ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 октября 2013 года Дело N А66-7495/2012

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Матлиной Е.О., Михайловской Е.А.,

рассмотрев 28.10.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищное управление Центральное" на решение Арбитражного суда Тверской области от 01.03.2013 (судья Рожина Е.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2013 (судьи Моисеева И.Н., Елагина О.К.,  Журавлев А.В.) по делу N А66-7495/2012,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные ресурсы РЖ", место нахождения: 172386, Тверская обл., г. Ржев, ул. Пархоменко, д. 5а, ОГРН 1086914000414 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищное управление Центральное", место нахождения: 172391, Тверская обл., г. Ржев, ул. К. Маркса, д. 45/6, ОГРН 1106914000181 (далее - Управление), о взыскании 41 556 152 руб. 72 коп. задолженности по оплате услуг водоснабжения и водоотведения за период с октября 2010 по май 2012 года (с учетом уточнения размера требований).

решением суда от 01.03.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.07.2013, исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы указывает, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие факт подключения водопроводных сетей Общества к внутридомовым сетям многоквартирных домов, обслуживаемых ответчиком. Также Управление считает, что Общество необоснованно определило объем потребленного ресурса расчетным методом, исходя из количества жителей и нормативов потребления коммунальных услуг, а не по показаниям индивидуальных приборов учета.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании договора от 01.03.2009 N 1969, заключенного между  Обществом (арендатором) и Комитетом по управлению имуществом г. Ржева Тверской области (арендодателем, далее - Комитет), и акта приема-передачи от 01.03.2009 Комитет передал Обществу в аренду движимое и недвижимое имущество (сооружения и инженерные коммуникации), находящиеся в муниципальной собственности г. Ржева, для оказания населению и прочим потребителям г. Ржева услуг водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Решениями Ржевской городской Думы от 23.01.2009 N 261 и от 25.12.2009 N 16, а также приказами Региональной энергетической комиссии Тверской области от 29.11.2010 N 455-нп, 470-нп, от 22.12.2011 N 906-нп и от 16.01.2012 N 15-нп Обществу в спорный период устанавливались тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения.

Судом установлено, что Общество (организация ВКХ) оказывало услуги  водоснабжения и водоотведения в отношении жилого фонда г. Ржева, перечисленного в приложении N 1 к договору от 05.12.2008 N 618, заключенному с муниципальным унитарным предприятием "Ржевское жилищное управление" (абонентом, далее - МУП "Ржевское ЖУ"), являвшимся исполнителем коммунальных услуг, касаемых многоквартирных жилых домов.

Письмом от 30.03.2010 N 546, направленным в адрес Общества, МУП "Ржевское ЖУ" сообщило о расторжении договора от 05.12.2008 N 618 ввиду результатов открытого конкурса по отбору управляющих компаний для управления многоквартирными жилыми домами, собственники жилых помещений в которых не определились и не выбрали способ управления многоквартирным домом. Управление явилось единственным участником конкурса и в соответствии с протоколом конкурсной комиссии от 22.03.2010 N 50 выбрано для управления рядом многоквартирных жилых домов в г. Ржеве.

Договор на поставку питьевой воды и прием сточных вод между Обществом и Управлением не заключен.

В период с октября 2010 по май 2012 года Общество оказывало услуги водоснабжения и водоотведения в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика.

Частичная оплата оказанных услуг послужила основанием для обращения Общества в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об обоснованности иска по праву и по размеру.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция пришла к следующему.

Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Расчет стоимости оказанных в спорный период услуг по отпуску воды и приему сточных вод произведен Обществом с применением действующих в спорный период тарифов, а также нормативов потребления соответствующих услуг.

Ссылка Управления на то, что в расчетах следовало применять показания индивидуальных приборов учета, является ошибочной.

К правоотношениям сторон применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).

Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу подпункта "б" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за холодное водоснабжение и водоотведение определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, которыми установлены формулы определения размера платы, предусматривающие применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.

При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что действующее нормативное регулирование отношений по энергоснабжению предусматривает учет фактического потребления услуг по водоснабжению одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления.

Установив, что Управление за период с октября 2010 по май 2012 года обязательства по оплате поставленного ресурса в полном объеме не исполнило, суды правомерно удовлетворили требования о взыскании с ответчика в пользу Общества 41 556 152 руб. 72 коп. задолженности.

Контррасчета задолженности Управление не представило.

Суды установили, что между сторонами спора фактически сложились отношения по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения.

Прекращение договорных обязательств Общества и МУП "Ржевское ЖУ" в части жилого фонда, перешедшего в управление ответчику, установлено судами и подтверждается письмом от 30.03.2010 N 546.

При таких обстоятельствах следует признать, что нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 01.03.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2013 по делу N А66-7495/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищное управление Центральное" - без удовлетворения.

     Председательствующий Л.Л. Никитушкина

     Судьи Е.О. Матлина

     Е.А. Михайловская

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка