ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 2013 года Дело N А46-1388/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  10 октября 2013 года

постановление изготовлено в полном объеме  14 октября 2013 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Тихомирова В.В.

судей Сириной В.В.

Тамашакина С.Н.

при ведении протокола помощником судьи Черкасовой М.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра  и картографии" в лице филиала по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 22.02.2013 (судья Яркова С.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2013 (судьи Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-1388/2010 по иску открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (644037, г. Омск,  ул. Партизанская, 10, ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области (644099, г. Омск, ул. Красногвардейская, 42, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (644043, г. Омск, ул. Орджоникидзе, 56) о признании незаконными действий и обязании совершить действия.

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В.) в заседании участвовали представители:

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Окишев К.В. по доверенности от 05.09.2013.

Суд установил:

открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - общество, заявитель) обратилось с заявлением  к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости, заинтересованное лицо), Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Омской области о признании незаконным решения от 05.11.2009 N 36/09-18918 "Об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений" и обязании внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:174, разрешенное использование - для производственных целей, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение установлено в 1150 м. западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский, с.Новоалександровка, дом 185, на "Золоотвалы теплоэлектростанций" с 05.08.2009; о признании незаконным решения от 05.11.2009 N 36/09-18915 "Об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений" и обязании внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:74, разрешенное использование: для производственных целей, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение установлено в 240 м. южнее от здания главного корпуса, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, на "ТЭЦ и районные котельные мощностью 200 Гкал и выше, работающие на газовом и газомазутном топливе" с 05.08.2009.

В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с реорганизацией заинтересованного лица произведена замена Управления Роснедвижимости по Омской области на правопреемника - Управление Росреестра по Омской области (далее -Управление Росреестра).

К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Омской области, впоследствии переименованное в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице соответствующего филиала (далее по тексту - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, кадастровая палата).

решением Арбитражного суда Омской области от 28.10.2011, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2012, в удовлетворении требования общества отказано.

постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.04.2012 названные судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение.

определением Арбитражного суда Омской области от 27.09.2012 дела N А46-1388/2010, N А46-1383/2010, N А46-1376/2010 и N А46-1402/2010, по которым обществом были заявлены требования, объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением арбитражному делу номера А46-1388/2010.

При новом рассмотрении спора общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования. Просило признать незаконными совершенные 27.12.2007 действия Управления Росреестра по Омской области по внесению в государственный кадастр недвижимости: кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:130101:3022, местоположение установлено относительно 1-этажного кирпичного строения, о почтовый адрес: город Омск, Кировский административный округ, улица 2-я Солнечная, дом 57, в размере 338 209 944, 28 руб.; кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:174, местоположение установлено в 1 150 м западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский, с. Новоалександровка, дом 185, в размере 6 663 466 199, 68 руб.; кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:698, местоположение установлено относительно территории ТЭЦ-3, имеющей почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, в размере 1 036 759 086 руб.; кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:74, местоположение установлено в 240 м южнее от здания главного корпуса, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, в размере 49 348 630, 90 руб.; признать незаконными совершенные 27.12.2007 действия Управления Росреестра по Омской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области по внесению в государственный кадастр недвижимости: кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:130101:3022, местоположение установлено относительно 1-этажного кирпичного строения, имеющего почтовый адрес: город Омск, Кировский административный округ, улица 2-я Солнечная, дом 57, в размере 363 624 475 руб.; кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:174, местоположение установлено в 1 150 м западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский, с. Новоалександровка, дом 185, размере 6 674 497 827, 87 руб.; кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 08 01:74, местоположение установлено в 240 м южнее от здания главного корпуса, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, в размере 42 241 754 руб.; обязать кадастровую палату с 27.12.2007 по 31.11.2008 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:130101:3022, местоположение установлено относительно 1-этажного кирпичного строения, имеющего почтовый адрес: город Омск, Кировский административный округ, улица 2-я Солнечная, дом 57, в размере 363 624 475 руб.; с 01.12.2008 по 31.05.2012 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:130101:3022, местоположение установлено относительно 1-этажного кирпичного строения, имеющего почтовый адрес: город Омск, Кировский административный округ, улица 2-я Солнечная, дом 57, в размере 338 209 944, 28 руб.; с 27.12.2007 по 31.05.2012 включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:130101:3022, местоположение установлено относительно 1-этажного кирпичного строения, имеющего почтовый адрес: город Омск, Кировский административный округ, улица 2-я Солнечная, дом 57, в размере 22 571 786, 34 руб.; с 27.12.2007 по 31.11.2008 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:174, местоположение установлено в 1 150 м западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский, с. Новоалександровка, дом 185, в размере 6 674 497 827, 87 руб.; с 01.12.2008 по 31.05.2012 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:174, местоположение установлено в 1 150 м западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский, с. Новоалександровка, дом 185, в размере 6 663 466 199, 68 руб.; с 27.12.2007 по 31.05.2012 включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:174, местоположение установлено в 1 150 м западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский, с. Новоалександровка, дом 185, в размере 769 714 306, 56 руб.; изменить статус кадастровых сведений о земельном участке с кадастровым номером 55:36:030801:698, местоположение установлено относительно территории ТЭЦ-3, имеющей почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, "архивные" на статус кадастровых сведений "временные"; с 27.12.2007 по 31.05.2011 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:698, местоположение установлено относительно территории ТЭЦ-3, имеющей почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, в размере 1 036 759 086 руб.; с 27.12.2007 по 31.05.2011 включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:698, местоположение установлено относительно территории ТЭЦ-3, имеющей почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, в размере 75 198 724, 92 руб.; изменить статус кадастровых сведений о земельном участке с кадастровым номером 55:36:030801:698, местоположение установлено относительно территории ТЭЦ-3, имеющей почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, "временные" на статус кадастровых сведений "архивные"; с 27.12.2007 по 31.11.2008 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:74, местоположение установлено в 240 м южнее от здания главного корпуса, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, в размере 42 241 754 руб.; с 01.12.2008 по 31.05.2012 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 08 01:74, местоположение установлено в 240 м южнее от здания главного корпуса, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, в размере 49 348 630, 90 руб.; с 27.12.2007 по 31.05.2012 включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:74, местоположение установлено в 240 м южнее от здания главного корпуса, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, в размере 3 063 899, 88 руб.

решением Арбитражного суда Омской области от 22.02.2013, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2013, заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе кадастровая палата просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Полагает, что суды неправомерно приняли уточнение заявленных требований, которое фактически изменило как предмет, так и основание первоначальных требований, а также рассчитали кадастровую стоимость спорного земельного участка; не учтено, что предметом рассмотрения является требование об изменении вида разрешенного использования. Более подробно доводы изложены в кассационной жалобе.

Согласно письменному  отзыву общество считает доводы жалобы несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.

В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал возражения кадастровой палаты.

Учитывая надлежащее извещение общества и кадастровой палаты о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в их отсутствие.

Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы кассационной жалобы, правильность применения норм материального и процессуального права, считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что общество обратилось в Управление Роснедвижимости по Омской области с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости в соответствии с прилагаемыми документами в связи с изменением вида разрешенного использования спорных земельных участков с целью уменьшения кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков за счет устранения в кадастре недостоверных, по мнению общества, сведений о виде разрешенного использования спорных земельных участков,

В соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:130101:3022, 55:36:030801:698, 55:36:000000:174 и 55:36:030801:74 имеют вид разрешенного использования "для производственных целей", "под производственные нужды" (кадастровые планы земельных участков (выписки из государственного земельного кадастра) от 29.01.2008 N 39/08-712, от 16.10.2007 N 40/07-25906, от 04.03.2005 N 36/05-2035 и от 29.07.2004 N 36/04-8718 соответственно). Сведения о фактическом использовании (характере деятельности) в графе 10 кадастровых паспортов не указаны.

Решениями Территориального отдела N 1 Управления Роснедвижимости по Омской области было приостановлено осуществление кадастрового учета изменений в связи с тем, что  в нарушение пункта 9 части 1 статьи 22, пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", части 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 41, 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35, для осуществления кадастрового учета изменений земельных участков не представлены необходимые документы, подтверждающие изменение или установление вида разрешенного использования земельных участков.

Сведения о видах разрешенного использования земельного участка  в Реестр объектов недвижимости вносятся на основании градостроительного регламента, акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. По состоянию на июль-август 2009 года в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах территориальных зон, в состав которых входят спорные земельные участки, а также о градостроительном регламенте, установленном для территориальных зон.

Для устранения причин приостановления осуществления кадастрового учета изменений обществу было рекомендовано обратиться с заявлением об учете изменений земельных участков после учета в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территориальных зон, имеющих отношение к испрашиваемым земельным участкам, либо представить документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом измененное разрешенное использование земельных участков.

Поскольку обстоятельства, вызвавшие приостановление осуществления кадастрового учета изменений не были устранены в установленный срок, Территориальным отделом N 1 Управления Росреестра по Омской области были вынесены решения от 03.08.2009 N 36/09-13139, от 05.08.2009 N 36/09-13308, N 36/09-13328 и от 11.08.2009 N 36/09-13635 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений.

Полагая, что действия Управления Росреестра по Омской области и кадастровой палаты по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, основанной на недостоверных, по мнению общества, сведениях о виде разрешенного использования спорного земельного участка, являются незаконными, общество обратилось с соответствующими заявлениями (с учетом объединения дел и уточнений).

Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили из того, что обществом осуществляется фактическое ведение на спорных земельных участках деятельности, для которой они были ранее предоставлены и для которой предназначены расположенные на них объекты недвижимости производственного назначения.

В силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Пунктом 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании земельного участка.

Порядок определения и изменения сведений относительно разрешенного использования земельных участков предусмотрен действующим законодательством (Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, и Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, и земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов отнесены к разным видам разрешенного использования, имеющим различные номера (цифровые обозначения).

Суды установили, что право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:000000:174  и 55:36:130101:3022 и право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:030801:74 и 55:36:030801:698 зарегистрированы с указанием вида разрешенного использования - "для производственных целей" и присвоением им 9-го вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).

Вместе с тем было указано, что на спорных земельных участках расположены объекты недвижимости, входящие в производственно-технологический комплекс, представляющие собой часть единой технологической цепочки и предназначенные для участия в основном виде деятельности общества (производство и реализация электрической и тепловой энергии). В связи с этим суды пришли к выводу о том, что такие земельные участки входят в состав вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (10 вид).

Таким образом, руководствуясь упомянутыми нормами, суды, посчитали, что вид разрешенного использования, внесенный в государственный кадастр недвижимости (9 вид) не соответствует фактическому использованию земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, входящие в производственно-технологический комплекс ТЭЦ-2 (10 вид), что должны быть внесены новые сведения о виде разрешенного землепользования, определенного в качестве основного для данной территориальной зоны.

Между тем судами не учтено, что удовлетворенное требование по своей формулировке предусмотрено положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Несмотря на указание кассационной инстанции и наличие определенной правовой позиции в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, оно не рассмотрено как требование об установлении вида разрешенного использования в порядке искового производства.

Фактически спор разрешен как административный, но без применения обязательного в таком случае порядка, предусмотренного обозначенной главой, и при ошибочной квалификации иска. В итоге удовлетворены требования, связанные с административными правоотношениями и незаконностью определенных действий государственного органа.

Указание в тексте обжалуемых судебных актов на наличие соответствующей цели иска и правил его рассмотрения также привело к упомянутым нарушениям, поскольку было истолковано как позволяющее рассмотреть требование об установлении новой кадастровой стоимости  в связи с оспариванием конкретных действий, тогда как эта цель (установление новой кадастровой стоимости) не является единственной и может быть достигнута посредством установления нового вида разрешенного использования спорных земельных участков.

Кроме того, не обозначена и не обоснована ссылками на нормы права и обстоятельства дела возможность и обязательность: внесения в кадастр, на момент совершения ответчиком оспариваемых действий, указанного истцом нового вида разрешенного использования; установления такого вида и соответствующей ему кадастровой стоимости на прошлый период.

Признав правильным определенный истцом вид разрешенного использования, суды не исследовали документы, подтверждающие назначение объектов, расположенных на спорных земельных участках, их прямое отношение к объекту электроэнергетики. Не указано на основании каких норм права и расчетов установлена новая кадастровая стоимость этих участков.

Удовлетворение требований в имеющемся виде не привело к устранению недостоверных, по мнению истца, сведений кадастра. Напротив, установление судом новой кадастровой стоимости земельных участков без исследования соответствующих документов и обстоятельств землепользования, без проверки ее соответствия действующим нормативным актам и результатам государственной кадастровой оценки земель, повлечет возникновение противоречащих сведений. Эта стоимость рассчитана с учетом иного вида разрешенного использования, а на установление его в резолютивной части решения, для последующего внесения в кадастр, не указано.

На основании изложенного судебные акты по делу подлежат отмене. В связи с тем, что они проверялись судом кассационной инстанции повторно и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела судами установлены не были, дело подлежит направлению на рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.

При рассмотрении данного дела суду следует учесть указанное выше, устранить имеющиеся недостатки и рассмотреть имеющийся спор именно как спор об установлении вида разрешенного использования конкретных земельных участков, дав оценку доказательствам, подтверждающим назначение соответствующих сооружений, расположенных на спорных земельных участках, и относимость их к объекту электроэнергетики (к единому технологическому процессу).

Необходимо также проверить и дать полную оценку доводам общества в совокупности и взаимосвязи с возражениями заинтересованных лиц, проверить правомерность требований заявителя на предмет возможности ретроспективного внесения изменений в кадастр (до момента вступления возможного решения в законную силу); выяснить интерес общества на установление требуемого им вида разрешенного использования земельного участка на будущий период; надлежащим образом учесть сложившуюся судебную практику и постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 N 12651/11. По результатам рассмотрения дела распределить судебные расходы.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 22.02.2013 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2013 по делу N А46-1388/2010 отменить.

Дело передать на рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.

постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий В.В. Тихомиров

     Судьи В.В. Сирина

     С.Н. Тамашакин

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка