ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 октября 2013 года Дело N А47-15001/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 г.

постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2013 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Гавриленко О.Л.,

судей Кравцовой Е.А., Гусева О.Г.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее - минэкономразвития)  на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.04.2013 по делу N А47-15001/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2013 по тому же делу.

В судебном заседании приняли участие:

минэкономразвития - Макарова О.А. (доверенность от 25.12.2013 N 21);

открытого акционерного общества "Самарская пригородная пассажирская компания" (далее - общество "Самарская пригородная пассажирская компания") - Юдин Ю.В. (доверенность от 11.12.2012 N НЮ-18-18);

открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Куйбышевской железной дороги (далее - общество "РЖД") - Козлова О.В. (доверенность от 14.09.2012 N НЮ-46/239);

Правительства Оренбургской области - Курманбаев Ж.С. (доверенность от 03.10.2013 N 01/22-973).

Представители Министерства финансов Оренбургской области (далее - минфин), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество "Самарская пригородная пассажирская компания" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к минэкономразвития о взыскании с Оренбургской области в его лице за счет казны субъекта Российской Федерации потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в сумме 9 213 882 руб. 36 коп.

определением суда от 13.12.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен минфин.

определением суда от 10.01.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Оренбургской области и общество "РЖД".

решением суда 30.04.2013 (судья Бочарова О.В.) с Оренбургской области в лице минэкономразвития взыскано 9 213 882 руб. 36 коп. убытков, 69 069 руб. 41 коп. расходов по уплате государственной пошлины.

постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2013 (судьи Бабкина С.А., Ершова С.Д., Забутырина Л.В.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе минэкономразвития просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

По мнению заявителя жалобы, отсутствие общества "Самарская пригородная пассажирская компания" в реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, до момента издания Федеральной службой по тарифам приказа от 06.04.2011 N 105-т о включении его в данный реестр, означает, что до указанного момента в отношении общества "Самарская пригородная пассажирская компания" не могло вводиться государственное регулирование деятельности. Наличие лицензий на осуществление перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом, а также статуса субъекта естественной монополии не является исчерпывающим основанием для введения государственного регулирования деятельности субъекта.

Минэкономразвития считает, что общество "Самарская пригородная пассажирская компания" неправомерно применяло тариф, установленный постановлением Правительства Оренбургской области от 18.01.2010 N 4-п (далее - постановление от 18.01.2010 N 4-п) для субъекта Куйбышевская железная дорога - филиал общества "Российские железные дороги". Ссылок на тариф, установленный постановлением от 18.01.2010 N 4-п, ни договор от 24.12.2010 N 459, ни соглашение от 01.02.2011 N 6, не содержат. Тариф для общества "Самарская пригородная пассажирская компания" как субъекта естественной монополии, осуществляющего деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом на территории Оренбургской области, не был установлен.

Заявитель жалобы ссылается на то, что договор от 24.12.2010 N 459, предусматривающий возмещение убытков, возникающих в результате регулирования тарифов, заключенный между минэкономразвития и обществом "Самарская пригородная пассажирская компания" и являющийся предметом судебного разбирательства, не содержит положений о перевозке пассажиров с установленными льготами и преимуществами, а договор от 27.12.2010 N 516 об организации перевозок отдельных категорий граждан - получателей социальных услуг железнодорожным транспортом в поездах пригородного сообщения не являлся предметом судебного разбирательства, что отражено в решении суда от 30.04.2013. Таким образом, судом апелляционной инстанции применены положения ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", не подлежащие применению. Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что в 2011 году общество "Самарская пригородная пассажирская компания" перевозило граждан, имеющих право на оказание мер государственной социальной поддержки, финансирование которых осуществляется за счет средств областного бюджета Оренбургской области.

По мнению минэкономразвития, вывод суда первой инстанции о том, что иных тарифов на услуги перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области не установлено, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку на территории Оренбургской области действовали тарифы, введенные для Южно-Уральской железной дороги. В настоящее время действуют тарифы для открытого акционерного общества "Свердловская пригородная компания".

Заявитель жалобы отмечает, что постановление Правительства Оренбургской области от 25.02.2010 N 110-п (далее - постановление от 25.02.2010 N 110-п) не предусматривает полное возмещение расходов, возникших в результате регулирования тарифов. Условиям, содержащимся в постановлении от 25.02.2010 N 110-п, соответствует только соглашение от 01.02.2011 N 6 о предоставлении субсидии из областного бюджета обществу "Самарская пригородная пассажирская компания", сумма субсидии 4 600 000 руб. должна рассматриваться как цена договора.

Минэкономразвития также считает, что судами необоснованно не принят во внимание представленный расчет вагоно-километровой работы, выполненной обществом "Самарская пригородная пассажирская компания" за период с 01.01.2011 по 14.05.2011. Расчет выполнен в соответствии с расчетом размера движения пригородных поездов в границах Оренбургской области на 2011 год, подписанным генеральным директором общества "Самарская пригородная пассажирская компания" и содержащимся в приложении N 1 к договору от 24.12.2010 N 459. Расчет общества  "Самарская пригородная пассажирская компания" не соответствует требованиям договора от 24.12.2010 N 459 и соглашения от 01.02.2011 N 6.

В отзыве на кассационную жалобу общество "Самарская пригородная пассажирская компания" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения. По его мнению, доводы заявителя жалобы являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.

В отзыве на кассационную жалобу общество "РЖД" выражает согласие с принятыми судебными актами, считает их законными и обоснованными.

Как следует из материалов дела, согласно п. 3.2.1 устава одним из основных видов деятельности общества "Самарская пригородная пассажирская компания" является оказание услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

Между обществом "Самарская пригородная пассажирская компания" (исполнитель) и минэкономразвития (заказчик) заключен договор от 24.12.2010 N 459, в соответствии с которым осуществляется возмещение убытков исполнителю, возникающих в результате регулирования тарифов при организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Оренбургской области (п. 1.1 договора).

Согласно п. 1.2 данного договора заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по транспортному обслуживанию населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Оренбургской области по тарифам, установленным заказчиком.

Между обществом "Самарская пригородная пассажирская компания" (исполнитель) и минэкономразвития (заказчик) заключен договор 27.12.2010 N 516 об организации перевозок отдельных категорий граждан - получателей социальных услуг железнодорожным транспортом в поездах пригородного сообщения, по условиям которого заказчик поручает и оплачивает в полном объеме за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на 2011 год, а исполнитель обязуется обеспечить перевозку граждан-получателей социальных услуг железнодорожным транспортом в поездах пригородного сообщения по территории Оренбургской области в период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2011 года, путем заключения договоров перевозки с гражданами-получателями социальных услуг (п. 1.1 договора).

Согласно п. 1.2 указанного договора заказчик обязуется возместить потери в доходах исполнителя, возникающие в связи с предоставлением льготы по оплате проезда граждан, указанных в перечне (приложение N 1), в сумме фактических затрат.

Между обществом "Самарская пригородная пассажирская компания" и минэкономразвития заключено соглашение от 01.02.2011 N 6, в соответствии с которым минэкономразвития (распорядитель) обязуется предоставить обществом "Самарская пригородная пассажирская компания" (получателю) субсидию из областного бюджета в сумме 4 600 000 руб., в том числе 4 560 000 руб. на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, и 40 000 руб. на компенсацию потерь в доходах, в связи с предоставлением льгот по проезду отдельных категорий граждан, оказание мер поддержки которых относится к ведению Оренбургской области (п. 1.1 договора).

Ссылаясь на то, что общество "Самарская пригородная пассажирская компания" обеспечивало перевозку пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении по территории Оренбургской области, в связи с чем понесло 9 213 882 руб. 36 коп. убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, указанное общество обратилось с соответствующим иском в арбитражный суд.

Суды удовлетворили исковые требования, придя к выводу о том, что действия ответчика, выразившиеся в невыплате потерь в доходах, возникших в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении истцу, привели к возникновению у истца убытков, размер которых подтвержден.

Выводы судов являются правильными.

В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

На основании ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

По смыслу п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делам о взыскании убытков в связи с предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

постановлением от 18.01.2010 N 4-п введены в действие на территории Оренбургской области для Куйбышевской железной дороги - филиала общества "РЖД" тарифы на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на участке Похвистнево - Абдулино согласно приложениям N 1, 2.

постановлением Правительства Оренбургской области от 25.02.2010  N 110-п утвержден Порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим пассажирские перевозки в пригородном сообщении (далее - Порядок).

Согласно п. 2 данного Порядка получателями субсидий являются организации железнодорожного транспорта, осуществляющие перевозку пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом общего пользования по тарифам, регулируемым Правительством Оренбургской области (далее - получатели).

Субсидии предоставляются получателям на компенсацию потерь в доходах, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и предоставления 50-процентной скидки от действующего тарифа отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Оренбургской области, при проезде на железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении на территории Оренбургской области (п. 3 Порядка).

Субсидии предоставляются в соответствии с договорами (соглашениями) путем перечисления на расчетные счета получателей, открытые им в кредитных организациях, в установленном для исполнения областного бюджета порядке в соответствии со сводной бюджетной росписью, кассовым планом в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании платежных поручений министерства (п. 7 Порядка).

В соответствии с приложением N 8 "Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" к Закону Оренбургской области от 20.12.2010 N 4156/942-IV-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" минэкономразвития - главному распорядителю средств областного бюджета на предоставление субсидии организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении, бюджетные ассигнования на 2011 год утверждены в сумме 59 100, 0 тыс. руб.

Согласно бухгалтерскому отчету минэкономразвития за 2011 год субсидии организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении, перечислены в сумме  59 100, 0 тыс. руб. или 100% к годовым бюджетным назначениям.

В целях реализации нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения сторон, возникающие по поводу предоставления субсидий на возмещение части недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров на территории Оренбургской области в поездах пригородного сообщения, между минэкономразвития и обществом  "Самарская пригородная пассажирская компания" заключен договор от 24.12.2010 N 459, договор от 27.12.2010 N 516 об организации перевозок отдельных категорий граждан - получателей социальных услуг железнодорожным транспортом в поездах пригородного сообщения, соглашение от 01.02.2011 N 6.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в 2011 году истец перевозил граждан, имеющих право на оказание мер государственной социальной поддержки, финансирование которых осуществляется за счет средств областного бюджета Оренбургской области. Объем выполненных услуг общество  "Самарская пригородная пассажирская компания" документально обосновало и представило минэкономразвития отчеты о выполненных работах за январь - март 2011 года, счет от 31.01.2011 N 47, от 28.02.2011 N 49, от 31.03.2011 N 50; отчет за 1 квартал 2011 года, счет N 50 от 31.03.2011.

Согласно расчету истца потери в доходах при осуществлении им на территории Оренбургской области финансово-хозяйственной деятельности по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения в период с 01.01.2011 по 14.05.2011 составили 9 213 882 руб. 36 коп. с учетом доказательств возмещения ответчиком истцу 1 710 000 руб. Расчет истца судами проверен и признан верным.

Доказательств исполнения обязанности по полному возмещению истцу затрат, связанных с предоставлением услуг по перевозке граждан, имеющих право на оказание мер государственной социальной поддержки, финансирование которых осуществляется за счет средств областного бюджета Оренбургской области, ответчиком, в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.

Поскольку потери в доходах в заявленной сумме подтверждены и являются убытком, подлежащим возмещению истцу за счет казны Оренбургской области, от имени которой в арбитражном процессе выступает минэкономразвития на основании ст. 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды обоснованно удовлетворили исковые требования о взыскании с минэкономразвития в пользу общества "Самарская пригородная пассажирская компания" 9 213 882 руб. 36 коп. убытков.

Довод минэкономразвития о неприменении к истцу государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии до момента его включения в реестр субъектов естественных монополий является неправомерным. Статус субъекта естественной монополии возникает у хозяйствующего субъекта с момента получения права осуществления регулируемой законом деятельности естественных монополий. Право истца на осуществление деятельности по оказанию услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении подтверждено лицензиями от 24.12.2010 и от 28.01.2011 на осуществление перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом.

Ссылка заявителя жалобы на необоснованное применение обществом "Самарская пригородная пассажирская компания" тарифа, установленного постановлением от 18.01.2010 N 4-п, является несостоятельной. Данные тарифы установлены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", которое не предусматривало установление тарифов для конкретного субъекта естественной монополии. Тарифы, установленные постановлением от 18.01.2010 N 4-п, регулировали стоимость услуг именно на участке "Абдулино - Похвистнево" зоны перевозок Куйбышевской железной дороги филиала общества "РЖД", на котором с 01.01.2011 оказывало услуги общество "Самарская пригородная пассажирская компания". Иных нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих установление тарифов на пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом на данном участке перевозок на момент принятия постановления от 18.01.2010 N 4-п, не имелось.

Ссылка заявителя жалобы на то, что договор от 24.12.2010 N 459 не предусматривал оказание льгот и преимуществ пассажирам, не может быть признана обоснованной, поскольку перевозка пассажиров по тарифам ниже фактической стоимости оказываемых услуг является предоставлением им соответствующих льгот и преимуществ. Заключение указанного договора само по себе свидетельствует о привлечении истца для оказания соответствующих услуг на территории Оренбургской области по установленным тарифам, поскольку при отсутствии тарифного регулирования, направленного на предоставление пассажирам преимуществ по оплате проезда по сравнению с его себестоимостью, необходимость заключения такого договора отсутствует.

Довод заявителя жалобы о том, что суды необоснованно не приняли во внимание расчет объема вагоно-километровой работы, выполненный ответчиком, являлся предметом исследования судов и получил надлежащую правовую оценку. Судами установлено, что данный расчет опровергается представленной истцом справкой о расхождениях в расчетах вагоно-километровой работы в 2011 году, выполненных обществом "Самарская пригородная пассажирская компания" и минэкономразвития. Расчет объема вагоно-километровой работы, выполненный ответчиком, включает в себя только расстояние маршрута по Оренбургской области без учета технологической неразрывности маршрута. В связи с этим, тарифное расстояние маршрутов Похвистнево-Абдулино, Абдулино-Похвистнево, Похвистнево-Асекеево и Асекеево-Похвистнево оказалось заниженным на 9 километров по каждому маршруту, что в свою очередь привело к ошибочному расчету вагоно-километровой работы.