АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 03 апреля 2013 года Дело N А43-30759/2012

Резолютивная часть решения объявлена 04 марта 2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 03 апреля 2013 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Леонова Андрея Владимировича (шифр 51-904),

при ведении протокола помощником судьи Потатеновой К.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества «Инжком» (ОГРН 1025203751759, ИНН 5262015606), г.Н.Новгород, о признании незаконным и отмене постановления №32-12-345/пн регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе от 24.10.2012 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии представителей сторон:

от заявителя - Загоскиной М.В., доверенность от 17.02.2013;

от заинтересованной лица - Лагуновой И.С., доверенность от 27.12.2012,

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось ОАО «Инжком» (далее - заявитель, Общество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления №32-12-345/пн регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе от 24.10.2012 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также представитель заявителя ходатайствует о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления ввиду следующих обстоятельств. Согласно уведомлению, имеющемуся в материалах административного дела, оспариваемое постановление было вручено представителю Общества 01.11.2012. Из ответа отделения №116 ФГУП «Почта России» от 27.02.2013 №8 на запрос заявителя от 25.02.2013 №45 усматривается, что заказное письмо вручено представителю Общества, который не имел доверенности на получение корреспонденции ОАО «Инжком». В материалах административного дела также имеется расписка представителя Загоскиной М.В. от 26.11.2012 входящий №32-12-6785 о получении экземпляра постановления №32-12-345/пн от 24.10.2012. Учитывая изложенные обстоятельства, суд в порядке части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса восстановил пропущенный заявитель срок на обжалование вынесенного постановления.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленное требование, признав факт совершения вмененного административного правонарушения и указав на устранение им выявленных правонарушений к моменту рассмотрения дела. Как полагает заявитель, допущенное нарушение не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям в области финансовых рынков, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства и может быть расценено как малозначительное.

Представитель РО ФСФР России в ПриФО в ходе судебного заседания и в отзыве на заявление отклонил требование заявителя и находит оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела и заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу о возможности освобождения Общества от административной ответственности за малозначительностью и отмены в связи с этим постановления административного органа ввиду следующих обстоятельств.

В ходе осуществления РО ФСФР России в ПриФО камеральной проверки на предмет соблюдения требований законодательства при раскрытии информации в сети Интернет выявлено нарушение ОАО «Инжком» требований о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, установленных пунктом 1.7, подпунктом 1 пункта 6.1.7, пунктами 6.2.1, 6.3.1, 8.1.1, 8.3.1, 8.5.1, 8.5.3 подпунктом 2 пункта 8.7.1, пунктами 8.7.3, 8.7.6; подпунктом 1 пункта 6.1.7, пунктами 6.2.1, 6.3.1; подпунктом 12 пункта 6.1.7, пунктами 6.2.12, 6.3.1; пунктами 1.7, 1.9, 6.3.2 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 04.10.2011 № 11-46/пз-н, а именно:

- сообщение о раскрытии акционерным обществом годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год на странице в сети Интернет опубликовано в ленте новостей с нарушением установленного срока на 160 дней;

- список аффилированных лиц, составленный по состоянию на 31.03.2012 раскрыт Обществом в сети Интернет с нарушением установленного срока на 1 день;

- сообщение о раскрытии на странице Интернет списка аффилированных лиц, составленного по состоянию на 31.03.2012, раскрыто Обществом в ленте новостей с нарушением установленного срока на 5 дней;

- сообщение о существенном факте о созыве годового общего собрания акционеров по итогам 2011 года опубликовано Обществом 25.05.2012 с нарушением установленного срока на 100 дней;

- Общество не раскрыло информацию на странице в сети Интернет, предоставляемой одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг: устав, годовую бухгалтерскую отчетность за 2011 год, ежеквартальную бухгалтерскую отчет за 1 квартал 2012 года, список аффилированных лиц, составленный по состоянию на 31.03.2012.

По факту выявленных нарушений начальником отдела контроля эмитентов и регистраторов РО ФСФР России в ПриФО в пределах полномочий, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 09.10.2012 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 32-12-380/пр-ап. Данный протокол составлен без участия законного представителя заявителя, заранее извещенного о времени и месте составления протокола уведомлением от .19.09.2012 №32-12-ЕЛ-09/4276, направленным Обществу заказным письмом и врученным 24.09.2012, о чем имеется отметка в почтовом уведомлении №60308954150362

Усматривая в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель руководителя РО ФСФР России в ПриФО 24.10.2012 вынес постановление № 32-12-345/пн по делу об административном правонарушении № 32-12-381/ап о привлечении заявителя к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 700 000 рублей. Дело об административном правонарушении рассматривалось при участии представителя (защитника) Общества - Загоскиной М.В., действовавшей на основании доверенности от 08.10.2012 №08/10, что зафиксировано в протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении от 24.10.2012. При этом законный представитель заявителя был извещен о времени и месте рассмотрения дела определением от 10.10.2012 №32-12-606/оп, направленным Обществу заказным письмом и врученным 15.10.2012, о чем свидетельствует отметка в почтовом уведомлении №60308955123969.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» открытое акционерное общество обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

На основании статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» состав информации, подлежащей раскрытию на рынке ценных бумаг, порядок и сроки ее раскрытия определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг, требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам регулируются Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР России от 04.10.2011 № 11-46/пз-н во исполнение статьи 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (далее - Положение о раскрытии информации).

В силу статьи 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию. Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с названным Федеральным законом.

Пунктами 8.1.1, 8.3.1 Положения о раскрытии информации установлено, что открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, помимо иной информации, предусмотренной данным Положением, обязаны раскрывать, в том числе годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность акционерного общества. Акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии с подпунктом 2 статьи 8.7.1 Положения о раскрытии информации акционерное общество обязано раскрывать сообщения о таком дополнительном сведении как раскрытие акционерным обществом на странице в сети Интернет годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, списка аффилированных лиц.

По правилам 8.7.3, 8.7.6 Положения о раскрытии информации в сообщении о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, списка аффилированных лиц указываются: вид документа, текст которого опубликован акционерным обществом на странице в сети Интернет (годовой отчет, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, список аффилированных лиц), и отчетный период (отчетная дата), за который (на которую) он составлен; дата опубликования акционерным обществом текста документа на странице в сети Интернет. Моментом наступления указанного события является дата опубликования акционерным обществом на странице в сети Интернет текста годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) списка аффилированных лиц.

Раскрытие дополнительных сведений, предусмотренных пунктом 8.7.1 названного Положения, должно осуществляться акционерным обществом путем опубликования сообщения об указанных сведениях в следующие сроки с момента наступления соответствующего события: в ленте новостей - не позднее 1 дня; на странице в сети Интернет - не позднее 2 дней. Текст сообщения о дополнительных сведениях, предусмотренных пунктом 8.7.1 Положения, должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 12 месяцев с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет.

При этом сообщение о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год опубликовано Обществом в ленте новостей лишь 09.08.2012, то есть с нарушением установленного срока на 160 дней.

Согласно пунктам 8.1.1, 8.5.1 Положения акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц.

Акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала (пункт 8.5.3 Положения).

Текст списка аффилированных лиц, составленного по состоянию на 31.03.2012, должен был быть опубликован Обществом не позднее 03.04.2012, однако фактически был опубликован только 04.04.2012.

В свою очередь сообщение о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц по состоянию на 31.03.2012 должно было быть опубликовано не позднее 05.04.2012, фактически опубликовано только 10.04.2012.

В форме сообщений о существенных фактах подлежат раскрытию сведения о созыве и проведении общего собрания участников (акционеров) эмитента, а также о решениях, принятых общим собранием участников (акционеров) эмитента (подпункт 1 пункта 6.1.7 Положения о раскрытии информации).

В пунктах 6.2.1, 6.3.1 Положения о раскрытии информации определено, что в форме сообщения о существенном факте раскрываются сведения о созыве и проведении общего собрания участников (акционеров) эмитента, а также о решениях, принятых общим собранием участников (акционеров) эмитента. Раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться путем опубликования сообщения о существенном факте в следующие сроки с момента наступления существенного факта: в ленте новостей - не позднее 1 дня; на странице в сети Интернет - не позднее 2 дней.

Между тем, как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, сообщение о существенном факте - созыве годового общего собрания акционеров по итогам 2011 года опубликовано Обществом в ленте новостей с нарушением установленного срока на 100 дней.

В силу пунктов 1.7, 1.9 Положения о раскрытии информации если иное не установлено Положением или иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, при опубликовании информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, за исключением публикации в ленте новостей, эмитент должен использовать страницу в сети Интернет, предоставляемую одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг. Распространитель информации на рынке ценных бумаг обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к информации эмитента, опубликованной на предоставленной им странице в сети Интернет. Тексты документов эмитентов публикуются на странице в сети Интернет, предоставленной распространителем информации на рынке ценных бумаг, в формате, соответствующем требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Тексты документов эмитентов, являющихся кредитными организациями, публикуются на странице в сети Интернет, предоставленной распространителем информации на рынке ценных бумаг, в формате, соответствующем требованиям Центрального банка Российской Федерации. Структура и содержание страницы в сети Интернет, предоставляемой распространителем информации на рынке ценных бумаг, а также порядок обеспечения доступа к информации эмитента, опубликованной на указанной странице в сети Интернет, должны соответствовать требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с названным Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг путем ее опубликования в сети Интернет, должна быть доступна на странице в сети Интернет в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами. Эмитент и распространитель информации на рынке ценных бумаг, если опубликование информации осуществляется на предоставляемой им странице в сети Интернет, обязаны сообщать по требованию заинтересованных лиц адрес страницы в сети Интернет, на которой осуществляется опубликование информации.

В то же время Обществом не обеспечен доступ на странице в сети Интернет, предоставляемой одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг, к сообщению информации о ежеквартальном отчете за 1 квартал 2012 года, уставу, годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год, списку аффилированных лиц по состоянию на 31.03.2012.

Таким образом, заявителем допущено нарушение требований к срокам раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наличия допущенных при производстве по административному делу нарушений процессуальных требований, повлекших какие-либо негативные последствия для лица, привлекаемого к административной ответственности, вызвавших ущемление его прав и законных интересов, а также повлиявших на правильное установление обстоятельств дела, судом не установлено.

Ответственность за совершение данного правонарушения влечет назначение административного наказания в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Вместе с тем в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.

Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» определено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы правоохраняемым общественным интересам.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Данная статья является общей нормой, не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом с учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения в отношении любого состава правонарушения, предусмотренного в особенной части названного Кодекса, в том числе носящего формальный характер, поскольку иное не следует из требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, малозначительность является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Оценив совершенное правонарушение, суд указывает, что действия Общества, хотя формально и содержат признаки состава вмененного ему административного правонарушения, однако само нарушение не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства.

Существенная угроза правоохраняемым интересам характеризуется, прежде всего, безразличным, пренебрежительным отношением виновного к принятой на себя публично-правовой обязанности.

В рассматриваемом случае заявителя нельзя считать пренебрегшим формальными требованиями публичного права, так как совершенное им противоправное деяние не связано с умышленным нарушением законодательства.

На основании части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Учитывая конкретные обстоятельства данного дела, суд пришел к выводу о том, что производством по делу об административном правонарушении достигнуты цели административного наказания, поскольку заявитель осознал противоправность совершенного нарушения, факт совершения вмененного правонарушения заявителем признан в полном объеме, негативных последствий не наступило.

Кроме того, согласно пункту 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Исключительность в характере рассматриваемого административного правонарушения суд находит в совокупности тех обстоятельств, что заявитель признал факт совершения выявленного правонарушения полностью, к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений ранее не привлекался, существенная угроза охраняемым общественным отношениям и вредные последствия отсутствуют. Также суд отмечает, что в ОАО «Инжком» незначительное количество акционеров, акции публично не размещаются, кроме того, материалы дела содержат заявления акционеров о том, что выявленные нарушения не повлекли за собой нарушения их прав и законных интересов.