АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 03 апреля 2013 года Дело N А55-1654/2013

Резолютивная часть решения объявлена 27 марта 2013 года

Решение в полном объеме изготовлено 03 апреля 2013 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи

Мехедовой В.В.,

рассмотрев  в судебном заседании 27 марта 2013 года, дело по заявлению

Государственного  учреждения  - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области, 446200, Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Чернышевского, 3

к Обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственный альянс", 446200, Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Полевая, 3, строение 4, комн. 48

о взыскании штрафных санкций

при участии в заседании,  протокол которого вела помощник судьи Шарапова Л.Н.,

от заявителя - не явился, извещен;

от ответчика - Шатилова В.В., доверенность от 25.02.2013;

Установил:

Заявитель - Государственное  учреждение  - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о взыскании  штрафных санкций за непредставление в установленные законом сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования  за отчетный период 2011 года в размере 107 879,90 руб.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени которого надлежаще извещен в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением № 81776.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, который приобщен к материалам дела вместе с приложенными документами в порядке ст.ст. 75, 81 АПК РФ.

От заявителя по

В ходе судебного заседания 27.03.2013 представитель ответчика ходатайствовал о снижении размера штрафных санкций ввиду наличия смягчающих обстоятельств, а именно внесение изменений в учредительные документы, связанные с изменением места нахождения юридического лица.

В соответствии со ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заявителя, по имеющимся в материалах дела документам.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав доводы представителя заявителя, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13, ст. 17- Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - Закон №173-Ф3) на основании сведений об уплачиваемых страховых взносах и страховом стаже застрахованным лицам назначается трудовая пенсия. Непредставление (представление неполных и (или) недостоверных сведений) влечет несвоевременное назначение пенсии.

В целях реализации Федерального закона РФ от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 №339-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты...») отчетными периодами с 2011 года признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.

Согласно ст.11 Закона №27-ФЗ - страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы)», за 2011г.(п.1,2 ст.11 Закона №27-ФЗ)

Перечень сведений, подлежащих представлению в органы Пенсионного фонда, установлен н.2 вышеназванной статьи Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В силу п.2 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона сведения представляются в Пенсионный фонд в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов:

- для представления сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже - формы СЗВ-6-1 "Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица" и СЗВ-6-2 "Реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц", утвержденные постановлением Правления Пенсионного фонда от 31.07.2006г. № 192п.

- для представления сведений о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования - форма СЗВ-6-3 "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов -страхователями в пользу физического лица", утвержденная Постановлением Правления ПФР от 24.03.2011г. № 59-п «О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда от 31.07.2006г. № 192п». При этом, согласно п. 73 Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления ПФР от 31.07.2006г. № 192п, сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица, представляются страхователями один раз в год, в отчетный период за календарный год и сопровождаются формой АДВ-6-4 "Опись документов сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица".

Как следует из материалов дела, в нарушение требований законодательства ООО «Сельскохозяйственный альянс» несвоевременно представлены в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области (далее - Управление) в установленный срок сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период: 2011 год:

Установленная законодательством дата окончания приема сведений - не позднее 15.02.2012г.

В результате проверки установлено, что ООО «Сельскохозяйственный альянс» представлены сведения 15.03.2012г., тем самым нарушен п.2 ст.11 Закон № 27-ФЗ (в ред. ФЗ от 08.12.2010 №339-Ф3), что зафиксировано в акте проверки от 09.10.2012г. №67 своевременности предоставления сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете на обязательное пенсионное страхование.

О рассмотрении акта проверки ООО «Сельскохозяйственный альянс» было уведомлено (уведомление от 09.10.2012г. №05-67). Вышеуказанный акт камеральной проверки направлен в адрес ответчика заказным письмом с уведомлением 10.10.2012г. Согласно уведомлению о приглашении плательщика, страхователь был приглашен на 09.11.2012г. в 10.00ч. в Управление для рассмотрения вышеуказанного акта.

В соответствии с п.5 ст.38 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212ФЗ) - «Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.».

ООО «Сельскохозяйственный альянс» на рассмотрение материалов акта не явилась, акт рассмотрен в отсутствии страхователя, однако Обществом представлено возражение на вышеуказанный акт.

В соответствии с частью 3 ст. 17 Закона №27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд РФ.

Согласно представленного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2011 г. сумма финансовой санкции в соответствии с ч.3 ст. 17 Закона №27-ФЗ составила 107 879,90 рублей.

09 ноября 2012г. начальником Управления по результатам рассмотрения Акта от 09 октября 2012г. № 67 вынесено решение № 67 о привлечении ООО «Сельскохозяйственный альянс» к ответственности в отсутствии представителя страхователя. Как указывает Управление, при вынесении решения, обстоятельств, смягчающих ответственность ООО «Сельскохозяйственный альянс» выявлено не было.

Требованием №67 по состоянию на 04 декабря 2012г. ответчику было предложено добровольно уплатить сумму штрафных санкций, предусмотренную ч.3 ст. 17 ФЗ № 27-ФЗ, в размере 10 процентов причитающихся за отчетный период 2011 год платежей в ПФР, в сумме 107 879,90 руб. до 23.12.12 года.

Однако, ответчик указанное требование не исполнил, сумма штрафа па расчетный счет Управления перечислена не была, что послужило основанием для обращения с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Кроме того, согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Ответчик при рассмотрении дела заявил ходатайство об уменьшении размера штрафных санкций, ссылаясь на наличие смягчающих обстоятельств, которые не были приняты во внимание Управлением при вынесении решения о привлечении к ответственности.

Несвоевременную подачу сведений ответчик мотивирует тем, что ООО «Сельскохозяйственный альянс», в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, связанными с изменением места его нахождения, документы были направлены в Межрайонную ИФНС России № 18 по Самарской области для внесения изменений в ЕГРЮЛ. Однако, поскольку Обществом по состоянию на 11.02.2013 года от налогового органа не была получена выписка из ЕГРЮЛ, свидетельство о внесение изменений в ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на налоговый учет в МИ ФНС РФ № 16 по Самарской области, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1, СЗВ-6-1, СЗВ-6-3, АДВ-6-2, АДВ-6-4) за 2011 был направлен через сервер системы «Контур-Экстерн» 11.02.2012 года в Управление ПФР по Ленинскому и Самарскому району г. Самары, а не в Управление Пенсионного фонда г. Новокуйбышевска. 15.03.2012 года указанные сведения были перенаправлены Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Новокуйбышевску Самарской области в целях устранения ошибки.

Как указано в заявлении, Обществом, как плательщиком страховых взносов, допущено несвоевременное представление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов.

Вместе с тем из решения управления Пенсионного фонда № 67 от 09.11.2012 года не усматривается, что при его вынесении устанавливались обстоятельства, смягчающие ответственность общества за совершение правонарушения, несмотря на представление ООО «Сельскохозяйственный альянс» возражений.

Как указал Президиум ВАС РФ в пункте 15 Информационного письма от 11.08.2004г. № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном, пенсионном страховании», на правоотношения, связанные с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании. К указанным правоотношениям применимы, в частности, положения главы 15 НК РФ "Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений", определяющие обстоятельства, смягчающие ответственность (пункт 1 статьи 112 НК РФ), и порядок определения размера подлежащего взысканию штрафа при установлении названных обстоятельств (пункт 3 статьи 114 НК РФ).

Согласно ст. 114 Кодекса налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями гл. 16 Кодекса.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 Кодекса за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, предусмотренном ст. 114 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ суды имеют право признавать смягчающими ответственность налогоплательщика неограниченный круг обстоятельств.

В силу пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 Кодекса, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Кодекса. Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.

С учетом изложенного, а также характера деятельности ответчика согласно кода по ОКВЭД, связанного с сельским хозяйством (растениеводство, оптовая торговля зерновыми культурами, выращивание масляничных культур, животноводство и прочее), а также сложившейся ситуацией в организации в период сдачи отчетности (смена места нахождения организации, постановка на учет в другом налоговом органе), суд считает возможным снизить размер подлежащего взысканию штрафа до 2 000 руб.

При изложенных обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению частично, а именно в части взыскания штрафных санкций в размере 2000 руб. В остальной части заявленные требования удовлетворению не подлежат.

При этом, вопрос о снижении размера финансовой санкции рассмотрен судом с учетом Постановления Правительства Самарской области от 16.11.2012 № 664 (в ред. от 26.02.2013) "Об утверждении областной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области на 2013 - 2020 годы".

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. подлежат отнесению на ответчика и подлежат взысканию в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить частично.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственный альянс" (ИНН 6316131515, ОГРН 1086316002960) в пользу Государственного  учреждения  - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Новокуйбышевск Самарской области штрафные санкции за непредставление в установленные законом сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования  за отчетный период 2011 года в размере 2000 руб.

В остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственный альянс" (ИНН 6316131515, ОГРН 1086316002960) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области в течение месяца.

Судья

/

Мехедова В.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка