ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 августа 2013 года Дело N А65-19760/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2013 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Аглиуллиной Ф.Г.,

судей Моисеева В.А., Ивановой А.Г.,

при участии:

конкурсного управляющего государственным унитарным предприятием "Полиграфическо-издательский комбинат" Шевелева Владимира Вячеславовича - лично (паспорт),

при участии представителей:

государственного унитарного предприятия "Полиграфическо-издательский комбинат" - Куватовой Л.В. (доверенность от 01.09.2012),

Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - Епишиной О.В. (доверенность от 28.12.2012 N 1 30/16986), Соколовой Ю.В. (доверенность от 31.07.2013 N 1 30/10402),

Федеральной налоговой службы - Губайдуллина А.Н. (доверенность от 29.04.2013),

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего государственным унитарным предприятием "Полиграфическо-издательский комбинат" Шевелева Владимира Вячеславовича

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2013 (председательствующий судья Александров А.И., судьи Радушева О.Н., Серова Е.А.)

по делу N А65-19760/2008

по заявлению конкурсного управляющего государственным унитарным предприятием "Полиграфическо-издательский комбинат" Шевелева Владимира Вячеславовича о привлечении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан к субсидиарной ответственности в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) государственного унитарного предприятия "Полиграфическо-издательский комбинат", г. Казань,

установил:

решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.11.2008 государственное унитарное предприятие "Полиграфическо-издательский комбинат" (далее - ГУП "ПИК", должник) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Шевелев В.В.

В рамках дела о банкротстве должника конкурсным управляющим подано заявление о привлечении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее - Минземимущество РТ) к субсидиарной ответственности путем взыскания с него 10 262 252 руб. 69 коп. (с учетом принятых арбитражным судом уточнений размера требования).

определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.01.2013 заявление конкурсного управляющего ГУП "ПИК" Шевелева В.В. удовлетворено частично.

Минземимущество РТ привлечено к субсидиарной ответственности по обязательствам ГУП "ПИК" в размере 8 922 863 руб. 86 коп.

определение мотивировано тем, что изъятие Минземимуществом РТ - собственником имущества должника, здания, расположенного по улице Баумана, д. 19, г. Казани, и предоставление ему взамен другого помещения, расположенного по улице Кулагина, д. 1, г. Казани, привела к невозможности дальнейшей финансово-хозяйственной деятельности должника, что привело к его банкротству.

Размер субсидиарной ответственности собственника имущества должника, взысканный судом, составляет 7 857 218 руб. 86 коп. возврата исполненного по недействительной сделке, вознаграждения конкурсного управляющего в размере 750 000 руб., оплата услуг привлеченных специалистов в размере 312 000 руб., оплата почтовых расходов в размере 3 645 руб.

постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2013 определение Арбитражного суда Российской Федерации от 30.01.2013 отменено, в удовлетворении заявления конкурсного управляющего ГУП "ПИК" Шевелева В.В. о привлечении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан к субсидиарной ответственности отказано.

Отказывая в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции указал, что размер привлечения рассчитан исходя из сумм текущей задолженности и требований кредиторов, подлежащих удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Между тем, согласно разъяснениям, указанным в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" субсидиарная ответственность указанных в статье 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) лиц по обязательствам должника может быть возложена на них при недостаточности имущества должника и ее размер определяется исходя из разницы между размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и денежными средствами, вырученными от продажи имущества должника или замещения активов организации должника (пункт 5 статьи 129 Закона о банкротстве).

Кроме того, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) конкурсным управляющим должником не представлены достоверные, относимые и допустимые доказательства, подтверждающие наличие причинной связи между действиями Минземимущества РТ и наступлением последствий (банкротством должника), то есть наличие в действиях Минземимущества РТ состава правонарушения, необходимого для возложения на него субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица, признанного банкротом.

В кассационной жалобе заявитель - конкурсный управляющий ГУП "ПИК" Шевелев В.В., просит постановление апелляционной инстанции от 22.05.2013 отменить, оставить в силе определение суда первой инстанции от 30.01.2013.

При этом заявитель указывает, что имеется причинная связь между действиями собственника имущества должника Минземимущества РТ и состоянием банкротства ГУП "ПИК" и появлением у него новых долгов в сумме 7 857 218 руб., что правомерно учтено судом первой инстанции при вынесении определения.

До принятия постановления судом кассационной инстанции был объявлен перерыв в заседании 01.08.2013 до 10 часов 30 минут 02.08.2013 в соответствии со статьей 163 АПК РФ.

Проверив законность определения суда первой инстанции от 30.01.2013 и постановления апелляционного суда от 22.05.2013 в соответствии со статьями 284, 286, 290 АПК РФ, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости их отмены и направления дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.

Как видно из материалов дела, должник является правопреемником созданного в соответствии с постановлением главы администрации Бауманского района города Казани от 17.03.1993 Полиграфического комбината им. К. Якуба.

Должник зарегистрирован Администрацией Вахитовского района города Казани 11.06.1997 N 03/1042, запись в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, внесена налоговым органом 29.12.2002.

Учредителем должника является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан. Имущество должника находится в собственности Республики Татарстан.

Между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и должником 31.03.2005 заключен договор о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием N 007-168, согласно которому первое лицо закрепляет, а должник принимает на праве хозяйственного ведения государственное имущество согласно перечню имущества (приложение 1) и акту приема-передачи имущества (приложение 2).

Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.06.2007 N 847-р Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан поручено закрепить на праве хозяйственного ведения за должником помещения общей площадью 3 500 кв.м. в трехэтажном здании модуля, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Кулагина, д. 1; Министерству финансов Республики Татарстан - выделить за счет средств резервного фонда Кабинета Министров Республики Татарстан 20 000 000 руб. должнику для осуществления реконструкции данных помещений.

Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.07.2007 N 1002-р пункт 2 распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.06.2007 N 847-р изложен в следующей редакции: "Министерству финансов Республики Татарстан выделить Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан 20 000 000 руб. за счет средств резервного фонда Кабинета Министров Республики Татарстан для увеличения уставного фонда государственного унитарного предприятия "Полиграфическо-издательский комбинат".

Во исполнение указанного распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан распоряжением от 20.07.2007 N 1231-р увеличен размер уставного фонда должника путем внесения в него 20 000 000 руб.

Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 23.07.2007 N 1250-р "О закреплении государственного имущества", с учетом распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 27.08.2007 N 1534-р "О внесении изменения", за должником на праве хозяйственного ведения закреплена часть здания модуля общей площадью 4220 кв. м., расположенного в городе Казани по ул. Кулагина, д. 1, и находящегося в государственной собственности Республики Татарстан.

Дополнительным соглашением от 01.11.2007 N 107-470 к договору от 31.03.2005 N 007-168 в перечень государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за должником, включена часть здания, трехэтажного кирпичного, общей площадью 4220 кв.м, находящегося по адресу: 420054, г. Казань, ул. Кулагина, д. 1.

Объект недвижимости принят должником в хозяйственное ведение по акту приема-передачи от 04.09.2007.

Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 29.11.2007 N 2475-р "О включении государственного имущества в состав казны" из перечня государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за должником, исключено здание производственное общей площадью 9736,5 кв.м., здание трансформаторной подстанции и двух лифтов, расположенных по улице Баумана, 19 города Казани. Данное имущество включено в состав имущества казны Республики Татарстан.

Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 22.04.2008 N 822-р "О ликвидации государственного унитарного предприятия" принято решение о ликвидации должника.

Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан распоряжением от 04.08.2008 N 1595-р "О прекращении права хозяйственного ведения" прекращено право хозяйственного ведения должника на спорный объект недвижимости.

Право хозяйственного ведения должника на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кулагина, д. 1, площадью 4220 кв.м, было зарегистрировано за должником (свидетельство о государственной регистрации права от 04.02.2009 серии 16 АБ N 070427).

В связи с недостаточностью имущества должника для удовлетворения требований кредиторов ликвидатор обратился в арбитражный суд с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом.

Должник признан банкротом по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника и конкурсное производство открыто в отношении него решением арбитражного суда от 27.11.2008.

После оформления права хозяйственного ведения должника на недвижимое имущества по ул. Кулагина, д. 1, оно было реализовано на торгах конкурсным управляющим. По результатам проведенных торгов посредством публичного предложения конкурсным управляющим произведено отчуждение недвижимого имущества на торгах посредством публичного предложения, оформленных протоколом от 24.02.2010, в собственность общества с ограниченной ответственностью "Вика-Л". Между должником (продавцом) и обществом с ограниченной ответственностью "Вика-Л" (покупателем) заключён договор от 24.02.2010 N 1 купли-продажи имущества, в отношении которого за покупателем было зарегистрировано право собственности.

Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан было подано исковое заявление к должнику, обществу с ограниченной ответственностью "Вика-Л", индивидуальному предпринимателю Шевелеву В.В. о признании незаключённым дополнительного соглашения от 01.11.2007 N107-470 к договору хозяйственного ведения от 31.03.2005 N 007-168; о прекращении записи о государственной регистрации права хозяйственного ведения государственного предприятия на часть здания площадью 4220 кв.м., расположенного по адресу: г. Казань, ул. Кулагина, 1; о признании недействительными торгов от 24.02.2010 по реализации указанного имущества, проведённых путём публичного предложения с заключением договора купли-продажи от 24.02.2010 с обществом с ограниченной ответственностью "Вика-Л"; признании недействительным договора купли-продажи от 24.02.2010, заключённого между должником и обществом с ограниченной ответственностью "Вика-Л"; об изъятии части здания общей площадью 4220 кв. м., расположенного по адресу: г. Казань, ул. Кулагина, д. 1, из незаконного владения общества с ограниченной ответственностью "Вика-Л".

решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.06.2011 по делу N А65-3607/2010 производство по делу в части требования о прекращении записи о государственной регистрации права хозяйственного ведения предприятия на недвижимое имущество прекращено, в остальной части исковые требования удовлетворены, спорное имущество истребовано из незаконного владения общества с ограниченной ответственностью "Вика-Л". Указанный судебный акт оставлен без изменения судами вышестоящих инстанций.

Основаниями для принятия данных судебных актов явились следующие обстоятельства. На момент передачи имущества по акту от 04.09.2007 и на день (01.11.2007) подписания сторонами дополнительного соглашения к договору от 31.03.2005 техническая инвентаризация помещений трехэтажного здания общей площадью 10511,8 кв.м., расположенного по указанному адресу, в установленном порядке не проводилась. Из этого здания в порядке кадастрового учёта не выделялась его часть площадью 4 220 кв. м. в обособленный объект в виде конкретно определённых нежилых помещений для совершения с таким объектом сделки по передаче его предприятию в хозяйственное ведение. Также судами было установлено, что по названному адресу на день подписания соглашения от 01.11.2007 располагалось несколько зданий.

При данных обстоятельствах, суды пришли к выводу о том, что собственник государственного имущества не принимал соответствующего решения о передаче должнику в хозяйственное ведение именно тех нежилых помещений, в отношении которых должник в последующем самостоятельно получил в БТИ технический паспорт и зарегистрировал право хозяйственного ведения. Так как право хозяйственного ведения на спорные нежилые помещения у должника в установленном законом порядке не возникло, суды посчитали, что конкурсный управляющий должником неправомерно распорядился имуществом путём его отчуждения в собственность общества с ограниченной ответственностью "Вика-Л".

В связи с принятием решения арбитражного суда от 16.06.2011 по делу N А65-3607/2010 и вступлением его в законную силу общество с ограниченной ответственностью "Вика-Л" обратилось в арбитражный суд с исковым требованием к должнику, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Республике Татарстан об обязании возвратить неосновательно сбереженные по исполненному недействительному договору купли-продажи от 24.02.2010 N 1 денежные средства в размере 7 174 206 рублей, 683 012 рублей 86 копеек процентов, 10 485 986 рублей 39 копеек расходов, затрат и неотделимых улучшений.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.02.2012 по делу N А65-18726/2011 с должника в пользу общества с ограниченной ответственностью "Вика-Л" взыскано 7 174 206 рублей неосновательного обогащения, 683 012 рублей 86 копеек процентов; в удовлетворении остальной части иска отказано.

Денежные средства для возврата их обществу с ограниченной ответственностью "Вика-Л" в связи с принятым судебным актом у должника отсутствовали, поскольку полученные в счет оплаты недвижимого имущества денежные средства направлены на погашение задолженности по заработной плате, уплаты обязательных платежей и денежных обязательств.

Оценив указанные обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что неправомерное в силу положений статьи 295, пункта 2 статьи 296, пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса российской Федерации, пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" изъятие собственником имущества должника - здания, расположенного по ул. Баумана, д. 19, г. Казани без предоставления равноценного помещения, позволяющего осуществлять свою уставную деятельность, привело к банкротству должника.

Впоследующем ненадлежащее оформление Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан как передающей стороны дополнительного соглашения от 01.11.2007 N 107 470 к договору хозяйственного ведения от 31.03.2005 N 007-168 о передаче в здании, расположенном по адресу: г. Казань, ул. Кулагина, д. 1, его части общей площадью 4220 кв.м., привело к тому, что данное лицо обратно получило недвижимое имущество и у должника при этом образовалась задолженность перед обществом с ограниченной ответственностью "Вика-Л", где помимо неосновательного обогащения в сумме 7 174 206 руб., с должника были также взысканы проценты в размере 683 012 рублей 86 копеек.

В этой связи суд возложил на собственника имущества должника субсидиарную ответственность в размере 7 857 218 руб. 86 коп. возврата исполненного по недействительной сделке.

Кроме того, в качестве субсидиарной ответственности суд взыскал с собственника имущества должника судебные расходы и иные расходы по делу о банкротстве - 750 000 руб. вознаграждения конкурсного управляющего, 312 000 руб. оплаты услуг привлеченных специалистов, 3 645 руб. оплаты почтовых расходов.

Суды первой и апелляционной инстанций правильно, с учетом рекомендаций, изложенных в пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2010 N 137 "О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", исходили из необходимости применения в данном случае при определении оснований привлечения к субсидиарной ответственности норм статьи 10 Закона о банкротстве в прежней редакции, без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступивших в силу с 05.06.2009, поскольку обстоятельства, на которые ссылается конкурсный управляющий, имели место до вступления в силу указанного закона.

Пункт 4 статьи 10 Закона о банкротстве (в старой редакции) предусматривал, что в случае банкротства должника по вине учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания или имеют возможность иным образом определять его действия, на учредителей (участников) должника или иных лиц в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Аналогичная норма содержится в пункте 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Из разъяснений, содержащихся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что при разрешении споров, связанных с ответственностью учредителей (участников) юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия (часть вторая п. 3 ст. 56), суд должен учитывать, что указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями.