• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 сентября 2013 года Дело N А60-38492/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2013 г.

постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2013 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Купреенкова В.А.,

судей Платоновой Е.А., Сулейменовой Т.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации (далее - министерство, истец) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.03.2013 по делу N А60-38492/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2013 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путём направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель министерства - Сологуб Л.В. (доверенность от 28.11.2012 N 207/889д).

Министерство обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - предприятие), администрации городского округа Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Группа компаний СУ-10" (далее - общество) о признании недействительным договора от 29.07.2011 N 102 на передачу объектов недвижимости в муниципальную собственность, применении последствий.

На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.

решением суда от 04.03.2013 (судья Куклева Е.А.) исковые требования удовлетворены частично. Договор от 29.07.2011 N 102 в части передачи имущества - казармы, учебного корпуса, складов, штаба, хранилища для техники, контрольно - технического пункта, заправочного пункта признан недействительным. Применены последствия недействительности сделки, на общество возложена обязанность возвратить министерству по акту приема - передачи недвижимое имущество: казарма общей площадью 2843,6 кв. м, учебный корпус, общей площадью 3439,9 кв. м, склад общей площадью 757,4 кв. м, склад общей площадью 298,4 кв. м, штаб общей площадью 704,7 кв. м, склад общей площадью 665,5 кв. м, хранилище для техники общей площадью 1193,9 кв. м, контрольно-технический пункт общей площадью 26,9 кв.м., хранилище для техники общей площадью 43,3 кв. м, заправочный пункт общей площадью 13,8 кв. м.

постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2013 (судьи Скромова Ю.В., Панькова Г.Л., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает, что поскольку по договору от 29.07.2011 N 102 имущество передавалось ФГУ "Уфимская КЭЧ района" администрации г. Уфы, поэтому именно в отношении данных лиц должна применяться реституция.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Министерству на праве оперативного управления принадлежат объекты недвижимости, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, Ленинский р-н, г. Уфа, ул. Карла Маркса, д. 55/1: нежилые строения - учебный корпус, количество этажей 2, общей площадью 3439,9 кв. м (литер А); хранилище для техники, количество этажей 1, общей площадью 1193,9 кв. м (литера И), склад, количество этажей 1, общей площадью 298,4 кв. м (литера Д); склад, количество этажей 1, общей площадью 757,4 кв. м (литера В), заправочный пункт, количество этажей 1, общей площадью 13,8 кв. м (литера Н), хранилище для техники, количество этажей 1, общей площадью 43,3 кв. м (литера П), контрольно-технический пункт, количество этажей 1, общей площадью 26,9 кв. м (литера Л), склад, количество этажей 2, общей площадью 665,5 кв. м (литера К), казарма, количество этажей 2, общей площадью 2843,6 кв. м (литера Б), штаб общей площадью 704,7 кв. м (литера Е).

Между ФГУ "Уфимская КЭЧ района" (балансодержатель, правопреемником которого является предприятие), администрацией и обществом заключен договор от 29.07.2011 N 102 на передачу объектов недвижимости в муниципальную собственность.

В соответствии с п. 1.1 названного договора балансодержатель обязался передать администрации по акту приема-передачи (Приложение N 1) в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: РБ, г. Уфа ул. К.Маркса д.55/1, а администрация обязалась принять данные объекты.

Согласно п. 1.2. договора общество обязывалось провести снос и реконструкцию объектов недвижимого имущества, являющихся памятниками архитектуры, произвести расселение 46 семей, проживающих в здании учебного корпуса (инв. N2), расположенного по адресу: г. Уфа ул. К. Маркса д. 55, и осуществить проектирование и застройку освобожденной территории.

По акту приема-передачи обществу передано следующее имущество: казарма инв. N 1 общей площадью 2 843,6 кв. м (г. Уфа ул. К.Маркса д.55/1);

Учебный корпус инв. N 2 общей площадью 3 439,9 кв. м (г. Уфа ул. К. Маркса д.55/2); склад инв. N 4 общей площадью 757,4 кв. м; склад инв. N 7 общей площадью 298,4 кв.м; котельная инв. N 10 общей площадью 115 кв. м; штаб инв. N 22 общей площадью 704,7 кв.м; склад инв. N 26 общей площадью 665,5 кв. м; хранилище для техники инв. N 8 общей площадью 1193,9 кв. м; контрольно-технический пункт, инв. N 28 общей площадью 26,9 кв. м; хранилище для техники инв. N 28 общей площадью 43,3 кв. м; заправочный пункт инв. N 29 общей площадью 13,8 кв. м; теплица инв. N 30-снесена.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 "О переподчинении федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ" ФГУ "Уфимская КЭЧ района" реорганизовано путем присоединения к ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации. Согласно свидетельству 66 N 006890723, выданному 26.08.2011 ИФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ФГУ "Уфимская КЭЧ района". Тип федерального государственного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ изменен на федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29.03.2012 г. N 422-р.

Полагая, что договор от 29.07.2011 N 102 является ничтожным ввиду распоряжения имуществом неуполномоченным лицом, Министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.

Удовлетворяя исковые требования в части, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно приложению N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 имущество вооруженных сил является объектом федеральной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу п. 1, 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам.

Порядок передачи имущества из федеральной в муниципальную собственность установлен Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122- ФЗ, в соответствии с которым, решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Судами установлено, что спорный договор от 29.07.2011N 102 по распоряжению объектами недвижимого имущества подписан со стороны ФГУ "Уфимская КЭЧ района" в отсутствие надлежащих полномочий.

Документального подтверждения согласия уполномоченного органа - министерства на распоряжение предприятием спорными объектами и передачу их в муниципальную собственность не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку доказательств того, что на момент заключения спорного договора правопредшественник предприятия обладал полномочиями по распоряжению имуществом и передаче его в муниципальную собственность, в материалы дела не представлено, суды правомерно удовлетворили требования, признав сделку недействительной в части объектов, принадлежащих Министерству на праве оперативного управления.

Апелляционным судом верно отмечено, что суд первой инстанции применил реституцию не в отношении сторон по сделке. Из разъяснений, содержащихся в п. 35 постановления Пленумов от 29.04.2010 N 10/22 следует, что если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (ст. 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации). Когда в такой ситуации предъявлен иск о признании недействительными сделок по отчуждению имущества, суду при рассмотрении дела следует иметь в виду правила, установленные ст. 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Поскольку в отношении спорного имущества (за исключение теплицы и котельной с инв. N 10) Министерство является лицом, право которого зарегистрировано в установленном законом порядке, а правовых оснований для нахождения этого имущества у общества не установлено, требование Министерства о возврате этого имущества обоснованно удовлетворено.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Имеющиеся в деле доказательства судами оценены в соответствии с требованиями ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учётом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.03.2013 по делу

N А60-38492/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.

     Председательствующий  В.А. Купреенков

     Судьи  Е.А. Платонова

     Т.В. Сулейменова

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: А60-38492/2012
Ф09-7377/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Уральского округа
Дата принятия: 09 сентября 2013

Поиск в тексте