ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 сентября 2013 года Дело N А66-10363/2012

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Боглачевой Е.В., Старченковой В.В.,

при участии от Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области Волченко В.С. (доверенность от 09.01.2013 N 02), от общества с ограниченной ответственностью "Тверская теплоснабжающая компания" Доброхваловой В.П. (доверенность от 07.09.2012 N 144) и Суровцева М.А. (доверенность от 12.09.2012 N 147),

рассмотрев 09.09.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 26.04.2013 по делу N А66-10363/2012 (судьи Голубева Л.Ю., Басова О.А., Бачкина Е.А.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Тверская теплоснабжающая компания", место нахождения: 170037, Тверская обл., г. Тверь, ул. Орджоникидзе, д. 21, ОГРН 1056900127536 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействующим приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, место нахождения: 170026, г. Тверь, Комсомольский пр., д. 4/4, ОГРН 1026900585942 (далее - РЭК Тверской области), от 22.10.2011 N 787-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью "Тверская теплоснабжающая компания" для потребителей Нелидовского сельского поселения Нелидовского муниципального района" (в редакции от 15.05.2012; далее - Приказ N 787-нп).

Заявленные требования мотивированы несоответствием названного Приказа статьям 3 и 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), пункту 37 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основы ценообразования) и пункту 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Правила регулирования тарифов). Общество полагает, что при установлении тарифов РЭК Тверской области необоснованно не применила формулу, подлежащую применению при методе индексации, а также неправомерно не учла при исчислении тарифа выпадающие доходы за 2010 год.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ России).

В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в деле приняла участие прокуратура Тверской области (далее - Прокуратура).

решением суда первой инстанции от 26.04.2013 признан недействующим  Приказ N 787-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью "Тверская теплоснабжающая компания" для потребителей Нелидовского сельского поселения Нелидовского муниципального района" (в редакции от 15.05.2012), как не соответствующий Закону N 190-ФЗ, Основам ценообразования и Правилам регулирования тарифов. С РЭК Тверской области в пользу Общества 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе РЭК Тверской области, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенный по делу судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, при вынесении оспариваемого Приказа N 787-нп нарушение действующего законодательства Российской Федерации не допущено.

В отзыве Общество просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель РЭК Тверской области поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Общества - доводы отзыва на нее.

ФСТ России и Прокуратура о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, приказом РЭК Тверской области N 787-нп установлены тарифы на 2012 год на тепловую энергию, отпускаемую Обществом для потребителей городского поселения город Нелидово с календарной разбивкой согласно приложениям N 1, 2 и 3 (том 6, листы 46-49). Первоначальный текст документа опубликован в издании "Тверская жизнь" от  24.12.2011 N 235.

Приказами РЭК от 16.01.2012 N 14-нп (источник публикации "Тверская жизнь" от 21.01.2012 N 9) и от 15.05.2012 N 173-нп (источник публикации "Тверская жизнь" от 19.05.2012 N 91) в приложения N 2 и 3 Приказа N 787-нп внесены изменения. С учетом внесенных изменений установлены следующие тарифы на тепловую энергию, отпускаемую Обществом для потребителей Нелидовского сельского поселения Нелидовского муниципального района:

- вводимые в действие с 1 января по 30 июня 2012 года (приложение N 1): на горячую воду для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии (без учета НДС) - одноставочный тариф в размере 2397,56 руб. /Гкал, для населения (с учетом НДС) - одноставочный тариф в размере 2829,12 руб.;

- вводимые в действие с 1 июля по 31 августа 2012 года (приложение N 2): на горячую воду для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии (без учета НДС) - одноставочный тариф в размере 2541,41 руб. /Гкал, для населения (с учетом НДС) - одноставочный тариф в размере  2998,86 руб.;

- вводимые в действие с 1 сентября по 31 декабря 2012 года (приложение N 3): на горячую воду для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии (без учета НДС) - одноставочный тариф в размере 2579,53 руб. /Гкал, для населения (с учетом НДС) - одноставочный тариф в размере 3043,85 руб.

Согласно письму от 09.02.2012 N 192 при установлении тарифов на тепловую энергию РЭК Тверской области применила метод индексации.

Общество считает, что при установлении тарифа РЭК Тверской области неправомерно не применила формулу, установленную пунктом 7 Методических указаний по индексации предельных (минимального и (или) максимального уровней тарифов и тарифов на продукцию (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, утвержденных приказом ФСТ России от 05.07.2005 N 275-э/4 (далее - Методические указания), не учтены выпадающие доходы Общества за 2010 год. Указанные нарушения привели к необоснованности установленных тарифов, возникновению у Общества убытков при их применении.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Тверской области с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества и признал оспариваемый Приказ N 787-нп недействующим.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Оспариваемым Приказом N 787-нп установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую Обществом без указания конкретных потребителей, рассчитанные на неоднократное применение. Таким образом, заявление рассмотрено судом по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 194 названного Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности,  теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Законом N 190-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 7 указанного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 Закона N 190-ФЗ, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

Одними из принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, установленными в статье 7 Закона N 190-ФЗ, являются обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения, а также стимулирование повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения.

В силу статьи 9 Закона N 190-ФЗ методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала; метод сравнения аналогов.

Согласно пункту 4 Правил регулирования тарифов в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность).

Выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.

Судом установлено, что в рассматриваемом случае РЭК Тверской области  избран метод индексации.

Согласно пункту 14 Основ ценообразования в случае применения регулирующими органами метода индексации дело об установлении тарифов не открывается.

В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования индексации подлежат ранее утвержденные регулируемые тарифы (цены) и (или) их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни.

При применении указанного метода тарифы устанавливаются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, которые учитывают:

- программы сокращения расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, согласованные с регулирующими органами;

- изменения состава и (или) объемов финансирования инвестиционной программы электроэнергетики;

- отклонения фактических показателей производства продукции на розничном рынке и (или) оказываемых услуг от прогнозных;

- отклонения фактических цен на топливо от прогнозных;

- отклонения фактического индекса потребительских цен от принятого при установлении регулируемых тарифов (цен) прогнозного индекса;

- изменения нормативных правовых актов, влияющие на размеры расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

- изменения регулируемых тарифов (цен) на топливо в соответствии с решениями регулирующих органов;

- изменения ставок налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- изменения размера платежей, вносимых в соответствии с договорами, необходимыми для осуществления деятельности в сфере электроэнергетики и участия в оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике;

- технологические особенности производства электрической энергии (мощности) (для эксплуатирующих организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, - в соответствии с утвержденными в установленном порядке программами мероприятий по обеспечению безопасности атомных станций на всех стадиях их жизненного цикла и развития).

Приказом ФСТ России от 05.07.2005 N 275-э/4 (в редакции приказа ФСТ России от 31.07.2007 N 136-э/4) утверждены Методические указания, пунктом 7 которых установлена формула расчета тарифа при применении метода индексации (том 7, листы 135-141).

Возможность отступления от указанной формулы законодательно не предусмотрена.

Судом первой инстанции установлено, что РЭК Тверской области в подтверждение применения указанной формулы при установлении оспариваемого тарифа представила расчет (том 7, лист 155).

Однако данные, указанные в представленном расчете, не соответствуют данным, отраженным в Сводной таблице расчетных данных по определению тарифа на тепловую энергию, вырабатываемую и передаваемую отопительным котельным Обществом (том 6, листы 59-62).

Судом установлено, что при определении удельных расходов в ставке тарифа за электрическую (тепловую) энергию d Тi-1,j сведения о расходах на вспомогательные материалы, затраты на передачу тепловой энергии, общехозяйственные расходы не соответствуют сведениям, указанным в строках 6.1.4, 6.2 и 6.4 Сводной таблицы. В нарушение формулы, предусмотренной Методическими рекомендациями, РЭК Тверской области не произвела индексацию данных расходов на индекс роста потребительских цен, применив разные индексы роста к величине d э i-1,jo.

При расчете величин приростов в ставке тарифа за электрическую (тепловую) энергию dИН э i,j, dB э i,j, используются сведения, не соответствующие строке 8 Сводной таблицы. Сводная таблица является приложением к выписке из протокола заседания Правления РЭК Тверской области от 22.12.2011 N 23, на котором были установлены оспариваемые тарифы. То есть сведения, указанные в ней, были предметом рассмотрения при утверждении тарифов.

Данные Сводной таблицы не соответствуют данным расчета тарифа на тепловую энергию РЭК Тверской области согласно Методическим рекомендациям.

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о недоказанности применения РЭК Тверской области предусмотренной Методическими рекомендациями формулы при установлении оспариваемого тарифа.

Также кассационная инстанция признает обоснованным вывод суда о неправомерном исключении РЭК Тверской области при определении прироста в ставке тарифа за тепловую энергию dB э i, используемого для расчета оспариваемого тарифа, выпадающих расходов за 2010 год.

При этом суд правильно отклонил довод РЭК Тверской области о том, что Общество не представляло первичные учетные документы, подтверждающие эти расходы.

Так, Обществом в материалы дела представлены сопроводительные письма с отметкой РЭК Тверской области о передаче первичных учетных документов (том 5, листы 118-121). При отсутствии указанных документов и без соответствующего подтверждения выпадающих доходов, они не были бы учтены ФСТ России при утверждении дополнительного увеличения необходимой валовой выручки по Обществу при утверждении предельных уровней тарифов на тепловую энергию для Тверской области.

Факт учета ФСТ России выпадающих доходов Общества при утверждении предельных уровней тарифов на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями (в том числе Обществом), на 2012 подтверждается письмом от 11.03.2013 N СН-2231/13 с учетом уточнений от 15.04.2013 N СЗ-3598/13, а также письмом от 07.12.2011 N 116-9893/5.

Суд обоснованно признал ненадлежащим доказательством представленное РЭК Тверской области экспертное заключение от 24.12.2012 по результатам проведения независимой технико-экономической экспертизы тарифов организаций, оказывающих услуги теплоснабжения на территории города Твери, Калининского района Тверской области и Нелидовского района Тверской области на 2012 год. Из представленной расписки в получении экспертом материалов тарифных дел следует, что документы переданы эксперту ранее заключения государственного контракта на проведение независимой экспертизы. Сопоставление даты заключения государственного контракта и заключения экспертизы свидетельствует о том, что экспертиза в отношении шести организаций проведена за два рабочих дня. Из расписки в получении документов невозможно определить, какие документы передавались эксперту по каждой организации, в том числе по заявителю. При указанных обстоятельствах невозможно определить анализировались ли экспертом документы, обосновывающие выпадающие доходы Общества за 2010 год. Кроме того, указанная экспертиза проведена РЭК Тверской области уже после принятия судом настоящего заявления, при этом заявителю не предоставлено права участвовать в ее проведении, ознакомиться с материалами, направленными на экспертизу, задать эксперту соответствующие вопросы.

При таких условиях суд сделал правильный вывод о том, что Приказ РЭК Тверской области N 787-нп (в редакции от 15.05.2012) не соответствует Закону N 190-ФЗ, Основам ценообразования и Правилам регулирования тарифов.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются кассационной инстанции как необоснованные и не опровергающие выводы суда первой инстанции, основанные на полном и всестороннем исследовании материалов дела и доводов сторон.

Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки выводов суда и отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 26.04.2013 по делу N А66-10363/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области - без удовлетворения.

     Председательствующий  С.А. Ломакин

     Судьи  Е.В. Боглачева

     В.В. Старченкова

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка