ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 ноября 2013 года Дело N А60-3549/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2013 г.

постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2013 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Татариновой И. А.,

судей Черкезова Е. О., Ященок Т. П.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Екатеринбурга на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.04.2013 по делу N А60-3549/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2013 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Екатеринбурга (далее - учреждение, страховщик) - Кузнецова Н.А. (доверенность от 09.01.2013 N 6).

Общество с ограниченной ответственностью "Главный проспект" (далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительными решений учреждения от 19.10.2012 N 075 030 12 РК 0030777, от 25.10.2012 N 075 030 12 РК 0031688, от 13.12.2012 N 075 030 12 РК 0036239, от 11.01.2013 N 075 030 13 РК 0000386 о применении ответственности, предусмотренной ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) в части взыскания штрафов в общей сумме 413 316 руб.

решением суда от 24.04.2013 (судья Савина Л.Ф.) заявленные требования удовлетворены. Решения учреждения признаны недействительными в оспариваемой части.

постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2013 (судьи Сафонова С.Н., Васева Е.Е., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе учреждение просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неполное исследование судами обстоятельств дела. Заявитель кассационной жалобы полагает, что судами не дана надлежащая правовая оценка имеющимся в материалах дела актам камеральных проверок и уведомлениям о вызове плательщика страховых взносов, свидетельствующим о надлежащем уведомлении общества о дате и времени рассмотрения материалов проверок. Кроме того, учреждение полагает, что вина общества во вменённом ему правонарушении доказана материалами дела и не оспаривается плательщиком страховых взносов.

Общество  представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.

Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не нашёл оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ под расчетным периодом по страховым взносам понимается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

В соответствии с ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования; до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Частью 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что непредставление плательщиком страховых взносов в установленный названным Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.

Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность

Пунктом 1 ст. 41 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что ответственность за совершение правонарушений несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 24.07.2009 N 212?ФЗ виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Порядок проведения камеральной проверки страховых взносов и оформление ее результатов определен ст. 34, 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного ч. 2 ст. 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Требования к составлению акта камеральной проверки утверждены Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов" (далее - Требования).

В соответствии с п. 6 Требований описательная часть акта камеральной проверки должна содержать: - сведения о выявленной недоимке по страховым взносам; - сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки.

В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в ч. 5 ст. 38 названого Федерального закона.

Пунктом 9 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

Кроме того, статьей 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт проверки, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.

Таким образом, перед рассмотрением материалов проверки орган контроля за уплатой страховых взносов обязан обеспечить плательщику страховых взносов возможность ознакомления со всеми материалами проверки с целью предоставления возможности полноценной защиты страхователем своих прав и законных интересов.

При рассмотрении настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций установили, что учреждением проведены камеральные проверки по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование и территориальное обязательное медицинское страхование обществом как плательщиком страховых взносов. По результатам проверок, оформленным актами от 17.09.2012 N 07503030027222, от 21.09.2012 N 07503030027828, от 09.11.2012 N 07503030032006, от 03.12.2012 N 07503030034646, учреждением вынесены решения от 19.10.2012 N 075 030 12 РК 0030777, от 25.10.2012 N 075 030 12 РК 0031688, от 13.12.2012 N 075 030 12 РК 0036239, от 11.01.2013 N 075 030 13 РК 0000386 о привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства об обязательном социальном страховании. Указанными решениями обществу доначислена недоимка по страховым взносам в общей сумме 45 808 руб. 38 коп., начислены пени в сумме 6622 руб. 79 коп., кроме того, общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в виде наложения штрафов в общей сумме 413 316 руб. 00 коп.

Между тем, при исследовании по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющихся в материалах дела доказательств: актов учреждения от 17.09.2012 N 07503030027222, от 21.09.2012 N 07503030027828, от 09.11.2012 N 07503030032006, от 03.12.2012 N 07503030034646, решений от 19.10.2012 N 075 030 12 РК 0030777, от 25.10.2012 N 075 030 12 РК 0031688, от 13.12.2012 N 075 030 12 РК 0036239, от 11.01.2013 N 075 030 13 РК 0000386, суды выявили, что оспариваемые решения не содержат указания на документы, явившиеся предметом исследования, сведения, свидетельствующие о нарушениях обществом законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральных проверок, в том числе о несвоевременном представлении отчётов по форме РСВ-1, а также в решениях не поименованы документы, подтверждающие данные обстоятельства, не установлена вина общества в совершении правонарушений.

Кроме того, при рассмотрении материалов настоящего арбитражного дела судами обеих инстанций установлены факты рассмотрения учреждением материалов камеральных проверок в отсутствие страхователя, не извещенного о времени и месте их рассмотрения, и вынесения решений о привлечении к ответственности без учета объяснений и возражений общества по вменяемым правонарушениям, то есть факты допущенных учреждением нарушений требований, предъявляемых Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ к производству по делу о нарушении законодательства Российской Федерации о страховых взносах, повлекших за собой существенные нарушения прав страхователя на свою защиту.

При таких обстоятельствах следует признать, что заявленные требования общества удовлетворены судами правомерно.

Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Доводы учреждения о том, что судами не дана надлежащая  правовая оценка уведомлениям о вызове плательщика страховых взносов, свидетельствующим о надлежащем уведомлении общества о дате и времени рассмотрения материалов проверок, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку выявленные судами первой и апелляционной инстанций нарушения учреждением порядка проведения камеральных проверок и оформления их результатов являются самостоятельным основанием для признания недействительными оспариваемых решений учреждения от 19.10.2012 N 075 030 12 РК 0030777, от 25.10.2012 N 075 030 12 РК 0031688, от 13.12.2012 N 075 030 12 РК 0036239, от 11.01.2013 N 075 030 13 РК 0000386 о применении ответственности, предусмотренной ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в части взыскания штрафов.

Иные доводы учреждения также являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для её непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.04.2013 по делу N А60-3549/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Екатеринбурга - без удовлетворения.

     Председательствующий И.А. Татаринова

     Судьи Е.О. Черкезов

     Т.П. Ященок

     Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка