АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 20 марта 2013 года Дело N А55-32355/2012

Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2013 года

Полный текст решения изготовлен 20 марта 2013 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Бойко С.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Курушкиным А.В.

рассмотрев в судебном заседании  15 марта 2013 года  дело по иску, заявлению

Закрытого акционерного общества "Завод железобетонных строительных конструкций"

к  1. Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области,

2. Федеральному агентству по управлению государственным имуществом

О признании незаконным бездействия

при участии в заседании

от заявителя - Нечаева О.Н., по доверенности №01-13 от 24.01.2013

от ответчиков - не явились

Установил:

Закрытое акционерное общество "Завод железобетонных строительных конструкций" обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом изменения предмета требований) о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившееся в не предоставлении по заявлению от 29.06.2012 в собственность заявителя земельного участка по адресу: Самарская область, г.Новокуйбышевск, западная промышленная зона, площадью 144 328 кв.м., с кадастровым номером 63:04:0000000:0008 в установленные законом сроки,  а также об обязании принять решение о предоставлении в собственность вышеназванного земельного участка по цене, равной 2,5% от его кадастровой стоимости и направлении проекта договора купли-продажи.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного  разбирательства извещены по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 13 марта 2013 года до 15 часов 15 минут 15 марта 2013 года.

В соответствии с рекомендациями, содержащимися в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 N 113 «О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», о времени и месте рассмотрения дела после перерыва участники процесса были извещены путем размещения объявлений на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, 29.06.2012 Закрытое акционерное общество "Завод железобетонных строительных конструкций" обратились в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка по адресу: Самарская область, г.Новокуйбышевск, западная промышленная зона, площадью 144 328 кв.м., с кадастровым номером 63:04:0000000:0008. Названный земельный участок занят объектами недвижимости, находящимися в собственности заявителя.

К заявлению были приложены все необходимые документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2007 г. № 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения" (действующем на момент обращения заявителя с заявлениями о выкупе).

Письмом от 04 октября 2012 г. № 7128 ТУ Росимущества направило пакет документов, представленный заявителями, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Однако решение о продаже заявителю земельного участка в установленный законом срок ни Росимуществом, ни ТУ Росимущества принято не было.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителей в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию этих земельных участков в порядке, установленном Кодексом.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (ст. 29 ЗК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 30 октября 2007 г. № 370.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что заявители представили в ТУ Росимущества весь пакет документов, предусмотренный приказом Минэкономразвития РФ от 30 октября 2007 г. № 370. Данное обстоятельство ответчиками не опровергнуто.

В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные  земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001г. №178-ФЗ, собственники объектов недвижимости, являющихся частями здания, вправе приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей здания, расположенного на этом земельном участке.

При приватизации  всех частей здания (нежилых помещений), расположенном на этом земельном участке, собственник, являющийся правообладателем всех частей здания (всех нежилых помещений), вправе приобрести в собственность земельный участок.

Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Доказательств изъятия испрашиваемого заявителем земельного участка из оборота, запрета на его приватизацию, резервирования для государственных или муниципальных нужд мэрией суду не представлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации  граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу положений пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации  для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Согласно  пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 11 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

Однако, в нарушение указанных норм законодательства, несмотря на предоставление заявителями полного пакета документов, ни Росимуществом, ни ТУ Росимущества в установленный срок не принято решение по обращению заявителя о предоставлении в собственность спорного земельного участка.

Из материалов дела усматривается, что принадлежащее заявителю недвижимое имущество, расположенное на испрашиваемом земельном участке приобретено им в порядке приватизации по договору купли-продажи № 20 от 23.06.1992, заключенному в Фондом имущества Самарской области. Следовательно, в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" цена испрашиваемого заявителем земельного участка подлежит расчету исходя из двух с половиной процентов кадастровой стоимости этого земельного участка.

Сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка отражены в его кадастровом паспорте. Следовательно, препятствий для расчета выкупной стоимости спорного земельного участка не имеется.

Ссылка ТУ Росимущества на пропуск заявителем срока на обращение в суд, установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом отвергается, т.к. письмом № 61122 от 27.08.2012 ТУ Росимущества проинформировало заявителя о продлении срока рассмотрения заявления. Оспариваемое бездействие носит длящийся характер, в связи с чем, ограничение срока на обращение в суд повлечет невозможность восстановления нарушенных прав заявителя, поскольку права общества нарушаются и на дату рассмотрения дела.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое бездействие ответчиков, выразившееся в не предоставлении Закрытому акционерному обществу «Завод железобетонных строительных конструкций» по заявлению от 29.06.2012 в собственность земельного участка по адресу: Самарская область, г.Новокуйбышевск, западная промышленная зона, площадью 144 328 кв.м., с кадастровым номером 63:04:0000000:0008 в установленные законом сроки  по цене, равной 2,5% от его кадастровой стоимости противоречит положениям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации",  и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что в силу статьей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания его незаконным и обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

С учетом изложенного заявленные  требования подлежат удовлетворению с отнесением расходов по госпошлине, в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области.

Руководствуясь ст.ст. 110,167-178,198-201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившееся в не предоставлении Закрытому акционерному обществу «Завод железобетонных строительных конструкций» по заявлению от 29.06.2012 в собственность земельного участка по адресу: Самарская область, г.Новокуйбышевск, западная промышленная зона, площадью 144 328 кв.м., с кадастровым номером 63:04:0000000:0008 в установленные законом сроки.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав путем и законных интересов ЗАО «Завод ЖБСК» путем принятия решения о предоставлении в собственность ЗАО «Завод ЖБСК» земельного участка по адресу: Самарская область, г.Новокуйбышевск, западная промышленная зона, площадью 144 328 кв.м., с кадастровым номером 63:04:0000000:0008 по цене равной 2,5% от его кадастровой стоимости и направления проекта договора купли-продажи.

Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в пользу Закрытого акционерного общества "Завод железобетонных строительных конструкций" расходы по госпошлине в размере 2000 рублей.

Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

С.А. Бойко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка