АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 14 марта 2013 года Дело N А55-32980/2012

Резолютивная часть решения оглашена 13 марта 2013 года, в полном объеме решение изготовлено 14 марта 2013 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Холодковой Ю.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Курносовой Д.Г.

рассмотрев в судебном заседании  13 марта 2013 года  дело по заявлению

Департамента управления имуществом городского округа Самара

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

третье лицо: МП г. Самары «Самараводоканал»

о признании незаконным решения и обязании

при участии в заседании

от заявителя - представитель Симкина А.С., доверенность

от Управления - представитель Светкина Д.Д., доверенность

от третьего лица - не явился, извещен

Установил:

Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным решения от 28 августа 2012 года № 01/145/2012-654 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - благоустройство площадки 2-го подъезда, расположенный по адресу: Самарская область, г Самара, Куйбышевский район, Южное шоссе, д. 3 «а» и обязании Управления зарегистрировать право муниципальной собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала свои требования в полном объеме.

Представитель Управления возражал относительно заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 37-41).

Третье лицо - МП города Самары «Самараводоканал» в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства извещено в соответствии со статьей 123 АПК РФ ( уведомление № 77697).

В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Рассмотрев заявленные требования, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - благоустройство площадки 2-го подъема, расположенный по адресу: Самарская область, г Самара, Куйбышевский район, Южное шоссе, д. 3а, кадастровый номер 63:01:0404003:0:2 (л.д. 42).

Сообщением от 28.08.2012 года № 01/145/2012-654 в совершении названных регистрационных действий было отказано на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ( л.д. - 11-12).

Отказ мотивирован непредставлением на государственную регистрацию документов, подтверждающих законность создания спорного объекта.

Посчитав данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации основанием для принятия судом решения о признании незаконным действия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие  двух фактов в совокупности: несоответствия  обжалуемого действия  закону или иному нормативному правовому акту и нарушения этим действием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, а также договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В соответствии со статьей 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

Из материалов регистрационного дела следует, что Департамент для целей государственной регистрации представил следующие документы: выписку из реестра муниципальной собственности от 05.09.2011 года ( л.д. - 45), кадастровый паспорт объекта недвижимости от 09.09.2011, балансовую справку, письмо МП «Самараводоканал» от 28.09.2011 года.

Кроме того, материалами дела подтверждается, что в архиве Управления хранятся постановление главы города Самары № 677 от 31.12.1998 года вместе с Актом приемочной комиссии, решение исполнительного комитета городского Совета народных депутатов Куйбышевской области № 656, распоряжение о присвоении адресов № 512, постановление Главы города Самары № 390 от 22.05.2000 года «О предоставлении муниципальному предприятию «Самараводоканал» в постоянное пользование фактически занимаемого земельного участка насосной станцией 2 подъема комплекса водозаборных и очистных сооружений в Самарском Заречье в Куйбышевском районе».

Из материалов дела усматривается, что на основании свидетельства № 55 от 15 апреля 1992 года МП г. Самара «Самараводоканал» на праве постоянного (бессрочного) пользования владеет земельным участком, предоставленным для строительства водозаборных сооружений в Самарском заречье, дамбы длиной 7 км.

Впоследствии на данный земельный участок Управлением Росреестра по Самарской области зарегистрировано право муниципальной собственности, о чем выдано свидетельство от 03 июня 2010 года.

Актом приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта от  декабря 1998 г., утвержденным Постановлением Главы г. Самары от 30.12.1998 № 677 (л.д. 9),  принят в эксплуатацию комплекс водозаборных и очистных сооружений в Самарском заречье производительностью 100тм3/сут.

Из Акта приемки усматривается, что строительство данного объекта велось на основании разрешения на строительство, выданным Постановлением Главы № 34 от 02.02.1998 года, а в составе пускового комплекса к приемке предъявлен объект - «благоустройство площадки 2-го подъема» ( пункт 29 Акта, л.д. - 29-оборот).

Согласно п. 8 Постановления Совета Министров СССР от 23.01.81 № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами.

Датой ввода объекта в эксплуатацию считается дата подписания акта государственной приемочной комиссией.

Судом отвергается довод регистрирующего органа, изложенный в отзыве на заявление, что Акт государственной приемочной комиссией на государственную регистрацию права представлен не был.

Заявителем представлено сопроводительное письмо в адрес регистрирующего органа о предоставлении в его адрес Акта приемочной комиссии, утвержденного Главой города Самары на основании Постановления № 677 от 31.12.1998 года. Указанное письмо зарегистрировано в Управлении 02.09.2010 года.

В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Самарской области пояснил суду, что акт приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта - комплекс водозаборных и очистных сооружений в Самарском заречье ранее в Управление представлялся и имеется в архиве Управления.

Согласно положениям статьи 19 Закона о регистрации государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. С учетом изложенного, суд полагает, что  государственный регистратор имел возможность получить Акт приемки из архивных материалов Управления Росреестра по Самарской области.

Довод о том, что представленные документы, а также имеющиеся в архиве, не содержат информацию о разрешении на строительство, суд считает несостоятельным, так как в тексте Акта комиссии содержится прямое указание на соответствующее разрешение на строительство.

Вместе с тем, законом о регистрации не предусмотрено представление заявителем разрешений на строительство объекта.

Также суд отмечает, что заявленный на регистрацию объект недвижимого имущества сформирован как объект права, прошел государственный кадастровый учет, ему присвоен самостоятельный кадастровый номер, что позволяло регистратору идентифицировать его как объект, право на который заявлено на регистрацию.

Оценивая названные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что представленные в регистрирующий орган документы позволяли удостовериться в том, что строительство резервуара осуществлено на земельном участке, предоставленном МП «Самараводоканал» для этих целей.

Названный объект введен в эксплуатацию в составе пускового комплекса государственной приемочной комиссией.

Таким образом, отсутствуют препятствия для государственной регистрации права собственности городского округа Самара  на новую вещь, созданную с соблюдением закона и иных правовых актов.

С учетом изложенного суд полагает, что обжалуемый отказ  противоречит требованиям статей 18, 20 Федерального закона от 21 июня 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и нарушает права и законные интересы заявителя, который согласно статьи 27 Устава городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 167-170,176,197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Требования удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 28 августа 2012 года № 01/145/2012-654 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - благоустройство площадки 2-го подъезда, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Южное шоссе 3 «а».

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по вступлении в законную силу настоящего решения устранить допущенные нарушения прав и интересов Департамента управления имуществом городского округа Самара путем проведения государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на объект недвижимого имущества- благоустройство площадки 2 подъезда, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, Южное шоссе 3 «а».

Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Ю.Е. Холодкова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка