АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 19 марта 2013 года Дело N А55-32352/2012

Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2013 года

Полный текст решения изготовлен 19 марта 2013 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Бойко С.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Курушкиным А.В.

рассмотрев в судебном заседании  13 марта 2013 года  дело по иску, заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Фьючер"

к  Министерству имущественных отношений Самарской области

о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0110006:50

при участии в заседании

от заявителя - Екатериничева Т.Л., по доверенности №1 от 12.11.2012

от ответчика - Фитчина А.О. по доверенности от 20.12.2012

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Фьючер" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в собственность земельного участка площадью 80 кв.м.с кадастровым номером 63:01:0110006:50, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Аэродромная (около дома № 10), для использования под временный торговый павильон, содержащегося в уведомлении от 18.09.2012 № 12-1/2533/12.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.

Представитель ответчика возражает против удовлетворения заявленных требований.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Из материалов дела усматривается, что Общество с ограниченной ответственностью "Фьючер" на праве аренды владеет и пользуется земельным участком площадью 80 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0110006:50, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Аэродромная (около дома № 10), для использования под временный торговый павильон.

Заявитель обратился в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением от 28.08.2012 о предоставлении вышеназванного участка в собственность.

Сообщением от 18.09.2012 № 12-1/2533/12 в приватизации испрашиваемого земельного участка заявителю было отказано. Отказ мотивирован тем, что у министерства отсутствует волеизъявление на продажу земельных участков; в случае продажи земельного участка, находящегося в аренде, бюджет Самарской области будет лишен источника формирования в виде арендных платежей; на указанном земельном участке отсутствуют  объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности.

Считая отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.

В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации   земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;  указанные органы  обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений  Самарской области.

Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые  не разграничена в городском округе Самара, регламентирована  постановлением Правительства  Самарской области от 21.06.2006 №74 «О порядке распоряжения  земельными участками, государственная собственность на которые  не разграничена в городском округе Самара» (далее - Порядок).

Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.

В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.

В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.

Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.

Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.

При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.

В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.

В соответствии с абзацем 6 пункта 3.1 Порядка, в редакции Постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 № 198, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды.

С учетом изложенного, действующая редакция абзаца 6 пункта 3.1 Порядка содержит указание на конкретное обязательственное право - право аренды земельного участка.

Таким образом, данная норма Порядка устанавливает основания для предоставления земельных участков, занятых временными объектами, в аренду ввиду наличия у владельца временного объекта, расположенного на испрашиваемом земельном участке преимущественного перед другими лицами, права на заключение договора  (при  наличии  акта  уполномоченного  органа  власти  о предоставлении земельного участка в аренду при отсутствии заключенного договора аренды), а не исключительного права на приватизацию испрашиваемого земельного участка.

Учитывая, что Порядок не предусматривает исключительное право граждан и юридических лиц  приобретения земельных участков  в собственность под временными объектами без проведения аукциона, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ министерства не противоречат закону и иным нормативным актам, что в силу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Расходы по госпошлине, в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 167-178,198-201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

С.А. Бойко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка