ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 октября 2013 года Дело N А55-28775/2012

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ананьева Р.В.,

судей Карповой В.А., Муравьева С.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Шамсутдиновой Р.Р.,

при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующего в Арбитражном суде Самарской области представителя:

Министерства строительства Самарской области - Сидоренко С.В., доверенность от 02.10.2013,

в отсутствие:

заявителя - извещен надлежащим образом,

третьего лица - извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.03.2013 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2013 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Селиверстова Н.А., Холодная С.Т.)

по делу N А55-28775/2012

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АВС групп", г. Самара (ИНН 6314020087, ОГРН 1036300331275) к Министерству строительства Самарской области, г. Самара, Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным бездействия, решения, с участием третьего лица - муниципального предприятия г. Самары "Архитектурно?планировочное бюро", г. Самара (ИНН 6316073824, ОГРН 1026301151964),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "АВС групп" (далее - ООО "АВС групп", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент) в отношении рассмотрения заявления, поданного Министерством строительства Самарской области (далее - Министерство), в интересах общества о предоставлении в аренду под строительство складов земельного участка площадью 0,73 га, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, признании незаконным решения Министерства от 24.08.2012 N 3/5678 об отказе в предоставлении указанного земельного участка, о понуждении Департамента устранить нарушения путем подготовки и направления в адрес Министерства документов о выборе земельного участка и решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, а так же проведения работ по формированию земельного участка, взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 45 000 руб.

решением Арбитражного суда Самарской области от 06.03.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2013, заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие Департамента в отношении рассмотрения заявления, поданного Министерством в интересах общества о предоставлении земельного участка и обязал Департамент по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АВС групп" путем подготовки и направления в адрес Министерства документов о выборе спорного земельного участка для предоставления в аренду под строительство складов в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а также признано незаконным решение Министерства от 24.08.2012 N 3/5678 об отказе в предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка с возложением на Министерство по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АВС групп". С Департамента в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб., с Министерства в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Министерство, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии со статьей 153? Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Самарской области.

Представитель Министерства в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления от 14.12.1992 N 1185 между Комитетом по земельным ресурсам и землепользованию г. Самары (арендодатель) и Советско?Швейцарско-Болгарским совместным предприятием "AWS" (арендатор) подписан договор на право аренды земельного участка от 10.01.1993 N 8, по условиям которого арендатору на праве аренды предоставлен земельный участок площадью 0,73 га, расположенный по адресу: г. Самара, Советский район, в районе комбината керамических изделий, под строительство складских помещений.

Советско-Швейцарско-Болгарским совместным предприятием "AWS" получено разрешение на строительство, разработан проект строительства и осуществлено строительство двух капитальных строений: литера А, площадь 451,7 кв. м и литера Б, площадь 37,5 кв. м, по адресу: г. Самара, Советский район, юго-западнее Самарского комбината керамических материалов.

На основании протокола от 29.04.2002 N 3 Конференции членов Самарской городской общественной организации "Центр по делам молодежных жилых комплексов "Аверс", являющейся единственный учредителем юридического лица, принято решение о приведении правового статуса Советско-Швейцарско-Болгарского совместного предприятия "AWS" в соответствие. ООО "АВС групп" зарегистрировано 20.05.2002 и является правопреемником Советско?Швейцарско-Болгарского совместного предприятия "AWS".

Общество обратилось в Министерство с заявлением от 09.12.2008 о выборе земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении земельного участка в аренду, приложив к заявлению свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на учет в качестве налогоплательщика по месту нахождения, копию устава, решение о привидении статуса общества в соответствии с законодательством, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, геодезический план границ земельного участка с приложением координат, копии технических паспортов на строения с литерой А и литерой Б, расположенных по адресу: г. Самара, Советский район, юго-западнее Самарского комбината керамических материалов.

Кроме того, заявителем в Министерство представлены заключения Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области", сведения из "Ростехинвентаризации" о зданиях, строениях, сооружениях, находящихся на испрашиваемом земельном участке, технические условия о возможности подключения объектов строительства в будущем к инженерным коммуникациям, сведения из государственного кадастра недвижимости.

Министерство письмом от 11.12.2008 N СП-9/3610-0 направлено в Департамент обращение заявителя для обеспечения выбора земельного участка.

решением Арбитражного суда Самарской области от 19.01.2012 по делу N А55-18392/2011, вступившим в законную силу, признано незаконным бездействие Министерства строительства и жилищно?коммунального хозяйства Самарской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, в районе Заводское шоссе, площадью 7030 кв. м, в отношении ООО "АВС групп". Суд обязал Министерство строительства и жилищно?коммунального хозяйства Самарской области по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу обращения ООО "АВС групп" от 09.12.2008 о предоставлении земельного участка.

24 августа 2012 года Министерство письмом N 3/5678 отказало обществу в предоставлении земельного участка, поскольку Департаментом не представлены результаты выбора земельного участка.

ООО "АВС групп", считая, что Департаментом допускается незаконное бездействие в отношении рассмотрения заявления, поданного Министерством в интересах общества о предоставлении земельного участка, а решение Министерства об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка является незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Порядок предоставления земельных участков для строительства, предусмотрен в статьях 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Регламенте взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Регламент).

Как установлено судами, обществом в Министерство было подано заявление, которое по содержанию соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 3.3 Регламента, с приложением к нему полного пакета документов.

В силу пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.

В соответствии с пунктом 3.4 Регламента Министерство регистрирует заявление заинтересованного лица в день его поступления и в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления в министерство принимает решение о направлении обращения в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара (далее - уполномоченный орган) для обеспечения выбора земельного участка либо об отказе в предоставлении земельного участка по основаниям, установленным действующим законодательством. При необходимости затребования дополнительных документов для принятия соответствующего решения вышеуказанный срок может быть продлен.

Министерство письмом от 11.12.2008 N СП-9/3610-0 направлено в Департамент обращение заявителя для обеспечения выбора земельного участка.

Между обществом и муниципальным предприятием г. Самары "Архитектурно-планировочное бюро" (далее - предприятие) заключен договор оказания услуг от 20.04.2011, по условиям которого предприятие обязалось оказать услуги по оформлению документов для рассмотрения возможности выбора земельного участка под строительство складских помещений по адресу г. Самара, Советский район, в районе Заводское шоссе, акт приема сдачи услуг подписан сторонами 20.04.2011.

Из ответа на претензию следует, что предприятие подготовило ситуационный план, рассмотрело материалы по предварительному согласованию земельного участка, получило согласование и заключение от различных организаций, составило акт о выборе земельного участка под строительство, оформило графический материал для определения границ земельного участка. Пакет документов представлен Департаменту.

Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что Департаментом не совершены действия по рассмотрению заявления, поданного Министерством в интересах общества по выбору земельного участка площадью 0,73 га, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, Заводское шоссе, в аренду под строительство складов в порядке, предусмотренном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктов 3,5, 3.6, 3.8 Регламента, пришли к правильному выводу, что со стороны Департамента имело место незаконное бездействие.

В порядке восстановления нарушенного права общества суды, руководствуясь пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязали Департамент по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АВС групп" путем подготовки и направления в адрес Министерства документов о выборе спорного земельного участка для предоставления в аренду под строительство складов в установленном законом порядке.

Признавая незаконным решение Министерства от 24.08.2012 N 3/5678 об отказе в предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка, суды правомерно исходили из того, что основанием для принятия такого решения послужило незаконное бездействие Департамента, который в установленный законом срок не совершил действия по выбору земельного участка и не направил соответствующие документы в Министерство, в связи с чем обоснованно обязали Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.

Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что ООО "АВС групп" понесло расходы на оплату услуг представителя в сумме 45 000 руб., что подтверждается договором на оказание услуг представителя от 20.09.2012 и распиской, принимая во внимание, что ни Министерством, ни Департаментом не представлено доказательств чрезмерности заявленных судебных расходов, руководствуясь статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, взыскали с Департамента и Министерства в пользу общества расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах в сумме 20 000 руб. с каждого.

При этом судами учитывалась сложность дела, продолжительность его рассмотрения, а также участие представителя заявителя в четырех из пяти судебных заседаний.

Выводы судов в указанной части соответствуют разъяснениям, содержащимся в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах", а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2004 N 454-О.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 06.03.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2013 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 06.03.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2013 по делу N А55-28775/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий    Р.В. Ананьев

     Судьи  В.А. Карпова

     С.Ю. Муравьев

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка