ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 октября 2013 года Дело N А41-48174/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2013 года

Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2013 года

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,

судей Борзыкина М.В., Латыповой Р.Р.,

при участии в заседании:

от открытого акционерного общества "Шатурская управляющая компания" не явился уведомлен,

от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу Павлюк И.Ю., доверенность от 26.11.2012 N85,

рассмотрев 15 октября 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу

открытого акционерного общества "Шатурская управляющая компания"

на решение от 29 марта 2013 года

Арбитражного суда Московской области,

принятое судьёй Бобриневым А.А.,

на постановление от 07 июня 2013 года

Десятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,

по делу N А41-48174/12

по заявлению открытого акционерного общества "Шатурская управляющая компания" (ИНН 5049017580)

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

Открытое акционерное общество "Шатурская управляющая компания" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - департамент, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 16.08.2012 N 13-35/2049 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

решением суда от 29.03.2013, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2013, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.

Законность судебных актов проверена в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе общества, в которой оно не соглашаясь с выводами судов и данной судами оценкой установленным ими обстоятельствам дела и доказательствам, ссылается на незаконность и необоснованность судебных актов и просит об их отмене и удовлетворении заявленных обществом требований.

Административный орган, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в суд кассационной инстанции не направил, отзыв на кассационную жалобу общества не представил.

Дело рассмотрено в порядке статей 123, 156, 284 АПК РФ в отсутствие представителя административного органа.

Выслушав представителя заявителя, поддержавшего требования кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не усматривает оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании обращения администрации Шатурского муниципального района Московской области от 29.05.2012 о несанкционированном размещении древесных остатков зеленых насаждений в районе бывшего брикетного завода г. Шатура департаментом в отношении заявителя 27.06.2012 возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ и проведено административное расследование.

При этом определение от 27.06.2012 N 13-34/279 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования вручено под роспись законному представителю общества 28.06.2012.

определением от 25.07.2012, врученным под роспись представителю общества 26.07.2012, срок административного расследования продлен до 21.08.2012.

Уведомлением от 26.07.2012 общество уведомлено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

По результатам проведенного расследования установлено, что у заявителя отсутствуют паспорта на отходы, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, документ об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в которых должен быть определен перечень и норматив образования отходов, образующихся в результате деятельности заявителя.

По данному факту в присутствии представителя общества по доверенности департаментом в отношении заявителя составлен протокол от 02.08.2012 N 13-33/1836 об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ.

определением от 02.08.2012, врученным в тот же день представителю общества по доверенности, назначено время и место рассмотрения материалов дела об административном правонарушении.

В назначенные время и дату по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении департаментом в присутствии представителя общества по доверенности вынесены постановление от 16.08.2012 N 13-35/2049 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 120 000 рублей, а также предписание от 16.08.2012 N 13-36/1449 об устранении нарушения законодательства в срок до 31.12.2012.

Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, статей 8.2, 26.11 КоАП РФ, применив положения статей 1, 11, 14, 18, 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721, суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества вменяемого ему состава административного правонарушения и, исходя из отсутствия процессуальных нарушений в ходе административного производства, отказали обществу в удовлетворении заявленных им требований.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Согласно статье 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В силу пункта 1 Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом МПР России от 15.06.2001 N 511, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

Согласно статье 14 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (пункт 2).

При этом на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт опасности, который составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также Типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (пункт 3).

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 вышеназванного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.

Обязанность юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов закреплена в статье статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ.

Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, деятельность заявителя отнесена, в том числе, к накоплению отходов, следовательно, на заявителя распространяются требования Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и он является субъектом административной ответственности за нарушение требований этого закона.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП Российской Федерации, является несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства.

Факт отсутствия у заявителя паспортов на отходы, проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, документа об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в которых должен быть определен перечень и норматив образования отходов, образующихся в результате деятельности заявителя, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, добытыми административным органом в ходе проведения административного расследования, в том числе, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и протоколом.

В данном случае, административным органом верно квалифицировано деяние общества по статье 8.2 КоАП РФ.

постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Порядок привлечения общества к ответственности административным органом не нарушен, что обществом не оспаривается.

Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией статьи 8.2 КоАП РФ.

В кассационной жалобе общество ссылается на недоказанность его вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

Между тем, суд кассационной инстанции не может согласиться с таким доводом.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства, свидетельствующие о принятии обществом достаточных мер по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы дела не представлены, и общество на их наличие не ссылается.

Суды правомерно исходили из того, что поскольку объективных причин, препятствовавших заявителю в соблюдении установленных законодательством норм и правил судами не установлено, следовательно, деяние общества в соответствии со статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ является виновным.

В связи с указанными обстоятельствами суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что обществом никогда не осуществлялась деятельность по вывозу и размещению древесных отходов зеленых насаждений, что, по его мнению, свидетельствует о том, что на общество не распространяется действие Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и он не является субъектом административной ответственности за нарушение требований этого закона, опровергается материалами дела, в частности, постановлением администрации городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области от 26.04.2012 N 288-п "Об определении специального отведенного места для временного хранения и последующей утилизации древесных остатков от обрубки деревьев и зеленных насаждений городского поселения Шатура", предписанием от 18.08.2011 N 99 Территориального отдела Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области а г. Рошаль, Воскресенском, Егорьевском, Шатурском районах Московской области, а также положениями устава самого заявителя.

В данном случае, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.

По существу доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию заявителя с данной судами оценкой обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Между тем, иная оценка установленных судами обстоятельств и доказательств процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.

При этом в кассационной жалобе не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений процессуальных норм, в том числе, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 29 марта 2013 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2013 года по делу N А41-48174/12 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Шатурская управляющая компания" - без удовлетворения.

     Председательствующий

     Е.Ю. Воронина

     судья

     М.В. Борзыкин

     судья

     Р.Р. Латыпова

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка