ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2013 года Дело N А60-4118/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2013 г.

постановление изготовлено в полном объеме  28 октября 2013 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Сухановой Н. Н.,

судей Поротниковой Е. А., Лукьянова В. А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (ИНН 6658014910, ОГРН 1026602332052) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2013 по делу N А60-4118/2013 Арбитражного суда Свердловской области.

Представители лиц, участвующих в деле, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

Министерства здравоохранения Свердловской области, участвующего в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Бабушкин Д.А. (доверенность от 09.01.2013 N 12-2);

Муниципального бюджетного учреждения "Городская клиническая больница N 14" (далее - учреждение, ИНН 6663020620, ОГРН 1036604789759) - Кухаркина Н.В. (доверенность от 01.08.2013 N 17/2013), Шунайлова С.С. (доверенность от 01.08.2013 N 1/2013);

Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области - Семенов К.Ю. (доверенность от 24.12.2012 N 91).

Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области  (далее - фонд) принятого по результатам проверки использования средств обязательного медицинского страхования, направленных в учреждение за период с 01.01.2011 по 30.09.2012, и проверки использования средств, направленных в учреждение на финансовое обеспечение мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения Свердловской области за период с 01.01.2011 по 30.09.2012, в части нецелевого использования средств в сумме 4 486 356 руб. 59 коп. и 337 545 руб. 52 коп. использованных учреждением за 9 месяцев 2009 г. не по целевому назначению.

Оспариваемое решение вынесено фондом по результатам проверки, оформленным актом от 09.10.2012.

решением суда первой инстанции от 29.04.2013 (судья Савина Л.Ф.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришёл к выводу о нецелевом использовании заявителем средств обязательного медицинского  страхования на приобретение дезинфекционных и дезинсекционных средств, иммунобиологических препаратов.

постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2013 (судьи Васева Е.Е., Голубцов В.Г., Сафонова С.Н.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемое решение фонда в части  выводов о нецелевом использовании средств в сумме 4 816 384, 62 руб. признано недействительным. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе фонд просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению заявителя, учреждение допустило нецелевое расходования средств обязательного медицинского  страхования на приобретение дезинфекционных и дезинсекционных средств, иммунобиологических препаратов, поскольку полагает, что данные виды расходов, понесенные медицинскими организациями, финансируются за счет средств бюджета разных уровней.

Учреждение и Министерство здравоохранения Свердловской области представили отзывы на кассационную жалобу фонда, в которых указывают на правильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.

Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

По смыслу статьей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон N 326-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в котором определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

В соответствии со ст. 4 данного закона одним из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.

Согласно ч. 4 ст. 3 названного  закона структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим законом.

В силу п. 7 ст. 35 рассматриваемого  закона структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

В соответствии с п. 8 ст. 35 данного закона Правительство Российской Федерации вправе при утверждении базовой программы обязательного медицинского страхования устанавливать дополнительный перечень заболеваний и состояний, включаемых в базовую программу обязательного медицинского страхования в качестве случаев оказания медицинской помощи, и дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи к установленным настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 37.2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1 (действующих до 01.01.2012), оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В силу положений ст. 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан органы государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающую в себя программу обязательного медицинского страхования.

Положениями статьи 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан установлено, что программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь. В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи.

Правительство Российской Федерации утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в соответствии с которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 N 782 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, которой установлено, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи, а также включать в территориальную программу обязательного медицинского страхования виды и объемы медицинской помощи, финансирование которых в соответствии с Программой осуществляется за счет бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 N 856 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, согласно которой орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов (в случае наделения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации органов местного самоуправления государственным полномочием субъекта Российской Федерации по решению вопросов организации оказания медицинской помощи) при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи. Территориальная программа обязательного медицинского страхования может включать в себя оказание медицинской помощи при отдельных заболеваниях и состояниях здоровья, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, без соблюдения условия выполнения нормативов, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, при сохранении объема финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования не ниже уровня 2010 года, в том числе в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

Утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации Программами государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи предусмотрено, что тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением. Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы ОМС, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и исходя из нормативов, предусмотренных Программой.

Тарифными соглашениями по обязательному медицинскому страхованию на территории Свердловской области на 2011 и 2012 годы определен состав тарифа, в который включены следующие статьи затрат в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации: подстатья 211 "Заработная плата", подстатья 213 "Начисления на выплаты по оплате труда", подстатья 226 "Прочие работы, услуги", статья 310 "Увеличение стоимости основных фондов", статья 340 "Увеличение стоимости материальных запасов, их приобретение". При этом статья 340 "Увеличение стоимости материальных запасов, их приобретение" включает, в том числе расходы на приобретение медикаментов в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках программы ОМС, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках Программы в соответствии с общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 и общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, прочих материальных запасов в части непосредственно обеспечивающих условия осуществления медицинской услуги или технологически связанных с ней.

Статьей 2.5 Тарифных соглашений на 2011 и 2012 годы установлено, что медицинская организация использует поступившие средства на виды расходов, определенные ст. 2.4 Тарифного соглашения.

Таким образом, Тарифными соглашениями на 2011 и 2012 годы предусмотрена структура расходной части тарифа медицинской помощи (медицинских услуг) в системе ОМС, включающая расходы на приобретение медикаментов в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках ОМС, изделий медицинского назначения и расходных материалов в соответствии с Перечнем изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках ОМС, прочих материальных запасов в части непосредственно обеспечивающих условия осуществления медицинской услуги или технологически связанных с ней.

Постановлениями Правительства Свердловской области от 29.12.2010 N 1913-ПП и от 05.12.2011 N 1649-ПП утверждены Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 и 2012 годы соответственно, устанавливающие виды и объемы медицинской помощи, объемы финансовых средств, направляемых на реализацию программ, перечень изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках программы, перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в рамках программы.

В соответствии с п. 2 гл. 1 Территориальная программа на 2012 год включает в себя перечень изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках программы (приложение N 6), Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в рамках программы (приложение N 7).

В Перечень изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках Территориальной программы на 2012 год (Приложение N 6 к Территориальной программе на 2012 год), в п. 93 включены средства дезинфекционные и дезинсекционные.

В силу положений п. 2.4 Тарифных соглашений на 2011 и 2012 годы медицинские организации вправе за счет средств ОМС приобретать медикаменты в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках программы ОМС.

В Перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках Территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 и 2012 годы, включены иммуноглобулины (строки 883-891 и 1034-1043 соответственно).

При исследовании обстоятельств дела, судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на основании приказа от 08.10.2012 N 389 фондом проведена проверка использования средств ОМС, направленных в учреждение за период с 01.01.2011 по 30.09.2012, а также проверка использования средств учреждением, направленных на финансовое обеспечение мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения Свердловской области за аналогичный период.

В ходе проверки использования средств ОМС установлено, что в нарушение Территориальных программ на 2011 и 2012 годы учреждением приобретены лекарственные препараты сверх утвержденного Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств на общую сумму 48 506, 57 руб., в том числе в 2011 году - 29 737, 77 руб., за 9 месяцев 2012 года - 18 768, 8 руб., а также дезинфицирующие средства на сумму 4 583 500, 02 руб., в том числе в 2011 году - 2 855 408, 74 руб., за 9 месяцев 2012 года - 1 728 091, 28 руб.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 09.10.2012, которым учреждению предъявлено, в том числе требование о восстановлении на счет фонда денежных средств в сумме 4 632 006, 59 руб., а также требование об уплате штрафа в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств в течение 10 рабочих дней.

В ходе проверки использования средств, направленных на финансовое обеспечение мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения Свердловской области, установлено, что в нарушение Территориальных программ на 2011 и 2012 годы учреждением приобретены дезинфицирующие средства на общую сумму 337 545, 52 руб., в том числе в 2011 году - 40 149 руб., за 9 месяцев 2012 года 297 396, 52 руб.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 09.10.2012, согласно которому учреждению предъявлено требование о восстановлении на счет фонда денежных средств в сумме 337 545, руб. 52 коп., а также требование о перечислении штрафных санкций в размере 33 754 руб. 52 коп. в течение 10 рабочих дней.

По итогам рассмотрения представленных учреждением возражений на акты проверок от 09.10.2012 фонд сообщил учреждению, что сумма средств ОМС, подлежащих возврату в бюджет фонда, составляет 4 486 356 руб. 59 коп., в том числе лекарственные препараты - 48 506 руб. 57 коп., дезинфекционные средства - 4 437 850 руб. 02 коп., размер штрафных санкций - 448 635 руб. 66 коп., сумма средств региональной программы модернизации здравоохранения Свердловской области, подлежащих возврату в бюджет фонда, составляет 337 545 руб. 52 коп, размер штрафных санкций - 33 754 руб. 52 коп.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований,  суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством с учетом тарифного соглашения не предусмотрено право использования медицинскими организациями средств обязательного медицинского страхования для приобретения дезинфицирующих средств, а приобретение иммунобиологических лекарственных препаратов возможно только за счет средств соответствующих бюджетов.

Суд апелляционной инстанции,  отменяя решение суда, обоснованно отметил, что судом первой инстанции не принят во внимание  тот факт, что учреждение в соответствии с лицензией на право осуществления медицинской деятельности  осуществляет виды медицинской помощи, которые предоставляются за счет средств обязательного медицинского страхования, а виды медицинской помощи, финансируемой за счет средств бюджета,  учреждение не проводит.

Такие выводы апелляционного суда суд кассационной инстанции поддерживает.

Руководствуясь положениями Закона N 326-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 N 856, постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 N 782, Программы государственных гарантий, Территориальной программы, ст. 38, 40 Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, апелляционный суд в рассматриваемом случае  правомерно сделал вывод, что расходование средств обязательного медицинского страхования произведено в соответствии с требованиями действующего законодательства, поскольку приобретение дезинфекционных средств и иммунобиологических препаратов возможно как за счет средств соответствующих бюджетов, так и за счет средств обязательного медицинского страхования в зависимости от того, предоставляется медицинская помощь за счет средств бюджетов или оказывается в рамках программы обязательного медицинского страхования.

Судом  апелляционной инстанции обоснованно указано, что дезинфекционные средства относятся к числу материальных запасов, непосредственно обеспечивающих условия осуществления медицинских услуг или технологически связанных с ней, в связи с чем медицинская организация вправе использовать поступившие средства ОМС на оплату дезинфекционных средств, используемых при оказании медицинских услуг в рамках программы ОМС в соответствии со ст. 2.4 Тарифного соглашения на 2011 год, как приобретение материальных запасов в части непосредственно обеспечивающих условия осуществления медицинской услуги или технологически связанных с ней.

Также апелляционным судом верно  учтено, что приобретение учреждением в 2011 и 2012 годах иммуноглобулина, применяемого при оказании медицинской помощи в рамках Территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 и 2012 годы, на сумму 40 989, 08 руб. за счет средств ОМС не может быть расценено как нецелевое использование этих средств, в силу положений п. 2.4 Тарифных соглашений на 2011 и 2012 и в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

При таких обстоятельствах у суда  апелляционной инстанции имелись правовые основания для отмены решения суда и частичного удовлетворения  заявленных требований.

Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются ввиду того, что они  основаны на ином толковании  положений Закона N 326-ФЗ, которое не следует из их содержания.

Так,  Правительство Российской Федерации вправе при утверждении базовой программы обязательного медицинского страхования устанавливать дополнительный перечень заболеваний и состояний, включаемых в базовую программу обязательного медицинского страхования в качестве случаев оказания медицинской помощи, и дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи к установленным упомянутым  законом,  но не вправе  сужать перечень элементов структуры тарифа.