ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 сентября 2013 года Дело N А07-21217/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 г.

постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2013 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лазарева С.В.,

судей Беляевой Н.Г., Платоновой Е.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан  (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан  от 01.03.2013 по делу N А07-21217/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2013 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Черемисова Владимира Борисовича (далее  - предприниматель) - Неустроев Л.В. (доверенность от 29.04.2011).

Предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к администрации об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:030427:25 площадью 8296 кв. м, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Мифтахова, д. 46,  по цене 1 053 160 руб. 61 коп.

решением суда первой инстанции от 01.03.2013 (судья Архиреев Н.В.) исковые требования предпринимателя  удовлетворены. На администрацию возложена обязанность заключить с предпринимателем договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:030427:25 площадью 8296 кв. м, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу:: г. Уфа, ул. Мифтахова, д. 46,  по цене 1 053 160 руб. 61 коп.

постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2013 (судьи Суспицина Л.А., Ермолаева Л.П., Карпачева М.И.)  решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрация просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее  - Закон о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации), п. 1 ст. 25.6 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что истец утратил право на выкуп земельного участка по льготной цене, поскольку обратился с заявлением о заключении договора купли-продажи 16.10.2012, то есть после окончания действия льготного порядка определения выкупной цены. По мнению заявителя, выкупная цена спорного земельного участка равна его кадастровой стоимости в силу ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как установлено судами, предпринимателю на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: 2-этажное здание мастерской и складов общей площадью 432,3 кв. м, инвентарный номер 24731, литера А, расположенный по адресу: г. Уфа, ул. Мифтахова, д. 46, кадастровый (или условный) номер 02:55:030427:2:1 (свидетельство о государственной регистрации права от 15.04.2011 04 АГ 145664),  нежилое 2-этажное производственное здание  общей площадью 441,6 кв. м, инвентарный номер 80:401:002:000232120:0002:20000, литера Б, кадастровый (или условный) номер 02:55:030427:0:3, и нежилое здание гаража общей площадью 438,3 кв. м, инвентарный номер 80:401:002:000232120:0001:20000, литера  А, кадастровый (или условный) номер 02:55:030427:0:2, расположенные по адресу:  г. Уфа, ул. Мифтахова, д. 48 (свидетельство о государственной регистрации права от 22.06.2011 04 АГ 257859, 04 АГ 257860).

постановлением администрации от 17.04.2012 N 1339 предпринимателю в собственность  предоставлен земельный участок площадью 8296 кв. м с кадастровым номером 02:55:030427:25, относящийся к категории земель населенных пунктом, находящийся по адресу: г. Уфа, ул. Мифтахова, д. 46, для эксплуатации производственной базы.

Согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером 02:55:030427:25  поставлен на кадастровый учет 28.09.2011. Кадастровая стоимость данного земельного участка составляет 42 126 424 руб. 32 коп.

Предприниматель 18.09.2012 обратился в Управление по земельным ресурсам администрации с заявлением о направлении ему на согласование и подпись договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:030427:25.

Предпринимателем в адрес администрации направлено заявление от 16.10.2013 с приложением проекта договора с определением   цены выкупаемого земельного участка в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее  - Закон о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации), исходя из двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка.

Письмом от 15.11.2012 N Ч-15463 Управление по земельным ресурсам администрации отказало предпринимателю в перерасчете выкупной цены земельного участка, ссылаясь на отсутствие у заявителя статуса индивидуального предпринимателя на момент приобретения объектов недвижимости, находящихся на выкупаемом земельном участке, и принятия постановления о предоставлении данного земельного участка в собственность заявителя.

Предприниматель, считая названный отказ незаконным, обратился в арбитражный суд с требованием о понуждении администрации заключить договор купли-продажи по цене, предложенной покупателем.

Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что между сторонами возник преддоговорный спор и у администрации не имелось оснований для отказа предпринимателю в установлении выкупной цены земельного участка в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Согласно ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

В соответствии с  п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Учитывая, что между администрацией и предпринимателем при заключении договора купли-продажи земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, возникли разногласия в части определения выкупной стоимости земельного участка, судами данный спор обоснованно рассмотрен как преддоговорный в соответствии со ст. 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации до 01.07.2012 продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, производится по установленной субъектами Российской Федерации цене в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3-х миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

Судами установлено, что  принадлежащее предпринимателю недвижимое имущество, расположенное на спорном земельном участке, ранее отчуждено из муниципальной собственности и находится на территории муниципального образования с численностью населения менее 3-х миллионов человек.

С учетом указанных обстоятельств, а также приняв во внимание, что истец обладает статусом индивидуального предпринимателя (выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), земельный участок необходим истцу для целей эксплуатации производственной базы, то есть для осуществления предпринимательской деятельности, и с заявлением о предоставлении  земельного участка предприниматель обратился в период действия льготного порядка приобретения земель, предусмотренного п. 1 ст. 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о необходимости установления выкупной цены спорного земельного участка, исходя из двух с половиной процентов его кадастровой стоимости, и правомерно удовлетворили требования предпринимателя об обязании администрации заключить договор купли-продажи земельного участка на условиях о цене, предложенных истцом.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что льготный порядок определения выкупной цены не подлежит применению, поскольку предприниматель обратился с заявлением о заключении договора купли-продажи после окончания действия данного порядка, отклоняется.

Из положений ст. 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что  обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащий все существенные условия, возникает у уполномоченного органа с момента подачи лицом в этот орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям закона, в связи с чем  выкупную стоимость земельного участка следует определять по состоянию на дату подачи заявления о выкупе земельного участка.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся  основанием для отмены судебных актов судов первой и апелляционной инстанций  в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан  от 01.03.2013 по делу N А07-21217/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2013 по тому же делу  оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.

     Председательствующий  С.В. Лазарев

     Судьи  Н.Г. Беляева

     Е.А. Платонова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка