5.4 - основания и размеры неустоек за такие нарушения. В соответствии с подпунктом "г" пункта 5.4 договоров арендатор выплачивает арендодателю неустойку за оставление недорубов (за исключением компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10% от площади лесосеки): в виде компактных участков леса - в размере 1-кратной стоимости оставленной в недорубах древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов; в виде куртин и отдельных деревьев или расстроенных выборочной рубкой участков на назначенных в сплошную рубку лесосеках - в размере 2-кратной стоимости оставленной на корню древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.

Согласно подпункту "д" пункта 5.4 договоров за оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставленные отсрочки) древесины на лесосеках, в местах производства работ при расчистке площадей под лесные склады, трассы лесовозных дорог, постройки, сооружения и установки, а также аварийной древесины вдоль лесовозных дорог на срок более 1 месяца арендатор выплачивает арендодателю неустойку в размере 3-кратной стоимости не вывезенной в срок или оставленной аварийной древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов. Древесина считается вывезенной с мест рубок, если она подвезена к складам, расположенным около сплавных путей, железных и автомобильных дорог, к местам переработки, установкам и приспособлениям, к складам, расположенным около лесных дорог и иным пунктам временного хранения, оформленным в установленном порядке.

По лесным декларациям от 27.11.2009 и 19.10.2010 лесничими Лижемского и Кончезерского участковых лесничеств проведена приемка лесосек в квартале 164 выделе 10 делянки 1 и 2, а также в квартале 33 выделе 15 делянка 1, в ходе которой выявлены нарушения лесохозяйственных требований, предъявляемых к осуществлению использования лесов: оставление невывезенной в установленный срок древесины; оставление недорубов в виде компактных участков леса, в виде куртин и отдельных деревьев. Нарушения отражены в актах приемки лесосек (освидетельствования мест рубок) от 03.06.2011, 24.10.2011.

На основании подпунктов "г" и "д" пункта 5.4 договоров аренды Министерство начислило Обществу неустойку по вышеуказанным актам в общей сумме 42 401 руб. 44 коп.

Поскольку претензия Министерства от 21.12.2011  N 2109 с требованием уплатить неустойку, оставлена Обществом без удовлетворения, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Судами первой  и апелляционной инстанций в удовлетворении иска отказано.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

В соответствии  с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. Пунктом 7 Правил заготовки древесины, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184, действовавшими в спорный период (далее - Правила), предусмотрено, что рубка лесных насаждений, хранение и вывоз древесины с каждой лесосеки осуществляется в течение 12 месяцев с даты подачи лесной декларации, в которой предусматривается рубка лесных насаждений на данной лесосеки, или с даты заключения договора купли-продажи лесных насаждений. Древесина считается вывезенной с мест рубок, если она подвезена к складам, расположенным около сплавных путей, железнодорожных и автомобильных дорог, к местам для переработки, установкам и приспособлениям, а также к складам, расположенным около лесных дорог.

Согласно пункту 8 Правил при заготовке древесины запрещается оставление деревьев, предназначенных для рубки, - недорубов (за исключением оставления на лесосеках компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки).

В соответствии с подпунктом "г" пункта 5.4 вышеуказанных договоров арендатор выплачивает арендодателю неустойку за оставление недорубов (за исключением компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10% от площади лесосеки): в виде компактных участков леса - в размере  1-кратной стоимости оставленной в недорубах древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов; в виде куртин и отдельных деревьев или расстроенных выборочной рубкой участков на назначенных в сплошную рубку лесосеках - в размере 2-кратной стоимости оставленной на корню древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.  Подпунктом "д" пункта 5.4 договоров предусмотрено, что за оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставленные отсрочки) древесины на лесосеках, в местах производства работ при расчистке площадей под лесные склады, трассы лесовозных дорог, постройки, сооружения и установки, а также аварийной древесины вдоль лесовозных дорог на срок более 1 месяца арендатор выплачивает арендодателю неустойку в размере 3-кратной стоимости не вывезенной в срок или оставленной аварийной древесины, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов. Древесина считается вывезенной с мест рубок, если она подвезена к складам, расположенным около сплавных путей, железных и автомобильных дорог, к местам переработки, установкам и приспособлениям, к складам, расположенным около лесных дорог и иным пунктам временного хранения, оформленным в установленном порядке.

Как установлено судами на основании материалов дела, Общество ненадлежащим образом исполнило свои обязанности, установленные договором, и нарушило установленные законодательством правила пользования лесами.

Согласование сторонами в договоре условия о применении мер ответственности в случае нарушения стороной договорных обязательств соответствует требованиям статей 330, 421 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, предъявление неустойки ответчику за ненадлежащее исполнение условий договора правомерно.

Порядок определения объемов лесонарушений для расчета неустойки названными договорами действительно не установлен.

Приемка лесосек осуществлена в соответствии с Указаниями по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных приказом Гослехоза СССР от 01.11.1983 N 130 (далее - Указания).

В силу статьи 13 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" нормативно-правовые акты, регулирующие лесные отношения, до приведения их в соответствие с Лесным кодексом применяются постольку, поскольку  они не противоречат новому Кодексу.

Указания являются нормативно-правовым актом, регулирующим лесные отношения, не утратили силу и не  противоречат действующему лесному законодательству, в связи с чем подлежат применению.

Вышеуказанными договорами аренды не предусмотрен какой-либо специальный порядок сдачи делянок и метод определения объема лесонарушений,  и стороны при заключении договоров не установили, что Указания не подлежат применению.

Как видно из материалов дела, о дате и времени освидетельствования арендатор извещался надлежащим образом. Акты приемки лесосек (освидетельствования мест рубок) составлены в соответствии с пунктом 10 Указаний. Расчет размера договорной неустойки, произведенный истцом, является  обоснованным.

Оценив представленный ответчиком расчет, суд кассационной инстанции считает, что расчет ответчика  основан на неверно определенных исходных данных о размере допущенных нарушений.

Согласно пункту 18 Указаний освидетельствованию подлежат все лесосеки (делянки), отведенные для рубки. Пунктом 19 Указаний предусмотрено, что при освидетельствовании мест рубок устанавливаются полнота и правильность разработки лесосек, соответствие технологии разработки лесосек (ширина пасек и волоков, размещение погрузочных площадок, складов и других вспомогательных объектов, соблюдение лесоводственных требований) технологической карте и правилам рубок леса.  Из названных пунктов Указаний следует, что контролю качества разработки лесосеки подлежит вся площадь отведенного в рубку участка, а не его часть (пробная площадь). Состояние мест рубок, характер и объемы нарушений определяются методами перечислительной таксации: на лесосеках площадью до 3 га - сплошным пересчетом на всей площади, а на лесосеках площадью свыше 3 га - на ленточных пробных площадях (пункт 22 Указаний). Порядок применения метода перечислительной таксации на лесосеках площадью более 3 га определен пунктом 23 Указаний.

Как видно из  материалов дела, примененный Министерством при расчете договорной неустойки переводной коэффициент представляет собой отношение площади всей делянки к площади ленточной пробы и применяется для определения объема лесонарушения на делянках большой площади ввиду невозможности применения метода сплошного перечета.

Таким образом, требование Министерства о взыскании 35 996 руб. 56 коп. (после уточнения исковых требований) договорной неустойки основано на положениях статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, подтверждено расчетом, произведенным в соответствии с пунктом 5.4 договоров аренды лесного участка, Указаниями, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".

При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене. Требования Министерства о взыскании 35 996 руб. 56 коп. следует удовлетворить.

Взыскать с Общества  в пользу Министерства 35 996 руб. 56 коп.  неустойки по договорам аренды лесных участков от 30.12.2008 N 69-з и от 15.01.2010 N 71-з и в доход Федерального бюджета 2 000 руб. госпошлины  за рассмотрение дела  в арбитражном суде. В остальной части иска отказать.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.02.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 по делу N А26-2048/2012 отменить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "АГРОВОДСНАБ" (место нахождения: Республика Карелия, Прионежский р-н, п. Мелиоративный, ул. Лесная, д. 2; ОГРН 1021001116366) в пользу  Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (место нахождения: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, 2/24, ОГРН 1071001000828)  неустойку в сумме 35 996 руб. 56 коп. В остальной части иска отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "АГРОВОДСНАБ" (место нахождения: Республика Карелия, Прионежский р-н, п. Мелиоративный, ул. Лесная, д. 2; ОГРН 1021001116366) в доход Федерального бюджета 2000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде.

     Председательствующий  Л.В. Блинова

     Судьи   О.А. Алешкевич

     Л.А. Самсонова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка